Аплодисменты для кинолога. Как Роман Заболотний и Тарон отыскали потерявшегося мальчика

ОБЩЕСТВО

29 июня 2020 617 0
На печать

 

 

Всё началось еще в 19 лет, когда Роман Заболотний, ныне кинолог центра кинологической службы УМВД по Кировской области, пришел на службу в пограничные войска. Правда, за плечами уже была кое-какая практика: он окончил строительный лицей, затем - стройтехникум по специальности «мастер общестроительных работ».

 

Словом, мечтал вятский парень работать по полученной и полюбившейся ему профессии. Уж очень хотелось что-то делать нужное своими руками, тем более что любая работа, достойная и мужская, ему всегда была по плечу. Так научили родители: не бояться трудностей, идти по жизни не сворачивая, не увиливая в сторону. Все советы пригодились в последующей судьбе.

 

Первая помощница - Олли

 

Роман оказался, как и водится, в «учебке», где освоил основы пограничного мастерства - служить-то направили на границу с Финляндией. А территория - беспокойная. После того как получил разнарядку на заставу, у молодого пограничника поинтересовались: как он относится к служебным собакам, понимает ли их, не боится ли? И вообще, любит ли животных? Так Роман стал вожатым-инструктором четвероногих друзей.

 

Начались наряды, учебные тревоги, во время которых задерживали специально подготовленных нарушителей. Однако были и реальные возмутители спокойствия. Причем с российской стороны: люди переходили государственную границу, дабы обрести в зарубежном раю (так им казалось) лучшую жизнь, хорошую работу. Оно и понятно: времена в нашем государстве были непростыми, еще сказывались отголоски девяностых, когда не платили зарплаты и пенсии, все выживали как могли.

 

- На границе, да и вообще в армии, ведь как? - говорит Роман. - Собачки имеют не первого хозяина. Ребята отслужили и уехали, а их, боевых соратников, передают другим. У меня была немецкая овчарка Олли - с ней задержали не одного нарушителя государственной границы. В общем, верная и надежная. Как только срабатывала тревожная сигнализация и звучала команда: «Застава, в ружьё!», Олли становилась настоящим бойцом. Повезло мне с другом!

 

Пути-дороги

 

А затем, после погранвойск, встал закономерный вопрос: куда податься по дальнейшему жизненному пути? Вроде бы хотел строительными работами заняться, но в армии основательно освоил другие азы - науку обучать и воспитывать животных. Решил все-таки попробовать пойти по первоначальной стезе - стал отделочником. Работа спорилась, дело шло неплохо.

 

Но однажды знакомый спросил, мол, ты же классный инструктор, почему бы не вернуться к этому тоже нужному занятию? Роман приехал в центр кинологической службы, «показался», как говорится. И снова в строй, к любимым животным поближе.

 

- За время практики у меня уже было три служебных собаки, - говорит Роман Заболотний. - Одну воспитал, что называется, со щенка. Теперь у меня Тарон (или Тэри, как называем покороче). Каких только злоумышленников не задерживали - воров, грабителей. Однажды задержали насильников на улице Крупской. Они при виде машины ППС все разбежались, но их нашли по следам. Собачка-то быстро берет след! Так один сидел в кустах, вероятно думал: не отыщут.

 

С Тароном в деле

 

Вспомнил инструктор и раскрытие грабежей, когда преступники брали товар из торговых учреждений «на рывок»: схватили, что под руку попадется, и в бега! Но не тут-то было, никто не ушел от лохматых помощников полицейских.

 

Тарона - нынешнего пса - тоже готовил долго, он с Романом уже восемь лет. Как говорит хозяин собачки, Тарон шустрый, толковый, даже в гостях у Романа побывал - это ему как стимул в работе. Он же товарищ по службе! Впрочем, вот об этом содружестве - поподробнее.

 

Как уже сообщал «ВК», в мае более 200 человек - полицейских, спасателей МЧС, добровольцев из разных регионов страны - искали четырехлетнего Матвея Лоскутова из деревни Якино Лебяжского района. Мальчик ушел из дома 17 мая и пропал. Беспилотники, конные патрули, кинологи - все бросились на поиски малыша. Лишь спустя двое суток его нашли, к счастью живым и невредимым.

 

По следам Матвея

 

Вот что рассказывает сам Роман:

 

- Всё оказалось непросто. Выехали на четырех автомобилях к месту поиска. Работали три кинолога, один из Советска. Обследовали все территории, где мог оказаться Матвей, заброшенные дома, фермы, лесные массивы, реки. При поисках наткнулись на чашку с крошками хлеба (она как раз была из дома, где жил мальчик). Думали: вот-вот нападут на след. Но рано обрадовались: следы снова обрывались...

 

Не покладая рук трудились все, в том числе и волонтеры. Действовал оперативный штаб, разрабатывали схемы маршрутов поиска. Через какое-то время вновь поступила информация: где-то на болоте обнаружили маленький след. Возможно, его оставил Матвей. Но такие отпечатки могли принадлежать и лосям: «озерки» их копытец весьма похожи на человеческие. Порой возвращались на прежние места, к той же чашке - и всё впустую.

