
7 ноября 2025 года начался новый, 83-й год жизни кировского троллейбуса. Чего точно не стоит ожидать в его будущем, а что вполне вероятно, рассмотрим в этой статье.
Начать хочется с истории электротранспорта в городе Кирове. На самом деле она насчитывает почти 90 лет. Всё началось в мае 1937 года. Именно тогда был разработан проект трамвайной сети, состоявшей из шести маршрутов, а в конце августа следующего года он был утверждён. Первая трамвайная линия города должна была пройти по Октябрьской улице (ныне - Октябрьский проспект).
Спустя три года, в 1940-м, началось строительство трамвайной линии. Также было начато строительство депо на 200 вагонов, которое располагалось на месте современного стадиона «Родина». Однако с началом Великой Отечественной войны работы пришлось заморозить. Несмотря на остановку строительства, трамвай всё же ходил. Он был служебным. Маршрут пролегал от железнодорожного вокзала до перекрёстка с ул. Профсоюзной. Также планировалось расширение сети. Правда, трамвайных вагонов в Кирове никогда не было - по Октябрьскому проспекту ездили паровозы. В 1943 году в целях получения стройматериалов трамвайное депо было разобрано. На этом моменте жизнь трамвая в городе Кирове заканчивается.
Уже к 1942 году Киров становится большим тыловым городом. К нам было эвакуировано великое множество предприятий, заводов, фабрик и, конечно, людей. Подавляющее большинство автобусов было отправлено на фронт - там их использовали в качестве карет скорой медицинской помощи и грузовых автомобилей, а перевозить постоянно возрастающее по количеству население от места жительства до места работы было нужно.
В том же 1942 году в Киров был эвакуирован литейный завод № 266, среди имущества которого были найдены троллейбусные провода. Эта находка натолкнула местные власти на идею о запуске троллейбуса. Уже в январе-феврале 1943 года по итогам переговоров появилась возможность получить из Ленинграда несколько списанных троллейбусов, оборудование для тяговой подстанции и некоторые другие элементы. Также из блокадного города в Киров прибыли первые водители и ремонтники. Первая троллейбусная линия строилась добровольцами, а также будущими водителями. К концу октября 1943 года работы были завершены, и 7 ноября состоялся торжественный запуск первого троллейбусного маршрута в городе Кирове. Первая линия проходила от железнодорожного вокзала по улицам Комсомольской, Карла Маркса (ныне - Владимирской) и Коммуны (ныне - Московской) до Центральной гостиницы.
Конечно, в то тяжёлое военное время не было ни денег, ни ресурсов на строительство депо. Первые троллейбусы «ночевали» на конечных остановках. Позже, в 1944 году, троллейбусный парк расположился в здании зверинца на площади Революции (ныне - площадь Александра Невского). Однако те помещения совсем не были приспособлены для троллейбусов, и уже в конце 1945 года электротранспорт «подселили» к автобусам - в автобусный парк на ул. Степана Халтурина (ныне - Пятницкая). Для выполнения парковых рейсов была сооружена линия по улице Большевиков (ныне - Казанская) мимо стадиона «Динамо», что современному кировчанину представить очень трудно.
Через семь лет, в 1952 году, было построено здание полноценного троллейбусного депо № 1, рассчитанного на 100 машин, которое функционирует до сих пор по адресу Октябрьский проспект, д. 75.
В послевоенные годы кировский троллейбус стабильно развивался, покоряя всё новые и новые улицы и районы города. В жизни нашего электротранспорта происходило множество интересных событий. Например, в Кирове эксплуатировался один из десятка экспериментальных троллейбусов ЗиУ-7, а ещё в нашем городе был грузовой троллейбус, троллейбус-кафе и даже троллейбус-тир!
В начале шестидесятых электротранспорт начинает ездить в район завода «Сельмаш», в конце семидесятых - на Юго-Запад. Расширение сети шло практически постоянно. В 1975 году на ул. Щорса было открыто троллейбусное депо № 2, рассчитанное на 150 машин и, к сожалению, уже не функционирующее. В 1987 году количество линейных троллейбусов составило 207 штук, что является абсолютным рекордом за всё время. Также, как и 143 миллиона перевезённых пассажиров за 2001 год.
С начала ХХI века троллейбусное сообщение с каждым годом «худеет». Эта тенденция охватывает всю нашу страну, за последние 25 лет ушли в историю очень многие троллейбусные системы России. В подавляющем большинстве случаев основной причиной называется убыточность электротранспорта.
Сейчас, несмотря на закрытие маршрутов, троллейбусы в Кирове живут не хуже всех. Уже второй год Санкт-Петербург дарит нам свои списанные машины. Да, старые, но вполне ещё работоспособные. Срок службы троллейбуса куда выше, чем аналогичный показатель у автобуса - 15 - 20 лет против 8 - 10. Конечно, инфраструктура, которая включает в себя контактную сеть, тяговые подстанции, фидеры и многое другое, устаревает, но её поддерживают в работоспособном состоянии.
В общем, худо-бедно жить можно. Второй вопрос - насколько долго? Тут существует множество мнений. Чаще всего называется срок в пять-шесть лет. Сейчас требуются значительные средства для обновления инфраструктуры, подвижного состава и многого другого. Но будет ли эффективным такое решение? На этапе строительства и покупки инфраструктуры электротранспорт всегда дороже дизельных или газовых автобусов, но в долгосрочной перспективе намного выгоднее.
Как уже упоминалось, срок эксплуатации троллейбуса в 2 - 2,5 раза выше, чем автобуса. Также электроэнергия, используемая для питания электротранспорта, куда дешевле дизельного топлива. И финальный, забивающий последний гвоздь в крышку автобусного гроба, аргумент: в последнее время и наш город затронули проблемы с поставкой горючего. В то время как автобусы экономят солярку всеми силами, троллейбус не чувствует дискомфорта.
Такой историей городского электротранспорта может похвастаться далеко не каждый регион нашей страны. И её, безусловно, нужно продолжать.
Артём БЕРШАНСКИЙ.
Фото из группы ВК «Троллейбусы и другие».