
Недавно министерство транспорта Кировской области порадовало кировчан и гостей областного центра новостью о том, что с 27 декабря по 11 января (за вычетом 31 декабря и 1 января) из Кирова в Слободской будет ходить новогодний туристический поезд. Локомотив этого поезда работает на паровой тяге, а сам состав будет декорирован в новогоднем стиле. Время в пути до Слободского и обратно составит три часа. Во время движения пассажиров ждёт развлекательная праздничная программа.
- Мы провели переговоры с АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» о запуске нового новогоднего туристического маршрута и в этом году, так как опыт прошлого года был успешным. В итоге выбрали маршрут до Слободского, - рассказали в региональном минтрансе.
Билеты на поезд можно будет купить в кассах РЖД, а также онлайн в приложении компании.
- В прошлом году в новогодние праздники совместно с «Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией» запустили праздничный ретропоезд Киров - Матанцы - Лянгасово - Киров, - напомнил директор Центра развития туризма Кировской области и Дирекции по организации мероприятий Алексей Чепцов. - В планах - расширить сеть туристических маршрутов по региону.
В этой новости не хватает только слов «впервые в истории» и «по инициативе губернатора Кировской области». Хотя и без этого между строк читается об исключительности данного проекта. Однако утверждать, что запуск данного новогоднего ретропоезда есть нечто экстраординарное, не стоит. В принципе, это общероссийская тенденция.
Путешествия на ретропоездах становятся всё более популярными в России, сообщает «Российская газета». Этот тренд привлекает туристов возможностью окунуться в атмосферу прошлого и побывать в уникальных местах. В стране действует несколько туристических маршрутов, но есть и событийные поездки, нерегулярные рейсы на паровой тяге, а также обычные пригородные направления.
Обязательный пункт программы ретропутешествия - сфотографироваться на фоне паровоза. Особый шик, если сделать это в исторических костюмах.
«Самый известный в стране ретромаршрут - «Рускеальский экспресс». За два месяца этого года на нём по маршруту Сортавала - Рускеала проехало более 28,5 тысячи пассажиров. Этот проект великолепно состыкован логистически с поездами из Москвы и Санкт-Петербурга», - рассказал «РГ» председатель Общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) Алексей Вульфов. - «Рускеальский экспресс» является единственным в России ежедневным маршрутом на паровой тяге. В туристический сезон количество рейсов доходит до шести в день. Все остальные ретропоезда в России ходят намного реже». Эксперт также напоминает, что по самому городу Сортавале также курсирует ретропоезд - «Ладожская нерпочка».
Ретромаршрут даёт возможность попасть в уникальные места. Так, маршрут «Графского поезда» из Воронежа в Рамонь включает в себя посещение дворца герцогов Ольденбургских. «Уральский экспресс» из Екатеринбурга в Пышму прибывает в музей «Боевая слава Урала».
«Появляются чисто патриотические маршруты, например, маршрут «Дорогой мужества» Старый Оскол - Сараевка, - рассказывает Алексей Вульфов. - Вагоны всегда заполнены, людям нравится сама атмосфера движения паровоза».
«Такие поездки усиливают интерес, воспитывают чувство уважения к истории нашей Родины», - считает Инна Удовенко, руководитель Всероссийской ассоциации патриотического туризма, руководитель направления «туризм» Музея Победы. - Необходимо увеличивать количество таких маршрутов, они могут проходить через исторически значимые или живописные природные места».
Ретропоезда следуют и по регулярным пригородным маршрутам. К примеру, первый ретромаршрут «Селигер» по маршруту Бологое - Осташков, с которого и начиналось курсирование регулярных пригородных ретропоездов в России. «Это регулярный маршрут выходного дня, - отмечает Алексей Вульфов. - В то же время в поездке, хотя поезд обычный по пригородному тарифу, есть и туристическая составляющая. Пассажиры могут посетить бесплатную получасовую экскурсию по старинной железнодорожной станции Куженкино, на которой сохранились дом путевого обходчика и уникальный деревянный вокзал. Ещё один пример пригородного поезда - это маршрут Нижний Новгород - Арзамас».
Появляются новые маршруты, такие как «Чайковский экспресс» Ижевск - Воткинск. Периодически назначаются туристические нерегулярные рейсы. Довольно часто паровозы запускают по маршруту между Ростовом и Таганрогом, по Кругобайкальской железной дороге, Золотому кольцу и между Москвой и Рязанью с посещением села Константиново. Также есть патриотические школьные поезда.
«Периодически в дни школьных каникул проводятся туры по патриотическим маршрутам, где во главе поезда находится паровоз. В основном это поездки из Сочи, Ростова, Новороссийска, Краснодара и Воронежа в Волгоград. С прошлого года аналогичные маршруты запущены в Новороссийск», - рассказал «Российской газете» Александр Львов, генеральный директор железнодорожного туристического оператора «Ретро-Туризм».
Всем известны и событийные маршруты на паровой тяге: «Поезд Деда Мороза» и «Поезд Победы», которые представляют собой передвижные экспозиции.
Главный экспонат, который могут посмотреть туристы, - это паровоз. «Это всегда точка притяжения. Когда паровоз гудит, дымит и прибывает на вокзал или отправляется, все сбегаются на него посмотреть», - говорит Александр Львов.
По маршруту Нижний Новгород - Арзамас ходит паровоз П36 - последний, спроектированный в СССР. А с «Ладожской нерпочкой» ходит танк-паровоз 9П, один из знаменитых советских танк-паровозов проекта 1930-х годов (к боевому танку он не имеет никакого отношения, «танк» означает отсутствие тендера, а запасы воды и топлива находятся в самом паровозе, в танках).
«А если повезёт, то на этом же маршруте можно встретить паровоз Ов 1905 года постройки», - добавляет Алексей Вульфов. В народе он получил прозвище Овечка. Самым распространённым является паровоз серии Л, который машинисты прозвали Лебедем, или Лебедянкой.
Развитие железнодорожного ретротуризма стимулирует обучение машинистов и мастеров, которые могут обслуживать паровозы. А туристам дают возможность познакомиться с «живыми» паровозами, а не стоящими на постаментах.
Достать билеты на ретропоезда бывает непросто. На «Рускеальский экспресс» они есть в свободной продаже, а на «Графский поезд» билеты следует приобретать через туристско-информационные центры.
Артём ОБЛОМОВ.