Как сообщает «Российская газета», Министерство транспорта РФ разослало в регионы письмо, которым обязало власти областей, краёв и республик до 23 марта этого года утвердить планы по созданию инфраструктуры для электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). По этим планам в городах и весях для СИМ будут организовывать дорожки и парковки, а также обозначать места, где их проезд категорически запрещён.
Эти планы должны быть нацелены на долгосрочное поэтапное создание и развитие инфраструктуры такого электротранспорта, позволяющее разделить потоки пешеходов, СИМ и велосипедов. Кроме того, необходимо интегрировать эти самокаты в транспортные системы городов. Также требуется актуализировать градостроительные документы и документы транспортного планирования с учётом необходимости развития использования такого микромобильного транспорта, разделения потоков пешеходов и этих средств передвижения.
В региональных планах должно предусматриваться создание инфраструктуры для СИМ на рекреационных территориях и социальных объектах. А также их маршруты движения в паспортах безопасности в организациях дошкольного и общего образования.
Кроме того, до 23 июля этого года власти субъектов РФ обязаны издать акты по изменению региональных нормативов градостроительного проектирования, учитывающие требования к инфраструктуре СИМ. В том числе нормы по доступности (количеству и плотности) парковок (парковочных мест) для этого транспорта.
Все эти предложения были закреплены в дорожной карте по развитию СИМ. Но теперь для реализации конкретных пунктов этого плана установлены сроки исполнения, о которых регионы должны отчитаться Минтрансу РФ.
Понятно, что в одночасье ни места парковки, ни полосы для движения электросамокатов в городах не появятся. Это рассчитано на перспективу, но начинать реализацию надо уже сейчас.
Как пояснил «Российской газете» руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании по прокату электросамокатов Whoosh Сергей Карлов, за несколько последних лет приняты заметные решения по регулированию этой сферы. На федеральном уровне утверждена дорожная карта по развитию СИМ, утверждены нормативные акты как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Сейчас дело за региональными властями. Необходимо обеспечить инфраструктуру для передвижения и стоянки такой техники. Все понимают, что нельзя это сделать одномоментно, но в планы это закладывать необходимо. Чтобы при организации ремонта того или иного участка дороги проектировались возможности как для движения СИМ, так и для их стоянки: велополосы, разметка парковок, дорожные знаки. А реализовать это можно будет в соответствии с графиком ремонта дорог. Отдельно ничего перестраивать или проектировать не требуется.
Но в таких проектах, говорит эксперт, необходимо учитывать места концентрации такого транспорта (для организации парковок) и места аварийности с ним (для ограничения скорости в этих локациях с помощью знаков).
Понятно, что автомобилисты тут же возмутятся: мол, у них отберут ещё одну полосу. Но Сергей Карлов так не считает. По его словам, региональные власти должны найти баланс, чтобы не ущемить ни права водителей, ни владельцев СИМ, ни велосипедистов. Потому что разделить движение тех, других и третьих в перспективе крайне необходимо.
Также он напомнил о существовании медленных зон для электросамокатчиков, а также зон запрета для их движения. Но они работают только в отношении пользователей кикшеринга. Частные же владельцы подобных устройств могут спокойно в них передвигаться и даже превышать скорость. Так что тут необходимо устанавливать соответствующие знаки именно для водителей таких устройств: ограничение скорости, запрет движения СИМ.
Дорожная карта предусматривает ещё внесение массы новаций в действующее законодательство. Например, поправок в Правила дорожного движения именно в части СИМ, которые должны быть разработаны до 30 апреля этого года. Причём поправки должны содержать в себе уточнение понятий «СИМ», «электровелосипед», «мопед» и «мотоцикл». это до сих пор вызывает споры. Кто-то считает от мощности электродвигателя, указанной на самом транспортном средстве, кто-то требует провести испытания, чтобы установить постоянную мощность.
Кроме того, до 1 сентября должны быть разработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях об ответственности водителей СИМ. Сейчас они у нас квалифицируются, как иные участники. И даже за нетрезвое вождение им грозит максимум 1500 рублей штрафа.
Анастасия ЧЕТВЕРГОВА.
Подготовлено по материалам «Российской газеты».