Четверг,
13 ноября
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Четверг,
13 ноября

Маршрут в неуверенное будущее. Кировскому троллейбусу – 82 года

12 ноября 2025

7 ноября 2025 года начался новый, 83-й год жизни кировского троллейбуса. Чего точно не стоит ожидать в его будущем, а что вполне вероятно, рассмотрим в этой статье.

Начать хочется с истории электротранспорта в городе Кирове. На самом деле она насчитывает почти 90 лет. Всё началось в мае 1937 года. Именно тогда был разработан проект трамвайной сети, состоявшей из шести маршрутов, а в конце августа следующего года он был утверждён. Первая трамвайная линия города должна была пройти по Октябрьской улице (ныне - Октябрьский проспект).

Спустя три года, в 1940-м, началось строительство трамвайной линии. Также было начато строительство депо на 200 вагонов, которое располагалось на месте современного стадиона «Родина». Однако с началом Великой Отечественной войны работы пришлось заморозить. Несмотря на остановку строительства, трамвай всё же ходил. Он был служебным. Маршрут пролегал от железнодорожного вокзала до перекрёстка с ул. Профсоюзной. Также планировалось расширение сети. Правда, трамвайных вагонов в Кирове никогда не было - по Октябрьскому проспекту ездили паровозы. В 1943 году в целях получения стройматериалов трамвайное депо было разобрано. На этом моменте жизнь трамвая в городе Кирове заканчивается.

Уже к 1942 году Киров становится большим тыловым городом. К нам было эвакуировано великое множество предприятий, заводов, фабрик и, конечно, людей. Подавляющее большинство автобусов было отправлено на фронт - там их использовали в качестве карет скорой медицинской помощи и грузовых автомобилей, а перевозить постоянно возрастающее по количеству население от места жительства до места работы было нужно.

В том же 1942 году в Киров был эвакуирован литейный завод № 266, среди имущества которого были найдены троллейбусные провода. Эта находка натолкнула местные власти на идею о запуске троллейбуса. Уже в январе-феврале 1943 года по итогам переговоров появилась возможность получить из Ленинграда несколько списанных троллейбусов, оборудование для тяговой подстанции и некоторые другие элементы. Также из блокадного города в Киров прибыли первые водители и ремонтники. Первая троллейбусная линия строилась добровольцами, а также будущими водителями. К концу октября 1943 года работы были завершены, и 7 ноября состоялся торжественный запуск первого троллейбусного маршрута в городе Кирове. Первая линия проходила от железнодорожного вокзала по улицам Комсомольской, Карла Маркса (ныне - Владимирской) и Коммуны (ныне - Московской) до Центральной гостиницы.

Конечно, в то тяжёлое военное время не было ни денег, ни ресурсов на строительство депо. Первые троллейбусы «ночевали» на конечных остановках. Позже, в 1944 году, троллейбусный парк расположился в здании зверинца на площади Революции (ныне - площадь Александра Невского). Однако те помещения совсем не были приспособлены для троллейбусов, и уже в конце 1945 года электротранспорт «подселили» к автобусам - в автобусный парк на ул. Степана Халтурина (ныне - Пятницкая). Для выполнения парковых рейсов была сооружена линия по улице Большевиков (ныне - Казанская) мимо стадиона «Динамо», что современному кировчанину представить очень трудно.

Через семь лет, в 1952 году, было построено здание полноценного троллейбусного депо № 1, рассчитанного на 100 машин, которое функционирует до сих пор по адресу Октябрьский проспект, д. 75.

В послевоенные годы кировский троллейбус стабильно развивался, покоряя всё новые и новые улицы и районы города. В жизни нашего электротранспорта происходило множество интересных событий. Например, в Кирове эксплуатировался один из десятка экспериментальных троллейбусов ЗиУ-7, а ещё в нашем городе был грузовой троллейбус, троллейбус-кафе и даже троллейбус-тир!

В начале шестидесятых электротранспорт начинает ездить в район завода «Сельмаш», в конце семидесятых - на Юго-Запад. Расширение сети шло практически постоянно. В 1975 году на ул. Щорса было открыто троллейбусное депо № 2, рассчитанное на 150 машин и, к сожалению, уже не функционирующее. В 1987 году количество линейных троллейбусов составило 207 штук, что является абсолютным рекордом за всё время. Также, как и 143 миллиона перевезённых пассажиров за 2001 год.

С начала ХХI века троллейбусное сообщение с каждым годом «худеет». Эта тенденция охватывает всю нашу страну, за последние 25 лет ушли в историю очень многие троллейбусные системы России. В подавляющем большинстве случаев основной причиной называется убыточность электротранспорта.

Сейчас, несмотря на закрытие маршрутов, троллейбусы в Кирове живут не хуже всех. Уже второй год Санкт-Петербург дарит нам свои списанные машины. Да, старые, но вполне ещё работоспособные. Срок службы троллейбуса куда выше, чем аналогичный показатель у автобуса - 15 - 20 лет против 8 - 10. Конечно, инфраструктура, которая включает в себя контактную сеть, тяговые подстанции, фидеры и многое другое, устаревает, но её поддерживают в работоспособном состоянии.

В общем, худо-бедно жить можно. Второй вопрос - насколько долго? Тут существует множество мнений. Чаще всего называется срок в пять-шесть лет. Сейчас требуются значительные средства для обновления инфраструктуры, подвижного состава и многого другого. Но будет ли эффективным такое решение? На этапе строительства и покупки инфраструктуры электротранспорт всегда дороже дизельных или газовых автобусов, но в долгосрочной перспективе намного выгоднее.

Как уже упоминалось, срок эксплуатации троллейбуса в 2 - 2,5 раза выше, чем автобуса. Также электроэнергия, используемая для питания электротранспорта, куда дешевле дизельного топлива. И финальный, забивающий последний гвоздь в крышку автобусного гроба, аргумент: в последнее время и наш город затронули проблемы с поставкой горючего. В то время как автобусы экономят солярку всеми силами, троллейбус не чувствует дискомфорта.

Такой историей городского электротранспорта может похвастаться далеко не каждый регион нашей страны. И её, безусловно, нужно продолжать.

Артём БЕРШАНСКИЙ.
Фото из группы ВК «Троллейбусы и другие».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

12 ноября 2025

Маршрут в неуверенное будущее. Кировскому троллейбусу – 82 года

7 ноября 2025 года начался новый, 83-й год жизни кировского троллейбуса. Чего точно не стоит ожидать в его будущем, а что вполне вероятно, рассмотрим в этой статье.
11 ноября 2025

Зима близко. Как «Вятавтодор» готовится к надвигающемуся снежному сезону

Профессиональные и доморощенные метеорологи продолжают одаривать нас прогнозами на грядущую зиму. И тут, как обычно, кто во что горазд - одни уверяют, что она будет тёплой и снежной, другие твердят, что холода побьют все рекорды, но осадками сезон будет небогат.
10 ноября 2025

«Гонка героев». Испытание на прочность

В тандеме с женой Евгений Булдаков принял участие в спортивном мероприятии под названием «Гонка героев», которое прошло на полигоне Алабино в Московской области.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross