Авария в Поздино: впереди судебные тяжбы

ПРОИСШЕСТВИЯ

30 мая 2016 750 0
На печать

 

Более двух лет прошло после железнодорожной катастрофы в районе станции Поздино. И местные жители, потерявшие в пожаре свое имущество, по-прежнему терпеливо ждут компенсации. Что-то покажет суд?..

 

Для начала небольшая справка-напоминание.

 

5 февраля 2014 года в 4-43 утра в Нововятском районе недалеко от железнодорожного переезда произошел сход 32 железнодорожных вагонов с газовым конденсатом. На место катастрофы были брошены все оперативные службы, из близлежащих домов эвакуировали почти семьсот человек и к 9 часам пожар локализовали. Однако под насыпью уже вовсю полыхали десятки гаражей, а пятно горящего конденсата достигло берега реки Вятки.

 

Сумма ущерба местных жителей, по самым скромным подсчетам, исчислялась десятками миллионов рублей, ведь многие потеряли гаражи, автотехнику, бытовой и рабочий инструмент, продуктовые запасы на зиму...

 

Еще тогда, в 2014-м, в комиссию по возмещению ущерба поступило от нововятичей 123 заявления. В итоге заявленный ущерб составил порядка 32 миллионов рублей. Железной дорогой по представленным правоустанавливающим документам частично удовлетворено только 32 заявления. На сумму 5 миллионов 400 тысяч рублей. Остальным было отказано по причине отсутствия на сгоревшие объекты недвижимости соответствующих документов. Так что собственникам или владельцам гаражных боксов и овощных ям оставалось доказывать свое право на недвижимость, и соответственно претендовать на компенсационные выплаты, непосредственно в суде. А судебное разбирательство, как известно, дело долгое и очень хлопотное.

 

На дворе - конец мая 2016-го. Прокомментировать ситуацию с возмещением нововятичам ущерба за потерянное имущество мы вновь попросили юриста Сергея Щелокаева, непо­средственно занимающегося проблемами пострадавших жителей. 

 

- Какова ситуация на данный момент? Наше гражданское дело во многом зависит от уголовного дела - в первую очередь по той причине, что большое количество потерпевших, - говорит Сергей Юрьевич. - И размер ущерба должен определяться по результатам экспертизы. Если экспертизу делать по каждому случаю потери имущества - это будет очень дорогостоящее и очень долгое дело. Поэтому взяли за основу экспертизу, которая проводилась в рамках уголовного дела.

 

- Уточните, какого уголовного дела?

 

- Уголовного дела по факту схода поезда в Поздино... Уголовное дело возбуждено, обвиняемыми являются три человека - это сотрудники железной дороги... Следствие закончено в конце декабря прошлого года, но суда еще не было. С января по начало апреля с материалами уголовного дела знакомилось само РЖД как одно из заинтересованных лиц. Затем с материалами дела стали знакомиться непосредственно обвиняемые...

 

В рамках уголовного дела и проводилась экспертиза, была дана оценка причиненного ущерба. Ущерб рассчитан только по гаражам. И наш коллективный иск подан только по гаражам. А все дополнительное имущество, которое находилось в гаражах, мы не указывали по той простой причине, что это доказывать очень сложно. Хотя в принципе пострадавшие могут самостоятельно дозаявиться с отдельными требованиями, которые касаются иного потерянного имущества... 

 

- Сколько потерпевших участвует в коллективном иске и какова сумма претензий?

 

- 63 человека. А сумма иска - более 6 миллионов рублей. Но РЖД при этом проводит свою собственную оценку нанесенного ущерба, свою экспертизу, заявляя о несогласии с прежними расчетами...

 

- Когда же можно ожидать начала рассмотрения уголовного дела?

 

- С высокой степенью вероятности, уголовное дело будет пе­редано непосредственно в Нововятский районный суд (по месту аварии) до середины июня и назначено к рассмотрению либо на конец июня, либо на начало июля. Это примерный срок первого судебного заседания...

 

- Но если уголовный суд не признает этих рядовых железнодорожников виновными, как можно предъявлять к ним претензии?

 

- Претензии к ним мы предъявляем, собственно говоря, формально. В нашем исковом заявлении указаны не только эти люди, но и в качестве третьего лица указано и РЖД. Ибо в соответствии с Гражданским кодексом РФ работодатель несет полную имущественную ответственность за деяния, совершенные его работниками во время выполнения трудовых обязанностей. Поэтому, когда начнется активное рассмотрение гражданского дела, с нашей стороны будет подано ходатайство о замене для РЖД статуса третьего лица на статус ответчика. В качестве же третьего лица тогда будет привлекаться страховая компания, в которой застрахована гражданская ответственность Российских железных дорог.

 

- Хорошо, по срокам уголовного дела примерно определились. А что с рассмотрением гражданского иска?

 

- Гражданское дело будет рассматриваться параллельно в Первомайском суде - по месту регистрации нынешних ответчиков (обвиняемых по уголовному делу).

 

Какая будет здесь процедура? Будут по очереди определенными группами вызываться истцы. Хотя в принципе я могу представлять интересы всех пострадавших (соответствующая доверенность у меня имеется...).

 

В чем здесь видится основная проблема? В том, что у людей официально не оформлено право собственности... Строились эти гаражи во времена СССР, когда еще не было обязательной регистрации недвижимого имущества. К тому же собственники, члены гаражных кооперативов порой менялись. Не все гаражные кооперативы были перерегистрированы, как этого требовали изменения в законодательстве, касающемся регистрации юридических лиц...

 

- Здесь возникает резонный вопрос: а куда, собственно, смотрели чиновники? Тот же господин Плехов, который одно время возглавлял администрацию всего города? За полтора десятка лет после вступления в силу Закона о регистрации права собственности они не могли навести элементарный порядок - это куда годится? Это сколько же налоговых платежей не поступило в городской бюджет? Надо думать, немало!  

 

- На месте аварии - четыре кооператива, и в каждом из них есть часть гаражей, которые зарегистрированы на праве собственности. Это дает возможность доказать, что и всех остальных владельцев можно считать собственниками. Их право собственности возникло в соответствии с законодательством СССР, когда не требовалась государственная регистрация. К тому же мы представим документы об уплате членских взносов в гаражные кооперативы, об оплате расходов на электроэнергию, на налоги на землю...

 

РЖД пока занимает тактику выжидания и затягивания процесса. К тому же есть еще одно юридическое лицо, на которое железнодорожники пытаются перевести стрелки. Это крупная нефтяная компания, владелец этих самых злополучных вагонов. Они с РЖД в Москве теперь судятся...

 

- А каковы претензии РЖД к этим деловым партнерам?

 

- По обвинительному заключению, причина аварии состоит в том, что был износ рельс на стыке. Что и привело к повреждению одной колесной пары одного из вагонов. Эта колесная пара сошла с рельс и потянула за собой остальные вагоны... Но при этом заключение экспертизы о том, что был такой конкретный дефект на полотне железной дороги, составлено достаточно туманно. Изобилует множеством технических терминов... РЖД пытается это заключение экспертизы оспорить. Если удастся доказать изначальный факт дефекта колесной пары, тогда ответственность за аварию ляжет на собственника вагонов. На нефтяную компанию... Но пока РЖД эту борьбу проиграло, экспертиза не в его пользу...

 

- Если РЖД еще не признало своей вины и судится с деловым партнером, почему же часть ущерба (за уничтоженные автомобили) оно все же выплатило?

 

- Объясняется все очень просто. Железная дорога является объектом повышенной опасности. Есть такое понятие в Гражданском кодексе. К объектам повышенной опасности относятся все виды транспорта, различные виды энергоресурсов, электростанции, электросети, теплосети и т.п. И имущественный вред, причиняемый объектами повышенной опасности, подлежит возмещению вне зависимости от наличия вины причинителя вреда... РЖД, ссылаясь на эту статью Гражданского кодекса, и производит возмещение. Но при этом прямо оговаривает в соглашениях, что делает это не в связи с наличием вины, а исключительно как владелец источника повышенной опасности. Раз вы принесли нам доказательства, что были собственником этого уничтоженного огнем объекта, мы вам возмещаем... Однако, если РЖД все-таки докажет, что в аварии нет его вины, тогда все произведенные ранее выплаты оно вправе в судебном порядке взыскать с реального виновника...

