Детские глаза… за забором. Как перевоспитывают несовершеннолетних правонарушителей в Кирове
ОБЩЕСТВО
Возле этого здания на проспекте Строителей пышно цвела сирень, на клумбах среди многоэтажек прорывались тюльпаны. Чуть поодаль - ветклиника, у которой сидела дама с собачкой, ожидавшая врача для своего питомца. А рядом - автосервис, там крутая иномарка тоже стояла в очереди - к мастеру автосервиса.
И уж совсем не вписывалась в будничную суету тесного тихого дворового уголка грустная женщина, сидевшая на детской площадке. Познакомились. Оказалось, пришла за племянником, оказавшимся «в-о-он в том здании» (она махнула рукой), где и находится Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) УМВД России по Кировской области.
- Жду… Прошел месяц...
Женщина опустила голову.
Я поинтересовался:
- В чем парнишка провинился?
- Он со сверстниками играл у машины. А потом кто-то поспорил: мол, сможешь перепрыгнуть через капот? Наш Антон решился. Но… упал на автомобиль, помял его. Хозяин предъявил претензии. На суде мальчика определили сюда - на перевоспитание. Сегодня отпустят. Наверно, сделал для себя урок в жизни. Спокойный, добрый, веселый. Не преступник никакой!..
Через несколько минут из узеньких дверей центра в сопровождении мамы вышел белобрысый худощавый парнишка, тут же ринулся в объятия тети и расплакался. А потом оглянулся. Серый забор, окутанный колючей проволокой, остался позади…
Впрок ли урок?
Об этом учреждении рассказывают разные байки. Мол, бьют правонарушителей тут нещадно, кормят одной капустой, заставляют заниматься непосильным трудом. А сбежать никому от этих мук не удается: «колючка» на заборе!
- Недавно в колючей проволоке застряла ворона, - рассказывает начальник центра подполковник полиции Владимир КиселЁв и улыбается. - Мальчишки между собой шепчутся: «Смотрите, действительно, проволока под электротоком!» Но ворону наши сотрудники освободили, тут же, на глазах подопечных. Улетела. Прилетала еще…
Словом, слухи неоправданны, а цель у такого учреждения одна - перевоспитание тех мальчиков и девочек (сюда попадают в возрасте от 7 до 18 лет), кто совершил противоправное деяние, за которое в силу возраста не предусмотрено уголовное наказание. С начала нынешнего года сюда были помещены 23 подростка.
Когда скептики говорят, что любое ограничение свободы - это сродни взрослой тюрьме, они глубоко ошибаются. Смотрю на распорядок дня в центре: зарядка, завтрак, прогулка, чтение художественной литературы, обсуждение прочитанных книг, уроки, занятия спортом, конкурсы, викторины и т. д. Причем он отнюдь не для показухи.
По словам Владимира Леонидовича, занятия и встречи проводят не только сотрудники ЦВСНП, но и специалисты организаций здравоохранения, культуры, спорта, Вятской епархии и многих других структур, где сотрудники неравнодушны к судьбам детей, раз оступившихся в жизни. Содействие в воспитательной работе людям в форме (кстати, почти половина из них тоже имеют педобразование) оказывают 26 различных организаций. Уже в нынешнем году они провели с воспитанниками центра 129 мероприятий.
Каждый как родной
В учебных классах всё как в обычной школе. Занятия проводят педагоги средней школы № 60 г. Кирова. После обучения ребятам выдается справка с текущими оценками. Вернувшись домой, они могут спокойно влиться в учебный процесс. Как говорят, на месте учителя-коллеги даже удивляются: у их воспитанников успеваемость становится значительно лучше. А все потому, что здесь каждый - индивидуальность. С ним работают как с родным. Дети знают: на следующий день непременно спросят - и сослаться на какие-то непредвиденные обстоятельства нельзя, они всегда на виду. Вот и стараются, учат, читают.
Часто несовершеннолетние - из сельской местности: кто-то у соседа яблоки своровал, другие подрались, третьи отобрали у сверстника ценную вещь… Некоторые - из многодетных семей, такого внимания, как в центре, даже дома не видели. Родители старались накормить, одеть, в школу отправить, а уж о каком индивидуальном подходе может идти речь?
- Мы приглашаем сотрудников библиотек имени Васнецова, Лиханова, Пушкина, - продолжает экскурсию начальник ЦВСНП. - Здесь частые гости - из Дома детского творчества «Вдохновение», объединения подростковых клубов «Перекресток», детских музыкальных школ «Рапсодия», «Элегия». Проводятся тематические концерты, приглашённые ребята читают стихи, исполняют песни, организуют костюмированные представления - и всё вместе с воспитанниками центра.
Они поначалу тушуются: не привыкли к такому вниманию. Но через несколько минут становятся беззаботными и счастливыми участниками зажигательного действа.
Кто ложку не умеет держать?
Сотрудники центра не раз мне говорили: без психологической помощи не обойтись. Говоря языком официальным, несовершеннолетние правонарушители должны осознать свой поступок, научиться самоконтролю, адекватной самооценке. А для этого, по словам психолога центра капитана полиции Алены Куимовой, необходимы психокоррекционные мероприятия.
