В Кировской области, да и в России в целом, не так уж много учителей, чей стаж превышает 60 лет. А директоров школ, которые стоят у руля полвека, и того меньше. Поэтому можно считать большим достижением то, что в нашем вятском образовании такие люди есть. Одна из них - Нина Алексеевна Аксёнова, которая долгие годы руководила кировской школой № 9.
Свою педагогическую деятельность Нина Аксёнова начала ещё в 1963 году, сразу по окончании средней школы. Потом была учёба в Кировском педагогическом институте имени В.И. Ленина. И уже после института её педагогический стаж шёл без всяких перерывов.
Но Нина Алексеевна - не просто учитель русского языка и литературы. Она ещё много лет возглавляла разные школы, а последнюю четверть века - родную «девятку».
Нужно ли говорить, что такое долголетие на поприще народного образования подтверждает выдающиеся профессиональные и человеческие качества кировского педагога? Ответ на этот вопрос и без того очевиден. Поэтому не было неожиданностью то, что в 2024 году Нина Алексеевна стала одним из лауреатов премии «Элита образования Кировской области», которую учредила Группа «Сельмаш» для поощрения выдающихся учителей.
Верность выбранному пути
Бывают люди, которые всю свою жизнь, как говорится, ищут себя, пробуют найти место то в одной профессии, то в другой. Но есть и другие - те, кто свой выбор делает ещё в юности, а потом занимается любимым делом долгие годы.
Своё призвание Нина Аксёнова выбрала в школе. Как говорит она сама, большую роль в этом сыграл Фёдор Васильевич Пестриков - директор Кайской средней школы, в которой училась будущий педагог. Он вёл в школе уроки русского языка и литературы и сумел заразить учеников любовью к своему предмету. И потом эта любовь переросла в стремление нести знания другим детям.
Укрепили уверенность Нины Алексеевны в правильности своего выбора и институтские преподаватели. Она с теплотой вспоминает куратора их группы, профессора и преподавателя русского языка Лидию Ивановну Гореву. Её требовательность в отношении глубокого освоения предмета заложила в Нине Алексеевне прочный фундамент знаний. А внимание к нуждам подопечных сделали куратора чуть ли не родным человеком для студентов.
Своей заботой о бытовых условиях и о личной жизни студентов запомнился Нине Аксёновой и ректор пединститута Георгий Андреевич Глушков.
Эти люди не только сформировали будущего учителя профессионально (что само по себе играет большую роль), но и заложили в Нине Алексеевне качества, которые, как она признаётся, впоследствии помогли ей руководить учительским коллективом, - требовательность и уважительное отношение к подчинённым.
В общем, покинув стены института, Аксёнова уже знала, кем, зачем и как она хочет работать. Она сформировалась как цельная и целеустремлённая личность. А потому и карьера у неё складывалась успешно. Начав в 1967 году учительствовать в кировской школе № 24, уже через девять лет Аксёнова стала руководителем этой образовательной организации. А потом, сменив ещё одно место работы, пришла в 1989 году директором в школу № 9.
За выпускников не стыдно
- Чтобы быть хорошим директором, нужно быть прежде всего профессионалом, - говорит Нина Алексеевна. - Я ведь не только руководитель, я прежде всего учитель русского языка и литературы. И в этом своём качестве я должна была состояться как педагог, иметь авторитет и у детей, и у их родителей.
По версии Аксёновой, настоящий учитель должен блестяще знать свой предмет. Но чаще всего этого недостаточно. Нужно ещё иметь свой подход к детям.
- В обращении с учениками необходимо быть серьёзным, вежливым и благожелательным, - рекомендует Нина Алексеевна начинающим педагогам. - Ваши замечания и выговоры должны быть строго обдуманы и чужды грубого тона. Относитесь ко всем ученикам одинаково, не имейте любимцев и доносчиков. В противном случае вы разделите учеников на партии и нарушите согласие и мир в классе. Не называйте учеников глупыми и неисправимыми, чтобы они не утрачивали веры в свои силы, в возможность исправления.
Этими принципами Нина Аксёнова руководствовалась в своей практике, и они оправдали себя. По словам директора и педагога, многими выпускниками школы она гордится.
- У нас было немало учеников, которые оканчивали школу с медалями, - вспоминает Нина Алексеевна. - За время моей работы в «девятке» таких было больше 60 человек. Я всегда к ним уважительно относилась. Помню и первых своих медалистов. Например, Машу Окуневу. Она не только успешно окончила школу, но и привела спустя несколько лет в неё своих детей. Вспоминаю и Славу Бушуева. Тоже медалист. А потом в один год у нас в школе было сразу четыре выпускника, получивших золотые медали. Сейчас смотрю на свою фотографию с этими мальчиками (мы снялись на выпускном вечере) и горжусь тем успехом.
Впрочем, по словам учителя, педагогический успех измеряется не только количеством полученных выпускниками медалей. Приходилось работать и с трудными подростками, которых часто называют хулиганами. И сегодня Нине Алексеевне приятно встречать этих повзрослевших людей, узнавать, что они нашли себя в жизни и что добрым словом поминают своего педагога.
- Таким ребятам всегда уделяешь больше внимания, и потом, при встречах, они как-то более уважительно к тебе относятся, понимают, что благодаря тебе они не опустились на дно жизни, - говорит Аксёнова. - Бывает, входишь в автобус, а они уже издали кричат: «Нина Алексеевна, идите сюда, мы вам место приготовили». Даже неудобно бывает порой перед другими пассажирами. Неудобно, но всё равно приятно, что помнят и уважают.
Быть твёрдой, но гибкой
Однако, признаётся Нина Алексеевна, профессиональных качеств для руководства школой недостаточно. Тут необходима, помимо прочего, высокая требовательность в сочетании с уважительным отношением к человеку.
Героиня знаменитого советского фильма «Москва слезам не верит», отвечая на вопрос подруги, трудно ли быть руководителем, сказала: «Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения».
В какой-то мере применим этот рецепт и к школьному руководству. Любой человек, который работает в школе, имеет должностные обязанности. А задача директора, по словам Нины Аксёновой, - требовать от подчинённых добросовестного их исполнения. Но жизнь идёт не по шаблону, и часто наряду с требовательностью нужно проявлять и гибкость.
Так, за долгое время руководства школьным коллективом Нине Алексеевне не раз приходилось сталкиваться с нарушителями трудовой дисциплины, беседовать с ними, уговаривать их не допускать больше проступков.
- Я, наверное, доверчивый человек, - говорит Аксёнова. - Всегда верила в то, что человек может исправиться. Нужно лишь дать ему шанс. И я таковой давала.
А ещё директор девятой школы говорит, что никогда не «тыкала» подчинённым.
- Я ко всем своим сотрудникам обращалась на «вы», - вспоминает Нина Алексеевна, - будь то учитель, секретарь или уборщица. Я даже к нашим выпускникам, которые потом приходили работать к нам в школу, относилась уважительно и только на «вы».
Такое сочетание качеств и сделало Нину Аксёнову успешным руководителем. А о том, что это действительно так, говорят отзывы её коллег и родителей учеников.
Например, учитель Татьяна Колеватова отмечает такие качества Нины Аксёновой, как профессионализм, самообладание, сдержанность, гибкость и спокойствие, которые обеспечили работу педагогов как единого коллектива. А председатель попечительского совета школы Елена Ворожцова указывает на внимательное отношение директора к просьбам детей и их родителей, на желание помочь каждому почувствовать себя в школе комфортно, уверенно.
Удивительно ли после этого, что коллеги и просто знакомые Нины Аксёновой искренне радовались за директора школы № 9, когда она стала лауреатом премии «Элита образования Кировской области».
Сергей СМОЛИН.
Фото из архива Н. Аксёновой.