 

Однако спустя какое-то время Тарону все-таки удалось взять след - Матвея нашли.

 

- Когда один из волонтеров взял малыша на руки и вынес к жителям, которые переживали, тоже помогали и сочувствовали, то они зааплодировали.

 

Кинолог предупредил: мол, зачем такая буря эмоций, ребенок может испугаться, столько пережил! Мальчика тут же на вертолете санитарной авиации отправили в Киров, в детскую областную больницу. Врачи обследовали его. К счастью, не обнаружили никаких травм и увечий, состояние ребёнка было вполне удовлетворительным, если не считать четырех клещей на его теле.

 

Видимо, крепкий организм мальчика (деревенская же закалка!) все-таки помог ему перенести испытания. А если бы пришлось провести еще ночь в лесу (май у нас стоял холодный)? Впрочем, давайте не будем о грустном. Главное - десятки людей предотвратили беду. И, разумеется, кинолог Роман Заболотний со своим верным другом Тароном.

 

Всё повторяется

 

Как оказалось, у них это не первая операция по поиску детей. Еще был очень похожий случай в Свечинском районе. Там, по рассказу Романа Викторовича, ребенок был постарше. Родители мальчика ушли в лес за грибами, а присматривать за ним поручили бабушке и дедушке. Но те, вероятно, проглядели шустрое чадо, и непоседа побежал вслед за родителями. Кинулись - а ребенка нет! Вот горе! Также к поискам подключились кинологи, неравнодушные люди. По прошествии ночи малыша нашли: спал под кустиком.

 

Вот еще одно доброе дело человека и собаки. Разве можно говорить, что мой собеседник ошибся в выборе профессии? Такие специалисты теперь на вес золота! Ведь иные люди даже за очень-очень большие деньги и пальцем не пошевелят в случае беды, пройдут мимо, равнодушно отводя взгляд.

 

…А стражи порядка мальчика Матвея не забыли: сбросились на подарок ребенку. Приобрели мягкую игрушку - собаку. Кого же дарить счастливчику, если в трудных обстоятельствах малыша нашел по следу пес Тарон.

 

О личном

 

Мы долго говорили с Романом Викторовичем Заболотним, и было о чём: у него масса увлечений, разных видов досуга. Мой новый знакомый катается на горном велосипеде, сноуборде, коньках, лыжах. Вместе с супругой они любители путешествий. Где только не побывали - в Крыму, Абхазии, на Украине, в Египте, Скандинавии...

 

А недавно - десять месяцев назад - у кинолога появился сын, его назвали Львом.

 

Да, забыл сказать: накануне Дня кинолога (он отмечался в прошедшее воскресенье). Романа на совещании в УМВД России по Кировской области наградили почетной грамотой. В его адрес прозвучало много слов благодарности. Наверно, их
услышал и Тарон. А в виде поощрения пёс получил сладкую косточку.

 

Александр ШИРОКОВ.

 

Фото из личного архива Романа Заболотнего.

 

Кстати

 

История создания кинологических подразделений МВД России берёт своё начало 21 июня 1909 года, когда в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого в стране питомника полицейских сыскных собак. Их обучали разыскивать злоумышленника по горячим следам, оставленным на месте преступления, обыскивать местность, где он мог спрятать или выбросить какую-либо вещь, а также выбирать предметы, на которых конкретный человек оставил свой запах. Работа полицейской собаки, помимо разыскной, обычно предполагала ещё и работу по задержанию, конвоированию преступника, а также по защите человека-вожатого. Опыты применения полицейских собак в разыскных целях оказались успешными.

 

В 1911 году в России насчитывалось уже до 80 питомников. Питомники и школы по подготовке специалистов-дрессировщиков полиции были открыты во многих крупных городах, таких, как Владивосток, Ташкент, Псков, Уфа и другие. Плата за обучение в школе была довольно высокой - 50 рублей. Каждому курсанту предоставлялась одна собака стоимостью от 100 до 160 рублей, в зависимости от её закупочной цены. Кроме того, обучающиеся могли приобрести в питомнике школы ещё одну породистую, но необученную собаку «для приплода», стоимостью от 75 до 100 рублей.

 

В полицейской хронике за 1912 год в Котельничском уезде Вятской губернии отмечены случаи грабежей церковного имущества. Подобные «богохульные» преступления были настолько частыми, что котельничская уездная полиция в 1912 году впервые применила собаку-ищейку. Это не замедлило дать свои результаты. Часть похищенного из церквей была обнаружена в окрестностях Соболевской волости. Собака, к удивлению обывателей, нашла в снегу одну из украденных вещей и монету достоинством в гривенник. Есть сведения, что собаки-ищейки использовались в 1914 - 1917 годах Яранским уездным полицейским управлением Вятской губернии, в котором были две разыскные собаки.

 

Однако датой создания первого питомника собак-ищеек в г. Вятке можно считать август 1925 года, когда в город был доставлен первый пёс породы доберман-пинчер по кличке Джон.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также