Он честно признаётся, что выбор профессии определил для него пример родителей. А ещё он с гордостью говорит, что общий педагогический стаж семьи учителей Стрельниковых (родителей, трёх сыновей и их детей) составляет более 250 лет. При этом личный вклад Александра Стрельникова в семейный стаж весьма значителен - 44 года.
Он прошёл все ступени педагогической карьеры (от учителя физкультуры до начальника районного управления образования) и стал видной фигурой районного масштаба, о чём свидетельствует присвоение ему звания «Почётный гражданин посёлка Лебяжье». Пиком же признания заслуг Александра Стрельникова по педагогической линии стало получение им учреждённой Группой «Сельмаш» премии «Элита образования Кировской области».
Лебяжье - районный центр на юге Кировской области (если смотреть по прямой от областного центра). Это небольшой и тихий провинциальный посёлок, где все знают друг друга и где человеческие качества и способности особенно заметны. В подобных местах ещё с советского времени, несмотря на все либеральные реформы системы образования, сохраняется уважительное отношение к учителям. В такой среде семья педагогов Стрельниковых не могла затеряться.
- Для меня всегда был особо значим пример отца, Павла Васильевича Стрельникова, - вспоминает Александр Павлович. - У нас была во многом патриархальная семья, и авторитет папы не подвергался сомнению.
Да и как не быть авторитету у человека, прошедшего всю Великую Отечественную, получившего после нее высшее педагогическое образование, ставшего в конце концов директором Лебяжской школы, руководителем районного отдела народного образования и зампредом райисполкома? Одно перечисление высоких должностей районного уровня внушает уважение к этому человеку. Что уж говорить о том, кем он был в глазах сыновей.
В связи с этим ничуть не удивляет, что все три сына в семье Стрельниковых пошли по стопам отца - стали учителями. Как писал в своё время Александр Грибоедов: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца…»
И старший сын - Владимир, и средний - Евгений, и младший - Александр, следуя по стопам отца, окончили Кировский педагогический институт имени В.И. Ленина и стали учителями. Первый и второй преподавали математику и физику, а третий - физическую культуру.
Но на детях учительская династия Стрельниковых не закончилась. Внуки и правнучка Павла Васильевича тоже стали педагогами, продолжив семейную традицию в третьем и четвертом поколениях.
Нет ничего удивительного в том, что дети решили продолжить дело отца. Так бывает, и достаточно часто. Хотя, честно говоря, в учительском деле такие династии встречаются реже, чем в других профессиях.
В случае же с семьей Стрельниковых удивляет не тот факт, что сыновья пошли по стопам отца. Удивляет выбор специальности младшим из сыновей - Александром. Согласитесь, на фоне отца, который преподавал русский язык и литературу, матери, которая была учительницей начальных классов, и двух старших братьев, получивших профессию учителя математики и физики, преподаватель физвоспитания выглядит несколько нешаблонно.
Но получилось так, как получилось. Еще в школе Саша увлекся спортом. Был неоднократным чемпионом района по лыжным гонкам и по настольному теннису. А в комитете комсомола школы отвечал за спортивно-массовую работу.
- Занятия спортом для меня были не только увлечением, но и хобби, - признаётся Александр Павлович.
И это увлечение стало, наряду с преподаванием и общественной работой, образом жизни Александра Стрельникова. Вот и его дочь - Анна - подтверждает этот факт: «Утро папа начинал с тренировок, вечер заканчивал тренировками. Бег круглогодично, зимой - лыжи, вечером - волейбол, по праздникам - футбол...»
Своим примером педагог увлекал учеников. И они, вслед за своим наставником, показывали высокие спортивные результаты.