- У нас есть воспитанники, которые ложку держать не умеют. Кто-то не видел мягких игрушек, какие есть у нас.
В комнате психологической регуляции - как в маленьком сказочном мире. На мягких креслах уютно разместились огромные красавцы-мишки, слоны, обезъянки и разные забавные «мордастики». Большой телевизор, музыкальный центр и, конечно же, «сухой бассейн», о котором многие впервые узнают.
Здесь вспоминают о 12-летней Ане. Увидев милых зверушек, восхищённо остановилась перед ними: за свое маленькое детство ТАКОГО чуда не встречала никогда! Она их гладила, причесывала, относилась к ним как к малым детям. А еще читала стихи и пела песенки. Сотрудники центра, отпуская воспитанницу домой, даже прослезились (хотя полицейские видели многое!) - настолько откровенна и ранима была душа девочки…
А как на воле?
Владимир Киселёв подчеркнул, что положительный эффект, который стараются закрепить у ребят здесь, может быть непродолжительным, если семейные отношения не меняются. Потому приходится работать и за пределами центра: вести беседы по душам с родителями и законными представителями, в которых основная задача - помочь поменять отношение к своему ребёнку и исправить психологические установки. Кроме того, работа с родителями ведется и в ходе рейдов по семьям несовершеннолетних, ранее помещавшихся в ЦВСНП. В них участвуют сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), центра социальной помощи семье и детям.
- Мы не забываем своих воспитанников и после того, как они ушли от нас, - продолжает Владимир Киселёв. - На каждого подростка по месту жительства в орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних, образовательное учреждение и в другие заинтересованные ведомства направляем информацию, в которой отражена вся профилактическая работа, проведенная здесь, даем рекомендации по реабилитации подростка.
Увы, иногда цифры неутешительны: родители семи подростков привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Ирина Козлова, майор полиции, - сотрудник с большим опытом и стажем работы с несовершеннолетними. Она пришла в центр после службы в ПДН. Насмотрелась всякого: и пьяных родителей к стыду и совести призывала, и детей уводила из пьяных компаний…
- Знаете, как это ни странно, но здесь порой дети расцветают.
Ирина Константиновна вспоминает, как бывшие воспитанники встречают ее на улице, радуются, обнимают.
- Недавно остановился паренек. Помню, у нас находился. Стал статным красавцем, нашел хорошую работу, есть любимая девушка. Сказал: «Спасибо, что помогли найти себя в жизни, не дали оступиться, вовремя подали руку...»
Таких трогательных историй сотрудники центра могут рассказать множество: что ни воспитанник, то целая повесть. Например, Владимир Леонидович вспомнил 12-летнего Антона, который обладал феноменальной памятью. Раз прочитав поэму, мог тут же пересказать ее. Эту особенность за время пребывания подростка в учреждении как могли пытались развивать. Договорились с городскими специалистами, чтобы в последующем обратили внимание на одаренного ребенка. Но кто знает, как поведут себя родители мальчика?
Пицца - на ура
Конечно, любой гость непременно спросит: «Как кормят детей?» Посмотрим на меню: суп с овощами, гуляш, фрукты, салат и... пицца.
Повара говорят, что дети особенно любят суп и, конечно же, пиццу. Некоторые ребята из сельской местности такое лакомство только в рекламных роликах и видели, а здесь - ешь от души и добавки можешь попросить, не откажут!
Мы прошли по комнатам-спальным. Тут на ночь закрывают дверь. Через окошечко в двери воспитатели видят всех ребят. К тому же есть видеокамеры, работающие в круглосуточном режиме. На окнах - решетки. Все-таки режим есть режим, и каждый сюда пришедший должен понять: пусть это и не совсем тюрьма, но первый шаг к ней.
…Как-то центр посетили вятские казаки. Они приехали на лошадях, в красивой форме. Демонстрировали навыки боевого искусства (на лету резали саблями кочаны капусты), рассказывали о себе. Ребята (особенно мальчики) слушали гостей затаив дыхание (некоторые из пришедших - участники войн в Афганистане, Чечне), расспрашивали, не хотели отпускать.
А потом, провожая их грустными глазами, долго смотрели в маленькое окошечко в дверях КПП… Взрослые были уверены: эти мальчики, оставшись по ту сторону забора, уже задумались, осознали свой неправильный шаг, сделанный в жизни. И - так хотелось бы думать! - не окажутся снова на краю пропасти...
Александр ШИРОКОВ.
Справка «ВК»
В 1921 году, после окончания Гражданской войны, в Вятке создали центральный детский приемник губернского отдела народного образования (на углу ул. Урицкого и Коммунистической и на ул. Преображенской, 67).
В 1927 году дополнительной функцией учреждения стало распределение беспризорников по детским домам, организация ночлежек для бродяг.
В годы Великой Отечественной войны в Кировской области были открыты детприемники в Котельниче, Зуевке, Слободском и Вятских Полянах, их упразднили в 1950 - 1960-е годы.
В 1987 году спроектировано и построено типовое здание приемника-распределителя для детей и подростков по адресу: пр. Строителей, 11-а. До 1999 года здесь находили пристанище все ребята, кому некуда было пойти.
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.