Рядом с нами живёт много обычных людей. Они, как и мы, ходят каждый день на работу, в магазины. По выходным гуляют с семьёй либо идут на рыбалку или охоту. Читают книги, газеты, смотрят телевизор, слушают музыку. Им не присуждают высокие правительственные награды, и о них не кричат взахлёб средства массовой информации. В общем, представляют они самый что ни на есть народ.
Таких людей можно встретить в любой профессии. Есть они и среди учительского сообщества.
За последнее время «Вятский край» рассказал своим читателям о нескольких педагогах, которые за свои достижения были отмечены премией «Элита образования Кировской области», учреждённой Группой «Сельмаш». Каждый из этих людей чем-то отличился на ниве народного просвещения, и эти заслуги были замечены и отмечены.
Но есть среди лауреатов премии учитель физкультуры из города Слободского Александр Казимиров, который просто честно делал свою работу и самое значительное достижение которого - почти полвека, отданных преподаванию в родной для него школе (а ныне лицее) № 9.
Александр Казимиров родился в Слободском в 1952 году в семье учительницы начальных классов и механика холодильных установок. Учился в средней школе № 9, куда после окончания Кировского пединститута имени В.И. Ленина в 1977 году вернулся в качестве учителя физкультуры. С тех пор место работы его не менялось, и лишь год назад Александр Александрович завершил свою педагогическую деятельность, окончательно выйдя на пенсию.
Казимиров признаётся, что вся его жизнь, за исключением службы в армии и учёбы в институте, связана со Слободским и со школой № 9. В это трудно поверить, но за всю свою жизнь его ни разу не тянуло к перемене мест, к поиску другой работы, иного приложения сил. Он ни разу не пожалел о том, что остался верен родному городу и родной школе.
- Мне всегда было комфортно жить и работать здесь, - говорит Казимиров. - Это молодёжь сейчас чего-то ищет, куда-то ездит. А так, чтобы увидеть другие места, достаточно отпуска - съездил, посмотрел.
Столь удивительное постоянство объясняется просто: Александру Александровичу нравилось работать с детьми, быть для них, как говорит он сам, не только учителем, но и другом. Поэтому главным для педагога он считает возможность оставить частичку себя в душе каждого учащегося.
И, нужно сказать, дети отвечают учителю взаимностью. Немало ребят, которых учил Казимиров, имеют разные спортивные разряды.
По словам Казимирова, выбор им педагогического поприща был во многом случайным и одновременно закономерным.
- У нас в школе, когда я учился, был замечательный учитель физкультуры Владимир Александрович Кравчук, - вспоминает Александр Александрович. - В школьные годы он был для меня наставником и примером.
Сам же будущий педагог в это время уделял немалое внимание физподготовке. Играл в баскетбол, занимался спортивным ориентированием, участвовал в легкоатлетических соревнованиях. К концу школьного обучения у него имелся первый взрослый разряд по баскетболу и второй взрослый по легкой атлетике.
Потом была армия, после которой встал вопрос: чем заниматься далее?
- Мой двоюродный брат за год до моей демобилизации поступил в Кировский пединститут на отделение физкультуры, - рассказывает Казимиров. - И когда я вернулся после службы, он позвал меня к себе в институт: «Иди к нам, тут интересно». Я посоветовался с мамой, она была не против. Так и поступил.
Впрочем, здесь Александр Александрович слегка слукавил. Поступить в то время в институт было непросто. Он сам признаётся, что конкурс в тот год был десять человек на одно место. Абитуриента Казимирова выручили подготовительные курсы, которые напомнили бывшему солдату школьную программу, а также склонность его к естественным наукам. Так в конечном счёте и стал он учителем физкультуры.
Качественная институтская подготовка сказалась и на учительской карьере Александра Александровича. С 1996 по 2000 год он возглавлял методическое объединение учителей физической культуры города Слободского. В это время Казимиров написал авторскую «Программу по физической культуре с развитием двигательных качеств для учащихся пятых - одиннадцатых классов», утвержденную кандидатом педагогических наук Г.И. Кушковым (Вятский государственный педагогический университет).
А чуть позже, в 2003 году, Казимиров получил звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Верность выбранной профессии и городу, в котором живет, - отличительная черта Александра Казимирова. Он корнями ушел в жизнь Слободского.
Ему нравится ходить по улицам. Он радуется, когда Слободской хорошеет, как после реставрации преобразилась колокольня на Соборной площади, как появляются новые арт-объекты, как в лучшую сторону изменился городской парк.
- Всё к лучшему идёт, всё интереснее становится, - говорит Казимиров. - Летом, когда приезжают внуки, мы любим ходить и в городской, и в детский парки. Бывает, идём на площадь. Там тоже есть чем заняться детям: детские площадки сделали.
Да и хобби у Александра Александровича, как говорится, коренное - охота и рыбалка.
- Но в лес я больше не за зверем и птицей хожу, а чтобы побродить там, - замечает он. - А вот рыбалка - это скорее для азарта. Хотя у нас в семье никто речную рыбу не ест и я весь улов знакомым и соседям раздаю.
В общем, эта сторона жизни Казимирова типична для многих людей, живущих не только в Слободском, но и в других городах и поселках Кировской области. Такие люди гордятся своими знаменитыми соотечественниками и очень обижаются, когда кто-то пренебрежительно говорит об их малой родине.
Александр Казимиров - хороший семьянин. Много десятков лет они дружно прожили с женой Верой. Построили дом, родили двух сыновей.
Сегодня оба сына - самостоятельные люди, живут отдельно от родителей. Один руководит коммерческим предприятием в Ярославле, второй - в Кирове, музыкант, создал две музыкальные группы.
Да, не пошли они по стопам отца и бабушки, не стали педагогами. Да это и не обязательно, правда? Главное - дети нашли себя и работают где им нравится. А отец их поддерживает. Бывает, в трудные времена и плечо подставляет.
В свою очередь сыновья родителей не забывают. Звонят, приезжают. Внуков на каникулах привозят. В общем, нормальная российская семья.
У Александра Александровича богатый педагогический опыт, и он щедро делится им с начинающими педагогами. Молодой учитель, по наблюдениям Казимирова, нередко испытывает чувство страха перед учениками, которое продиктовано неуверенностью, желанием произвести благоприятное впечатление. Однако следует помнить, что даже самого неопытного преподавателя дети всегда воспринимают всерьез. Для них он, отмечает заслуженный педагог, - учитель, и потому новичок должен заменить заботу о себе заботой о детях, о тех задачах, которые нужно реализовать в ходе урока.
Совет от мастера: держать себя надо твердо, доброжелательно, без суеты. Не опускаться до нравоучений, упреков, переговоров с дежурным. А чтобы избежать неприятных ощущений от первых уроков, нужно познакомиться с учащимися во внеурочной обстановке, узнать особенности каждого.
Ну и, наконец, особую роль в становлении взаимоотношений с учащимися, как считает Александр Александрович, играют первые уроки. На них закладываются основы сознательной дисциплины, правильных взаимоотношений в ученическом коллективе, вырабатывается деловой ритм учебной работы, формируются взаимоотношения учителя и учеников, без которых невозможен учебный процесс. На первых уроках у учащихся складывается определенное отношение к слову учителя. Поэтому, приступая к уроку, педагогу важно с первой минуты создать в классе рабочую атмосферу. И никогда не следует начинать урок, пока в классе не установится полная тишина.
Сергей СМОЛИН.
Фото из архива А. Казимирова.