- Во время работы учителем физкультуры он свои знания, навыки и сердце отдавал детям, всегда настраивал нас на победу над собой и на командную победу, к нему мы всегда относились уважительно, он был для нас примером физической подготовленности, - вспоминает о своём учителе Александр Казаков. - Александр Павлович был атлетически сложён, являлся чемпионом района по лыжным гонкам, настольному теннису, волейболу, стрельбе из пневматической винтовки. Показывал ошеломляющие для нас упражнения на гимнастических брусьях, гимнастической перекладине, акробатической дорожке. Был силён в классической борьбе. После его уроков мы влюблялись в физическую культуру и спорт, становились сильнее и увереннее в своей силе.
- Это были самые интересные, увлекательные, запоминающиеся годы, - в свою очередь, говорит Александр Стрельников о периоде работы учителем физкультуры. - Была подготовлена сильная команда школьников, занимавшихся лёгкой атлетикой. Мы участвовали в соревнованиях в таких городах, как Ессентуки, Пятигорск, Сочи, Пржевальск, Смоленск, Екатеринбург, Кострома, Вологда, Ростов-на-Дону, Березники, Кашира, и многих других. Большое количество школьников, занимавшихся лёгкой атлетикой в то время, в дальнейшем приобрели педагогическую профессию.
Вершиной успеха в тот период для Александра Стрельникова стало участие в открытии московской Олимпиады в 1980 году. Тогда, как рассказывает его дочь, Анна, для туристов - зрителей Олимпиады организовали множество мероприятий, в числе которых были забеги на московскую олимпийскую милю (1980 метров). В одном из них принял участие Александр Павлович и выиграл его. В связи с этим ему была вручена символическая олимпийская медаль.
Впрочем, такие успехи не удивляют. Так всегда бывает, когда любимое дело и профессия совпадают и, ко всему этому, человек умеет заразить своей увлеченностью окружающих.
Отдавать самого себя целиком порученному делу стало визитной карточкой Александра Стрельникова. И не только на поприще преподавания физкультуры. Будучи директором школы, он с такой же самозабвенностью занимался организацией учебного процесса и общественной жизни родного ему учреждения.
По словам Александра Павловича, высоких показателей можно добиться, только если в школе есть дружный коллектив высококлассных и увлеченных своей работой педагогов. В Лебяжской школе такой был и есть. Ведь не случайно до четверти всех выпускников в разные годы были медалистами. Вот и в 2022/2023 учебном году из 17 выпускников четыре человека получили золотые медали «За особые успехи в учении».
С особой теплотой Александр Стрельников вспоминает, как вместе с учениками он реализовывал проект «Памятники на родине Героев Советского Союза». В четырех местах Лебяжского района были возведены мемориалы, посвященные героям. Совместный труд сплотил и вдохновил учащихся. А некоторые из них после окончания школы обещали навещать места, где их трудом были воздвигнуты памятники. Это начинание лебяжцев получило высокую оценку на областном уровне, заняв первое место в конкурсе гражданских инициатив.
Но самое главное, как говорит Стрельников, - что дело патриотического воспитания детей в Лебяжской школе сегодня есть кому продолжить. Энтузиастом в таких начинаниях стал Владимир Мамаев, который преподает в школе предмет «Основы безопасности и защиты Родины».
Под руководством Александра Павловича появился в учебном заведении орган школьного самоуправления - президентский совет. Сегодня он решает многие вопросы, в том числе определяет стипендиатов двух премий, которые вручаются самым успешным ученикам. И далеко не каждая школа может похвастаться такой вовлечённостью детей в её жизнь.
Можно и дальше перечислять успешные начинания и находки Стрельникова в качестве педагога и воспитателя. Можно также вспомнить, что свой труд на благо школы он совмещал и до сих пор совмещает с депутатской деятельностью. но нельзя не заметить, что все эти достижения стали возможными лишь благодаря поистине уникальной самоотдаче этого человека. Однако такая жизнь не только никогда не тяготила педагога, но и всегда приносила ему, как свидетельствует его дочь, лишь радость.
- Если бы сегодня мне предоставили возможность вернуться вспять и начать всё с начала, то я бы вновь повторил тот путь, который прошёл, - заключил Александр Стрельников.
Сергей СМОЛИН.
Фото из архива А.П. Стрельникова.