Цена Олимпийского «золота» Юрия Скобова
СПОРТ
В нашей стране, да и не только, болельщики с большим стажем при упоминании мужской лыжной эстафеты 4 х 10 км на Олимпиаде-1972 в японском Саппоро с восторгом воскликнут: «Веденин!» А кировчане обязательно добавят: «И ещё Скобов!» Хотя, конечно, золотые эстафетные медали для сборной СССР завоевала четвёрка лыжников.
Для Юрия Георгиевича Скобова та гонка - будто вчерашняя. «На финиш первого этапа Володя Воронков пришёл секундах в девяти от первого места. Отставание небольшое. Но на втором этапе против Скобова чуть ли не вся главная иноземная сила - Ларс Аслунд, чемпион мира, Пол Тюлдум, только что завоевавший в Саппоро золотую медаль на 50 километрах. Я сразу достал и шведа, и норвежца - они вместе шли. Но дальше обогнать себя не давали. И только где-то за 800 метров до передачи эстафеты я Тюлдума - а он лидировал - обошел. Оторвался от него на 8 - 10 секунд. После финиша норвежец был в недоумении - как он мог проиграть.
Третий этап. На нём у нас Фёдор Симашев. Половину дистанции прошёл - никаких вопросов. А затем с трассы стали передавать: Фёдор отстаёт от лидера на 15 секунд, потом на 20, 45... В итоге больше минуты проиграл.
Вячеслав Веденин свой четвертый этап отработал невероятно и сделал, казалось, невозможное - ликвидировал это огромное, по лыжным меркам, отставание. Всю дистанцию он догонял, догонял, и в какой-то момент появилось ощущение, что шедший лидером норвежец, видя эту неистовую погоню, начал ломаться - психологически…
И за 500 - 600 метров до финиша Веденин достаёт норвежца, начинает его обходить. Тот, обессилев, запинается и падаёт. Веденинский финиш - и от нашего ликования всё перемешивается!.. Когда Слава пришёл в себя (настолько он все силы отдал гонке), его первый вопрос был: «Мы выиграли?»
С этого воспоминания начался разговор с олимпийским чемпионом Юрием СКОБОВЫМ.
«Перекопу» - похвала, но...
- Юрий Георгиевич, как из сегодняшнего дня смотрите на тот олимпийский успех?
- Я всегда к золотой медали так отношусь - это победа! А всё остальное - места (второе, третье), которые потом забывают. Забыли Скобова на чемпионате мира, который был в 74-м году в Швеции. В эстафете я на последний этап восьмым ушёл, отставание от лидера, норвежца, -
2 минуты 25 секунд. Через какое-то время его достаёт Герт Клаузе из команды ГДР, а потом и я. А перед финишем догоняю немецкого лыжника и - на спуске! - начинаю его обходить. В это время у стоявшего рядом с трассой тренера команды ГДР лыжная палка как будто соскальзывает - под меня. Делаю шаг в сторону - и падаю… Так мы стали вторыми, а могли быть первыми. Хотя я две минуты с лишним тогда отыграл, вспомнили об этом лишь однажды - во время трансляции с лыжной гонки на Олимпиаде-2014 в Сочи. А так нет. Потому что только «серебро» на том чемпионате мира взяли. А Слава Веденин почему герой? Потому что в Саппоро была победа!
- Кроме государственных наград и спортивных званий, что тогда ещё получали обладатели золотых олимпийских медалей?
- Мне дали премию - 5 тысяч рублей (на эти деньги можно было «Жигули» купить). Квартиру предоставили в Кирове. Но меня в большой город никогда не тянуло. Категорически.
- Что так?
- Не люблю толкаться в городском многолюдье. А в Омутнинске ведь как? Захотел - уехал в лес, он рядом. Я же до сих пор охотник - почти каждый год по медведю добываю.
- После международных спортивных успехов не скучно было жить в небольшом провинциальном городке?
- Некогда было скучать. Почти всю жизнь я отработал на Омутнинском металлургическом заводе - здесь продолжал спортивную деятельность. Тогда мы, например, выиграли чемпионат по лыжным гонкам среди металлургов Советского Союза. И немало классных гонщиков - мастеров спорта подготовили. Очень хорошая была на заводе секция по прыжкам на акробатической дорожке - детишки брали призовые места, в том числе первые, на чемпионатах мира.
Сейчас занимаюсь общественной деятельностью. Три срока отслужил в Общественной палате региона, уже два срока - член общественного совета при областном УВД. Провожу соревнования на свои призы в Перекопе (среди сотрудников органов внутренних дел области), в Омутнинске.
Кстати, радует, что в моём городе построили хороший физкультурный комплекс. Замечательно, что в Кирово-Чепецком районе теперь есть лыжно-биатлонный комплекс «Перекоп».
- Для лыжников в «Перекопе» раздолье?
- Безусловно. Вот в этом году провели этап Кубка России по лыжным гонкам. Все сказали: идеальная трасса, идеальное отношение, судейство… Не хватает, считаю, мест для размещения - их там 100. Добавить бы ещё хорошую гостиницу, например, на 200 мест. И мы смогли бы проводить здесь соревнования любого ранга.
Но будет совершенно неправильно, если лыжно-биатлонный комплекс превратим в коммерческую контору, в которой станут только зарабатывать деньги. Там должны тренироваться, воспитываться наши ребятишки.
Где взять снегоходы?
- А если скажу, что лыжи в последнее время становятся непопулярными, в том числе у болельщиков…
- Не соглашусь. Сейчас у лыжников делают короткие дистанции, короткие круги. Это добавляет зрелищности их соревнованиям. Раньше 50 километров - это два круга по 25. Ушёл на дистанцию - тебя никто и не видел, финишировал - вот Скобов, говорят, выиграл. Сейчас всё на виду - вот он крутится перед вами: «пятёрка» - два круга по 2,5 км, ещё «пятёрка»... Хотя, конечно, биатлон сегодня зрелищнее.
Меня, кстати, всю жизнь агитировали за то, чтобы ушёл в биатлон. Я ведь у биатлонистов контрольные старты выигрывал. Их тренеры после прикидочных соревнований в Бакуриани - перед Олимпиадой-76 - просили разрешить мне выступить в Инсбруке в одной гонке. Услышали от наставников лыжной сборной категорическое «нет».
- А могло бы получиться?
- Вполне. Всё же я мастер спорта по пулевой стрельбе. Сначала стал мастером спорта по велосипеду, потом по лыжам. Нормативы мастера спорта по плаванию выполнил, по лёгкой атлетике и... биатлону.
- Вопрос президенту областной федерации лыжных гонок: какие сегодня проблемы у вашего вида спорта?
- Их много. Самая главная - финансовая.
- Из-за этого, как известно, в том году четверо сильных вятских лыжников ушли в сборную Татарстана.
- Я недавно с ними встречался. Жалко, что ушли. Но там, в Татарстане, обеспечение спортсменов кратно лучше.
А у нас в районах некоторые спортшколы не имеют снегоходов, чтобы лыжню готовить. Позорище!
Мы отправляем на какие-то российские соревнования одного-двух лыжников: нет средств, а тот же Татарстан в «Перекоп» на Кубок России 50 человек привозит!
- Самые лыжные территории в нашем регионе?
- Омутнинск, потому что здесь одна из лучших лыжных школ, Верхошижемье - там хорошая база для нашего вида спорта... А вот за Кирово-Чепецк - обидно. «Перекоп» рядом, а местная лыжная школа свои позиции утратила.
Нужны 100 тысяч лыжников
- Вы на Олимпийских играх в Саппоро были со своим кировским тренером.
- Да, с Вячеславом Георгиевичем Ванеевым.
- Его вклад в ту победу?
- Самый основной. Для меня он был абсолютно всем. И мать, и отец. И наставник, и самый близкий человек. Это талантливый тренер. Никто и никогда меня в этом переубедить не сможет…
А из нашей олимпийской эстафетной команды сейчас остались я и Веденин, двое ушли из жизни. Веденин не очень хорошо себя чувствует. Недавно с днем рождения его поздравлял. Слава сказал: «Как мне приятно, что ты позвонил».
- Есть у лыжных гонок перспективы в Кировской области?
- Есть. Если нашему виду спорта будет помощь. В области лыжами организованно занимаются около 20 тысяч человек, а надо, чтобы их было 100 тысяч. Вот в общеобразовательных школах ввели уроки шахмат. Ничего не имею против. Но у нас северный край, и почему бы не сделать для школьников обязательными занятия на лыжах?
Сегодня среди главных лыжных центров страны - Москва, Питер, Ханты-Мансийск… Но много ли там своих гонщиков вырастили? Купили у нас, да ещё и за бесценок. Когда Елену Вяльбе выбирали президентом Российской федерации лыжных гонок, я в своём выступлении сказал: давайте введём такой порядок - если они у нас забирают спортсмена, то его подготовку должны компенсировать и поддержать оставшихся, например купить определённое количество пар лыж для школы.
- В вашей семье ещё лыжники есть?
- У меня внук - ему 4 годика - лыжником будет. Другая внучка, у сына дочь, очень талантливая в лыжном плане девочка. Пока математикой, физикой увлекается. Но, думаю, станет ещё гонщицей, ведь Скобова!
- На лыжи последний раз когда вставали?
- Минувшей зимой. На охотничьи.
- Медаль олимпийскую часто достаете?
- Да нет. У меня это делает внук. Достанет и играет. Он цены её пока не знает, но знает, что это медаль деда.
- Что бы вы себе пожелали в свой юбилей?
- Чтобы было здоровье. Чтобы на нашем металлургическом заводе - с ним в общей сложности связаны чуть ли не 50 лет моей жизни - всё обстояло хорошо. А ещё пожелание от сердца, от души всем нам - чтобы на Вятской земле вырос и остался здесь жить ещё один олимпийский чемпион. И хорошо бы из лыжников. И совсем здорово, если бы из Омутнинска.
Беседовал Сергей КАРИН.
Справка «ВК»
Юрий Георгиевич Скобов родился 13 марта 1949 года в посёлке Климово Брянской области. В 1953 году семья переехала в город Омутнинск Кировской области. На юниорском чемпионате Европы 1969 года завоевал две золотые медали, в личной гонке на 10 км и эстафете.
Чемпион XI Олимпийских игр в эстафете по лыжным гонкам 4 х 10 км в 1972 году в Саппоро, серебряный призер чемпионата мира 1974 года в эстафете, 4-кратный чемпион СССР: 15 км (1972, 1973), 30 км (1972), эстафета (1974). Неоднократный обладатель кубка Советского Союза.
Окончил Кировский педагогический институт.
После завершения спортивной карьеры несколько лет работал тренером по лыжным гонкам в ЦСКА (Москва). Затем не один десяток лет трудился на Омутнинском металлургическом заводе - руководил спортивно-оздоровительной деятельностью на предприятии.
Награждён медалью «За трудовую доблесть». Заслуженный мастер спорта СССР.
Президент областной федерации лыжных гонок.
Живёт в Омутнинске, является почетным гражданином этого города.
У Юрия Георгиевича четыре дочери и сын, восемь внуков.
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.