На прошлой неделе в Кировской городской думе в преддверии пленарного заседания работали депутатские комиссии. На них обсуждалось много вопросов, но два из них, на наш взгляд, были резонансными. Первый касался организации кругового движения вокруг строящейся в слободе Шевели школы, второй - строительства новой школы на территории Центрального рынка.
«Вятский край» попросил людей, которые не понаслышке знакомы с данными вопросами, дать комментарий и свою оценку сложившейся ситуации по каждому из них.
Школа, которая строится на перекрёстке улиц Карла Маркса и Профсоюзной, станет одной из самых больших (если не самой большой) в Кирове. Она рассчитана на 1650 учащихся. Помимо учебного корпуса, здесь будут стадион, бассейн и физкультурно-оздоровительный комплекс. Строительством занимается дочерняя компания фирмы «Железно» - «АТЭКС». Стоимость работ составляет почти полтора миллиарда рублей.
Первоначально новое учебное заведение должно было открыть двери в конце 2024 года, но планы, как всегда, опровергла реальность. Новый срок сдачи объекта - 2025 год.
На этапе задумки новое здание планировали отдать школе № 24, но потом решение поменяли, и туда въедет Лицей информационных технологий № 28. А вот бывшее здание лицея отдадут 24-й школе.
Уже по наполняемости новой школы можно судить, насколько актуальным для неё будет наличие подъездных путей и автостоянок. Но как-то так получилось, что городская администрация этим вопросом до начала строительства не озадачилась. А сегодня пришёл срок, когда проблема встала в полный рост.
Вся «затыка» в том, что для организации проезда вокруг нового здания нужно решить вопрос с частью земельного участка, который находится в собственности завода «Искож» и который обнесён забором.
Без организации кругового движения автотранспорт, передвигающийся по Профсоюзной и Карла Маркса, будет стоять в пробках. К решению вопроса об организации такого движения подключились депутаты гордумы. Они несколько раз заслушивали этот вопрос на заседаниях профильной комиссии. И вот на последнем из них решение созрело окончательно.
Инициатором вынесения на обсуждение вопроса по организации кругового движения вокруг новой школы был городской депутат Владимир Журавлёв (фракция «Справедливая Россия - За правду»).
- Владимир Вениаминович, какова сегодня ситуация с организацией кругового движения у школы?
- На всех старых городских планах проезд между «Искожем» и домами слободы Шевели значится как улица Слобода Шевели. Но примерно в 2007 году завод приватизировал земельный участок, на котором находился бывший профилакторий предприятия. Вместе с ним в зоне приватизации оказалась и часть дороги. Сегодня на этом проезде от улицы Карла Маркса порядка 40 метров считаются муниципальными, потом около 130 метров - «искожевские», а оставшиеся 280 метров - вновь муниципальные. Заводу было предложено освободить ту часть дороги, которая проходит через его территорию. Ведь по закону приватизационные процедуры не должны служить препятствием для общего пользования путями сообщения.
- Каков выход из данной ситуации?
- Мы сейчас вносим «искожевский» участок данной дороги в генплан, который является законом. Таким образом, вся улица будет считаться муниципальной. А после этого предложим «Искожу» добровольно убрать забор, который там установлен и препятствует проезду. Если они будут строить препоны, то последует штраф. Повторное неисполнение - привлечение к уголовной ответственности.
- На заседании комиссии гордумы были предложены и другие решения?
- Да. Мы, группа депутатов, решили ещё раз публично обратиться к директору завода Александру Иванову по поводу добровольной передачи участка дороги городу. Делаем это в признание заслуг этого человека, которому в этом году исполнится 80 лет. В обращении мы сделаем акцент на том, что такое решение - не прихоть отдельных депутатов, а имеет большое значение для работы школы как государственного учреждения. Письмо уйдёт на завод за подписью всех депутатов гордумы.
- Было ещё предложено наложить на этот участок дороги общественный сервитут, то есть передать его в общее пользование?
- Конечно. Мы вправе это сделать, не дожидаясь, когда внесут поправки в генплан. «Искож» не имеет права менять статус данного участка, а по всем планам он значится как дорога. Соответственно, сервитут заставит владельца убрать препятствия, мешающие проезду.
- Почему же этот вопрос не был решён до того, как началось строительство школы?
- По этому поводу у меня тоже есть претензии к городской администрации.
Как гром среди ясного неба прозвучало предложение построить на территории Центрального рынка школу. Оно было рассмотрено на заседании комиссии по имуществу и земельным отношениям. Почему это стало неожиданным? Да потому, что попыток реформирования АО «Центральный рынок», чьи акции принадлежат кировской горадминистрации, не предпринималось со времён экс-главы горадминистрации, а ныне «сидельца» Ильи Шульгина. Об этих попытках «Вятский край» писал, начиная с февраля 2019 года и до сноса павильона на Октябрьском рынке (подразделение АО «Центральный рынок») в октябре 2020 года.
Впрочем, попытки «дербанить» «Центральный рынок» начались ещё до Шульгина, при городском руководстве, которое возглавлял также нынешний «сиделец» Владимир Быков. Можно даже предположить, что рынок стал этакой «чёрной меткой» для первых лиц городской власти.
И вот депутаты вновь обратили свой заинтересованный взор на это муниципальное акционерное общество. Они предложили специалистам горадминистрации просчитать варианты строительства школы на рыночной территории. И чиновники выполнили депутатское поручение. С соответствующим докладом на последнем заседании комиссии выступил заместитель главы администрации по вопросам муниципальной собственности и строительства Олег Созинов.
Согласно докладу, если задействовать под строительство до 80 процентов территории рынка, то есть пять возможных типовых решений. Но все эти решения, как признался на заседании Созинов, носили только планировочный характер. Без рассмотрения остались вопросы собственности на земельный участок и технологического присоединения нового объекта к существующим инженерным сетям.
В эксклюзивном интервью для «Вятского края» Олег Геннадьевич рассказал о деталях работы над депутатским поручением.
По словам Олега Созинова, задание рассматривалось всего лишь как один из вариантов возможного строительства школы. Подчинённые Созинова провели анализ потребности в таких учебных заведениях на территории Кирова и наметили зоны, где потребность в новых учебных заведениях наиболее высокая. С учётом этих данных идёт подбор участков под новые школы. При этом просчитываются наиболее оптимальные варианты, которые учитывают потребность в количестве школьных мест, возможность технологического присоединения и стоимость строительства.
- Мы стараемся мыслить стратегически, определять будущие потребности отдельных территорий в социальной инфраструктуре, в том числе школьной, - отметил Олег Геннадьевич.
Исходя из слов заместителя главы администрации, выбор места под строительство новой школы не ограничивается только Центральным рынком. Есть и другие места на карте города. Некоторые из них даже более перспективные, чем территория рынка. К тому же, как сказал Созинов, помимо технических и финансовых параметров, любое строительство в Кирове должно учитывать и мнение жителей, проживающих окрест.
Слова заместителя сити-менеджера прямо противоречат утверждению некоторых депутатов, что другой площадки под новую школу, кроме Центрального рынка, в Кирове нет.
Кстати, Центральный рынок - единственное приносящее доход муниципальное предприятие. Его урезание, по сути, станет «убийством курицы, которая несёт золотые яйца». Кто от этого выиграет? Ответ лежит на поверхности - торговые сети и владельцы торговых центров, сдающих площади в аренду предпринимателям.
Одно радует - все эти покушения на территорию Центрального рынка носят покамест, если так можно выразиться, виртуальный характер. Как выразился депутат Вадим Ральников, обсуждение строительства школы на территории Центрального рынка равносильно обсуждению строительства космодрома на Театральной площади.
Иван ТРОФИМОВ.