Новые штрафные батальоны
В то время когда банкротятся промышленные предприятия и падает производство товаров, всё более прочное место в валовом внутреннем продукте страны занимает производство штрафов. Судя по отчётам, это единственный продукт контролирующих структур, которым можно измерить труд чиновника. И не вызывает сомнения, что производство штрафов в стране будет расти, так как чиновники с каждым годом эту работу совершенствуют и испытывают к штрафам какой-то особый интерес. Складывается впечатление, что одна из главных задач чиновников сегодня - в повышении производства штрафов.
Универсальные помощники…
Известно, что штрафные батальоны в годы войны бросали на прорыв линии фронта против врага. И состояли они из солдат, которые искупали таким способом свою вину перед Родиной. Сегодня новые штрафные батальоны состоят исключительно из чиновников. Но кто те враги, против которых используются штрафы? Штрафы у нас, оказывается, многофункциональны и востребованы в самых разных сферах.
Одна из функций штрафов - в пополнении государственного бюджета. Когда бюджеты регионов достигли немыслимых дефицитов, федеральный центр стал перераспределять штрафы в пользу регионов. Если посмотреть Прогноз объёмов поступления доходов областного бюджета на 2015 год, то раздел «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» предусматривал доходы от штрафов в размере более 223 млн. рублей. Самые большие надежды в производстве штрафов возлагались на органы, обеспечивающие безопасность дорожного движения: более 190 млн. рублей. Органы государственного пожарного надзора должны были произвести штрафов на 14 млн. рублей.
Когда уровень коррупции достиг в России немыслимых размеров и воровать стали миллиардами, вместо реального лишения свободы чиновников-взяточников стали наказывать штрафами. Суммы штрафов, налагаемых судами за коррупцию, достигают за год по стране десятков миллиардов рублей, но ещё в 2013 году генеральный прокурор Юрий Чайка привёл данные о сомнительной эффективности этой меры наказания: на практике штрафы взыскиваются с осужденных только на 1 процент. Иными словами, эффективность борьбы с коррупционными преступлениями равна одному проценту, но зато чиновники-коррупционеры прикрылись от реального наказания штрафами.
С помощью штрафов, как оказалось, пытаются повысить эффективность работы медицины. Что особенно интересно, в роли производителей штрафов стали выступать страховые компании, а в качестве потерпевших - государственные медицинские учреждения. Иными словами, частный бизнес стал наказывать штрафами гос. учреждения. Как показала проверка Счётной палаты области, только за 2013 - 2014 годы путём штрафных санкций из бюджета медицины в нашем регионе было изъято 88 млн. рублей. Совершенно очевидно, что в роли наказанных оказались в конечном итоге простые граждане, которые на эту сумму недополучили медицинских услуг.
Итоги работы в рублёвом выражении…
Как сообщили областные СМИ, 9 февраля итоги работы за 2015 год подвели в Управлении Росприроднадзора по Кировской области. Главную информацию о проведённом мероприятии можно получить, зайдя на ведомственный сайт Росприроднадзора. Как оказалось, большую надежду на улучшение экологической обстановки в регионе здесь также возлагают на производство штрафов. Исполняющий обязанности руководителя В.Л. Изместьев, доказывая ведущую роль структуры в охране природы, привёл много конкретных цифр: «В 2015 году выявлено 141 нарушение природоохранного законодательства. Устранено в сроки в соответствии с выданными предписаниями 134 нарушения, по остальным нарушениям срок устранения не истёк. Показатель устранения нарушений составил 95%».
Ещё более убедительными доказательствами проделанной работы стали цифры по производству административных штрафов. Вот что сказал об этом докладчик: «По итогам года управлением вынесено 116 постановлений с наложением административного штрафа на сумму 3 млн. 893 тысячи 500 рублей. Взыскано 120 штрафов, с учётом переходящих с 2014 года, на сумму 3 млн. 98 тысяч 848 рублей». Цена одного административного материала в результате составила 33564 рубля.
Учитывая, что законодательством установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, сборы только по этой статье составили более 110 млн. рублей, а суммарный доход в бюджеты всех уровней, включая штрафы, - более 117 млн. рублей.
Взгляд руководителя
Чтобы понять, как влияет Росприроднадзор на улучшение экологической обстановки через предприятия, я встретился с генеральным директором ООО «Родник» В.М. Петровых. Со слов руководителя, только в 2014 году общество было проверено шестью контролирующими структурами. Кроме управления Росприроднадзора это межрайонная природоохранная прокуратура, госинспекция рыбоохраны, госинспекция по труду, управление Роспотребнадзора и районная прокуратура. На фоне других контролёров Росприроднадзор отличается тем, что его административные материалы наиболее ощутимы размерами налагаемых штрафов.
Несколько лет назад только по одному материалу этого ведомства штрафы доходили до 300 тыс. рублей. Когда предприятия стали оспаривать штрафы в судах по причинам жёсткости наказания и явного несоответствия выявленным нарушениям, а суды - снижать размеры штрафов, проверяющие Роспотребнадзора вместо одного административного материала стали оформлять по несколько, разбивая нарушения по категориям. Иначе говоря, подходы к проверяемым юрлицам у ведомства остались прежними.
Как пояснил Вячеслав Михайлович, такие жёсткие подходы рубят предприятие прямо под корень, поскольку многие инженерные сети и сооружения (система водоочистки, канализационные и водопроводные сети) в городе изношены практически до 100 процентов и только на ликвидацию аварий требуются большие затраты. Из каких источников уплачивать эти штрафы? Из налогов, платы за электроэнергию и зарплаты персонала штрафы не покроешь. Остаются статьи, запланированные на ремонт сетей. В результате страдает весь город, и население в частности, когда суммы, запланированные на ремонт, идут на погашение штрафов. Результат прямо противоположный разумному.
Есть в этих правовых отношениях ещё одна сторона. Все здания и сооружения обществу «Родник» не принадлежат, они находятся в аренде по договору с городским муниципалитетом. Капитальный ремонт - обязанность муниципалитета, который материальными ресурсами для этого не располагает. А отвечать за нарушения перед контролирующими органами приходится «Роднику», так как лицензия оформлена на это предприятие. Ещё в 2010 году производственные здания переданы по актам обществу со 100-процентным износом, что прямо отражено в документах.
Отчего протокол строгий?
Чтобы понять причины административной приверженности контролёров, я изучил материалы, оформленные Росприроднадзором в 2014 году, в ходе плановой проверки с 1 по 9 сентября. Всего было оформлено 8 административных материалов, из которых 4 - на предприятие и ещё 4 - на генерального директора ООО «Родник». Причём материалы на предприятие один к одному дублируют материалы на руководителя: та же фабула дела, номер статьи кодекса или постановления, разница только в размерах штрафов.
Самый тяжеловесный по размеру штрафа материал оформлен в связи с тем, что на территории общества обнаружены «незагрязнённые древесные опилки» и другие отходы 1 - 4 категорий опасности. Эти опилки возникли от распила досок при возведении забора и находились возле котельной. По словам В. Петровых, общий объём этих вредных опилок не превышал двух вёдер. По правилам опилки должны быть занесены в специальный журнал, что сделано не было. Беда ещё в том, что древесный опил не относится к категории деятельности общества. К другим вредным материалам, хранившимся с нарушением правил, был отнесен лом чёрных металлов, который лежал на открытой почве. Ко всему прочему, лица, ответственные за обращение отходов, не прошли профильное обучение и не имели сертификата, а также не организовали надлежащий контроль за отходами. Имелись и другие документальные нарушения. И за эти нарушения предприятие подвергнуто штрафу на 105 тыс. рублей, а руководитель - на 11 тысяч.
Второй материал был оформлен в связи с тем, что очистные сооружения на момент проверки не обеспечивали полной очистки от вредных веществ канализационные стоки и в реку Воя поступали вредные вещества в концентрации, превышающей предельно допустимую. Но суть снова в том, что капремонт должен проводить собственник этих сооружений - городской муниципалитет, а денег у него нет. Общество было оштрафовано за это на 80 тыс. рублей, а лично руководитель - на 10 тысяч.
Ещё один административный материал был оформлен в связи с тем, что ООО «Родник» нарушало сроки внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платило, но с опозданием. В результате предприятию был назначен штраф в сумме 52 тыс. рублей.
Самым лёгким по тяжести наказания оказался материал, оформленный за отсутствие контроля за выбросами в атмосферу вредных веществ. Источников вредных веществ, портящих воздух, на предприятии оказалось 11. В атмосферу они попадают от сжигания дров в котельной, от сварочных работ, от разъездов транспорта на бензине и солярке. Провёл, например, сварщик работы - и это следует зафиксировать в журнале по специальной форме. Одним словом, документация по данному профилю не велась, и не было назначено ответственных лиц. Предприятие было оштрафовано за данные нарушения на 21 тыс. рублей, руководитель оштрафован на 3 тысячи.
Два разных мира…
Как мне показалось, Росприроднадзор и остальное население страны живут в двух разных мирах и смотрят на окружающее разными глазами. Может быть, правила слишком далеко ушли вперёд по своим требованиям и мы как-то даже не заметили этого. Если смотреть на природу административными глазами ведомства, то наказывать сегодня нужно поголовно все предприятия. Взять хотя бы пилорамы, которые буквально тонут в опилках. Но Росприроднадзор этого не замечает, либо владельцы пилорам и сотрудники контролирующего органа нашли способы договариваться без оформления административных материалов. Наверное, и с арендаторами лесов контролёры тоже научились договариваться, поскольку в лес сегодня страшно заходить: он захламлён.
Хотя главную задачу - производство штрафов как часть валового продукта региона, - судя по всему, управление Росприроднадзора области выполняет.