В Герценке открыта юбилейная выставка видного вятского живописца, заслуженного художника РФ Андрея Широкова. Она получила название «На роду написано» (12+). Около 40 работ мастера, который в этом году отметил 65-летие, нашли своё место на стенах и в витринах библиотечного холла.
Основную часть экспозиции занимают пейзажи, но есть также портреты и натюрморты. Пейзажной живописи Широков отдаёт предпочтение и в этом жанре является безусловным мастером, чьи заслуги и талант признаются коллегами по живописному цеху.
Работы художника есть в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, в частности в Германии, Бельгии, Франции и США.
Андрей Широков уникален. Но не тем, что сказал какое-то «новое слово» в искусстве. Тут, скорее, наоборот - он продолжатель традиции русской классической пейзажной живописи. Его особенность в том, что он - представитель уже третьего поколения художников в творческой династии Шпак-Широковых.
Мы встретились с Андреем Михайловичем в его мастерской. Я бывал в мастерских других художников, но здесь меня впечатлило огромное количество законченных холстов, которые висят на стенах, а также стоят вдоль стен в коридоре и в самой студии. Они - свидетели трудолюбия и усердия автора. Впрочем, художник сам признаётся, что не мыслит и дня без занятия своим любимым делом. Более того, он считает, что без ежедневных занятий живописью художник теряет профессионализм.
Сохранять такой высокий ритм творческой жизни, как я понял, ему помогает стремление стать лучшим, преуспеть в профессии. Что ни говори, а это диктуется не только личными амбициями, которые, как известно, есть у всякого творческого человека, но и грузом семейной традиции. Ему, представителю известного в области художественного клана, просто нельзя ударить лицом в грязь, не оправдать ожиданий. И для Андрея Михайловича всё это не выспренные слова, а главный принцип творчества.
Широков любит вспоминать своих бабушку и деда. Она - Фаина Шпак, заслуженный художник РСФСР, живописец и скульптор, которому кировчане обязаны памятником Ленину на Театральной площади и другими монументальными работами. Он - Алексей Широков, талантливый кировский художник, призванный в Красную армию в начале Великой Отечественной войны и пропавший без вести в 1943 году.
- Если бы не война, кто знает, каких высот в искусстве достиг бы мой дед, - говорит художник.
А в том, что деда могло ждать большое будущее, Широков просто уверен. Эта уверенность внука воплотилась и в его дипломной работе при выпуске из Кировского художественного училища. Картина так и называется - «Памяти деда посвящается». На ней изображён юноша (почти мальчик), который сидит с альбомом, а за его спиной - образ солдата с палитрой. Аллегория семейной преемственности.
Андрей Михайлович не только гордится дедом, но и подчёркивает лучшие его качества, которые проявлялись в разных жизненных ситуациях. Так, Алексей, успешно сдав экзамены в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, не стал там учиться, поскольку его жена Фаина Шпак в тот год не смогла туда поступить. Лишь год спустя супруги вместе начали обучение в этом художественном вузе.
Таких предков необходимо быть достойным. Здесь не получится отсидеться за формулой «на детях природа отдыхает». Особенно если и твоя мать - Инна Широкова - с честью пронесла через жизнь семейное знамя, получив звание заслуженного художника РСФСР.
Впрочем, у Андрея Широкова, когда пришла пора определяться с тем, кем быть, выбора особенного и не было. Его с детских лет окружали творческие люди, художники, как кировские, так и столичные. И весь вопрос был лишь в том, чтобы найти свою «нишу», свою тематику, в которой можно было показать себя. И Андрей Михайлович таковую нашёл. Пейзаж, в котором, по словам художника, его мама была не сильна, стал главным объектом его творчества.
Смог ли Широков своим творчеством доказать, что памяти предков достоин, что природа на нём не отдохнула? На этот вопрос Андрей Михайлович и сам не смог ответить. Говорит, что человеку не дано объективно оценить себя.
Однако, судя по тому, как востребованы работы художника и в России, и за рубежом, определённых высот в профессии он всё же достиг. А уж насколько полно смог раскрыть свой талант, будет ясно уж точно не сейчас. Как писал Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье».
Звание «Заслуженный художник России (РСФСР или её преемницы - РФ)» можно назвать потомственным в семье Широковых. И Фаина Шпак была «заслуженной», и Инна Широкова. Да и Андрей Михайлович удостоен этого звания. Вот только сам он не видит прока в подобных отличиях.
Даже специальное образование не всегда способствует раскрытию таланта художника, считает Широков. Есть люди, которые закончили самые лучшие художественные вузы, но профессионально ничем себя не показали. А есть самоучки, которые смогли достичь в своём творчестве немалых высот. Главное для художника, по словам Андрея Михайловича, стремление к наиболее полному воплощению задуманного и ежедневный кропотливый труд над собой и своими умениями.
Сам Андрей Широков закончил только Кировское художественное училище, и, казалось бы, сказанное выше - это в том числе и о нём самом. Однако такое утверждение будет не совсем верным.
Есть при Российской академии художеств Дом творчества - Академическая дача им. И.Е. Репина. Ещё в детские годы будущего художника Широкова мать брала его с собой при выездах в эти художественные мастерские. Там он делал первые шаги в творчестве, постигал профессиональное мастерство. Позднее, в 1980-90-е годы, став профессионалом, Андрей Широков не раз работал на этой «даче», общаясь с мэтрами советской живописи, такими как Валентин Сидоров, Юрий Кугач, братья Ткачёвы и другими.
Весь этот мир тесного творческого общения самых разных по возрасту, жанру и таланту художников стал настоящей школой мастерства для Андрея Михайловича. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и то, что сам художник сказал о ежедневном труде. Этому принципу Широков следует неукоснительно.
- Если я хотя бы пару дней не беру в руки кисть или карандаш, то начинаю нервничать, портится настроение и появляется ощущение, что мне чего-то не хватает, - говорит художник.
За свою творческую карьеру Андрей Широков побывал в многих странах. Он ездил на пленэры в Польшу, Италию и Грецию, работал в Германии, посетил США, Великобританию и Венгрию. Но, когда художник работал за рубежом, его всегда тянуло домой, на вятскую землю.
- Я был и остаюсь русским художником, - говорит Андрей Михайлович.
Его российские пейзажи открывают широту и богатство нашей природы. Особенно Широкову нравится изображать зимние виды и переходные периоды - осень и весну. Зима на его картинах открывается в волшебном обаянии инея, в скупом, но особенном солнечном свете.
Андрей Михайлович говорит, что холод для него - не помеха работе на открытом воздухе. Он научился по-зимнему готовить краски, выработал способность писать быстро, чтобы успеть перенести на холст быстро ускользающие впечатления от зимней «картинки». Кстати, по словам Широкова, зимние пейзажи оказались на удивление востребованными «западным» зрителем.
Впрочем, посвятив основное своё творчество пейзажной живописи, Широков отдал дань и другим жанрам, таким как портрет и натюрморт. Нужно сказать, что и тут он сумел проявить себя мастером.
Сам художник считает, что путь в живописи он выбрал верно.
- Писать нужно то, что интересно тебе самому, что тебя трогает, что ты способен ощутить в полной мере, - подчёркивает Андрей Михайлович. - Без этого невозможно создать образ, а через него передать свои идеи и эмоции на холст. Без этого ты не найдёшь понимания у зрителя.
Сергей СМОЛИН.
Фото из личного архива А.М. Широкова.