 

Но это детали. Без сомнения, пострадавшим людям по большому счету без разницы, кто им будет выплачивать компенсацию: РЖД либо нефтяная компания, которая является владельцем вагонов. Важно иное: это судебное разбирательство двух крупных компаний сильно замедляет рассмотрение нашего иска. Время идет, а компенсации нет. Люди разочарованы. Им обещали поначалу буквально сразу же абсолютно всё возместить. Потом выясняется - уже не всё. Далеко не всё. А может быть, и даже ничего.

 

Есть еще один момент, который мне очень не понравился в позиции РЖД. Вот те самые соглашения по возмещению вреда за сгоревший автомобиль. В них присутствует очень некрасивый пункт, в котором прописано: лицо, которому возмещается вред за автомобиль, больше никаких имущественных претензий к РЖД не имеет. И при этом не уточняется конкретно, каких «никаких»... Понятно, что трактовать это положение можно очень двояко. Естественно, люди, которые подписывали эти соглашения, понимали, что имущественный вред связан исключительно с их автомобилем. И только... Но я, как юрист, полагаю (да и любой вдумчивый человек может так подумать), что речь вообще обо всем имущественном вреде. То есть больше никакие претензии ни по гаражу, ни по имуществу, которое в нём находилось, к РЖД не принимаются...

 

- А такие люди среди участников коллективного иска по потере гаражей есть?

 

- Примерно половина. И мы будем доказывать, что они всё равно имеют законное право на компенсацию. Такая вот хитрая игра РЖД...

 

- Какова в сложившейся ситуации роль местных властей, которые на первых порах публично заявляли о готовности всячески помогать пострадавшим нововятичам?  

 

- На данный момент власть особо ничем помочь не может. Хотя безразличие и мелкое противодействие, скажу сразу, присутствуют. Лишь один пример. Изначально мы проводили собрания в здании администрации Нововятского района. Потом, где-то в начале апреля, администрация заявляет, что после нашего собрания были попорчены кресла и жалюзи на окнах. Поэтому в дальнейшем свой зал чиновники нам предоставлять отказались, посоветовали перебраться через дорогу, в здание Дома культуры...

 

Пожилым людям, которым по 60 - 70 лет, было очень неприятно слышать, что их обвинили в порче мебели. Словно они какие-то малолетние хулиганы... Когда я присутствовал на этих собраниях, ни разу не видел, чтобы кто-то где-то ходил и резал у кресел сиденья или ломал жалюзи. Люди сидели, внимательно слушали мою информацию, потом спокойно расходились...

 

Когда по необходимым документам мы запрашивали администрацию Нововятского района, тоже особого содействия не встречали. Пришлось практически все справки добывать самостоятельно...

 

И еще. Являясь владельцем земельных участков, на которых располагались гаражи местных жителей, администрация Нововятского района могла бы активно поучаствовать в этом спорном деле. Направить в помощь пострадавшим нововятичам своих юристов. Все же один юрист - хорошо, а два или три юриста - еще лучше. Всегда намного плодотворнее работать в команде. Однако администрация района ведет себя пассивно. Пока к чиновникам не обращаются, они делают вид, что это дело их абсолютно не касается...

 

 ...Итак, на рубеже июня-июля начнется судебное заседание по гражданскому делу параллельно с рассмотрением уголовного дела в Нововятском суде. Сроки рассмотрения искового производства - примерно два месяца. Но существуют определенные способы затягивания процесса. Можно затянуть на полгода и даже больше. Есть и большая вероятность того, что гражданский суд до рассмотрения уголовного дела окончательное решение выносить не станет. Такая вот зависимость...

 

Подготовил  Виктор Бакин.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий