Суббота,
15 февраля
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Суббота,
15 февраля

Алексей Исупов - вятский итальянец

31 октября 2024
Автопортрет.

В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения вятского уроженца, художника Алексея Исупова. К этой памятной дате приурочена выставка его работ под названием «Алексей Исупов: Вятка - Самарканд - Рим» (0+), которая на днях открылась в Выставочном зале Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых (ВХМ).

Пикантности этому событию добавляет тот факт, что выставка, ко всему прочему, стала частью проходящего в Кирове фестиваля «Русское зарубежье: города и лица», который проводится под эгидой Фонда наследия русского зарубежья и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

«Старший брат».

Из Вятки в Рим

Непростой оказалась жизнь Исупова, который родился в 1889 году в Вятке, а умер в 1957 году в Риме.

Можно смело утверждать, что путь Алексея Исупова в изобразительное искусство был предначертан судьбой. Мальчик появился на свет в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика. Может быть, потому у него уже с детских лет проявился дар живописца. И этот дар был развит соответствующим обучением.

В 1903-1904 годах Алексей обучался в иконописной мастерской Анастасия Черногорова, в 1904-1908-м - в иконописной мастерской Василия Кротова. В 1906-1909 годах участвовал в художественных выставках в Вятке.

Тяга к самостоятельному творчеству возникла у него под влиянием вятского пейзажиста Николая Хохрякова. В 1908 году Исупов уехал из родного города, чтобы продолжить учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году. Педагогами Исупова в училище были такие известные русские художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Абрам Архипов и Аполлинарий Васнецов. С последним его связывали не только ученические, но и земляческие связи.

Васнецов радушно принял одарённого земляка, в котором подкупало огромное желание учиться. Аполлинарий Михайлович уделял Исупову особое внимание, часто звал к себе на вечернюю чашку чая, чтобы поговорить об искусстве, расширить его кругозор. Васнецов постепенно ввёл его в круг художников, устроил кое-какие заработки.

Портрет жены.

Острые студийные споры укреп­ляли стремление Исупова постичь основы художественного мастерства. Он ходил в музеи, много читал и размышлял. Юношу восхищали картины Михаила Врубеля, Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Коровина, Исаака Левитана, поражала квинтэссенция света в живописи Фёдора Малявина. Привлекали внимание Исупова и работы французских живописцев из коллекций Ивана Щукина и Саввы Морозова, которые он видел на выставках.

После окончания училища Алексей путешествовал по Уралу. В 1915-м был мобилизован в армию и направлен в Ташкент. В этот период появились замечательные пейзажи, в которых художник рассказывал о светлом и гармоничном мире, царившем в его душе, о радости, рождаемой в нём поэтическим явлением бытия.

В конце 1917 года Исупова освободили от воинской службы по состоянию здоровья (у него обнаружился костный туберкулёз), и он на короткое время вернулся в Москву, побывав в последний раз и в Вятке.

Уже в мае 1918 года художник вернулся в Ташкент, где пробыл до 1921 года. Годы, проведённые в Туркестане, стали для него очень плодотворными. В этот период Исуповым написано много замечательных картин на среднеазиатскую тематику.

По возвращении в Москву Исупов вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и принимает деятельное участие в художественной жизни молодой советской республики. По заказу правительства художник написал серию портретов советских государственных деятелей, создал полотна, посвящённые революционной тематике. Однако прожить долго в СССР Исупов не смог. Прогрессирующая болезнь и рекомендации врачей по смене климата заставили художника уехать в Италию, где он и прожил до конца своей жизни.

Но куда бы судьба ни бросала Исупова, как бы далеко от своей малой родины он ни был, художник всегда помнил о ней. Поэтому он завещал все свои картины передать в Вятский художественный музей, что и было сделано.

«За ткацким станком».

Оценки разные - выбор за вами

Сегодня ВХМ обладает самым полным в России собранием работ Алексея Исупова. В фондах музея находится свыше четырёхсот его графических и живописных произведений. И лишь четвёртая их часть нашла своё место на открывшейся ретроспективной выставке юбиляра. Впрочем, и этого достаточно для того, чтобы составить впечатление о творчестве художника.

Организаторы экспозиции условно разделили выставочное пространство на периоды творчества Исупова: московский, туркестанский и итальянский.

Проходя по залам, зритель как бы пошагово следует за стадиями развития художественного мастерства Алексея Исупова, за его колебаниями и увлечениями современными для того времени течениями в живописи.

«Пикник».

Это особенно заметно в его туркестанской серии, где среди традиционно написанных полотен вдруг видишь картины, выполненные в иконописной традиции. Или в ряду типично итальянских сцен, лиц и пейзажей неожиданно обнаруживаешь изображение снега и саней на фоне российских изб и берёз.

Работы Исупова пользовались большой популярностью в Европе и хорошо продавались. Возможно, поэтому «Википедия» относит его живопись к салонному искусству, которое у некоторых критиков имеет негативную коннотацию. Однако данная выставка разрушает этот стереотип. Полотна живописца слащавыми не назовёшь, и большинство из них написано не в угоду публике, а в русле следования русским живописным традициям.

Но я не буду настаивать на своей версии, на своём взгляде на творчество Исупова. Кто прав в оценке живописи этого художника, зритель может решить сам. Для этого нужно просто посетить Выставочный зал ВХМ.

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

14 февраля 2025

В Осинцах началось строительство

В деревне Осинцы Слободского района идет строительство комплексного объекта по работе с ТКО. Он станет самым крупным в регионе. КПО (комплекс по переработке отходов) «Центральный» рассчитан на обработку 200 тысяч тонн отходов в год. Он будет включать в себя мусоросортировочный завод и объект компостирования отходов.
14 февраля 2025

Завершили победой. «Олимпия» закончила домашнюю серию матчей

Последние четыре матча на родном льду для кирово­-чепецкой команды были непростыми. Немудрено: все соперники входят в топ-­10 чемпионата.
13 февраля 2025

Горячий январь

Во всём многообразии различных событий, свидетелями и участниками которых были жители области, есть те, которые, на наш взгляд, выходили за рамки традиционных мероприятий.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross