Культура торговли кончается, едва начавшись?
"Недолго музыка играла!" Эпоха образцовых супермаркетов, похоже, на излёте. Это видно даже по содержанию прилегающих к магазинам территорий. Если, например, тротуар перед бывшей "Искрой" вначале чистился "до твёрдой основы" (есть такая коммунальная терминология), то последние года три – уже нет. Несмотря на многократные просьбы, администрация "Глобуса" не считает нужным оборудовать перилами лесенку слева от входа в магазин, нарушая ФЗ о доступной городской среде.
Между тем предприимчивые владельцы, известные вхождением в разные органы и аббревиатурные блоки типа "ШБК", могли бы склонить городские власти к тому, чтобы привести, наконец, в порядок весь позорный квартал улицы Ленина – от Красноармейской до Орловской. Ужасны зимой подходы к магазинам и других торговых сетей, например, к "Красногорскому" на Милицейской.
В Европе гиганты торгового самообслуживания были уже в 80-е годы. Одним из них в Потсдаме нам довелось пользоваться продолжительное время, но ни разу мы не видели, как выгружают товар и раскладывают его по полкам. В наших же магазинах покупатель то и дело увёртывается от нагруженных каталок, лавирует между завалами из коробок, а доступ к полкам ему перекрывают возящиеся с товаром продавцы.
Бесполезно напоминать, что ТОВАР ДОЛЖЕН ВЫКЛАДЫВАТЬСЯ ДО ПРИХОДА ПОКУПАТЕЛЕЙ. Наши торговые работники, как и почтальоны, и экспедиторы, и уборщики улиц, и т.д., сладко спят в утренние часы, самые жаркие для аналогичных служб в цивилизованных странах. Поэтому в торговых залах у нас – столпотворение, тем более что нормативы (проходы – не менее полутора метров шириной!) не соблюдаются нигде.
Очень немногие продавцы и кассиры выполняют установки по коммуникативной культуре обслуживания. Здороваются с покупателем и благодарят за покупку чаще всего в некоторых магазинах сети "Магнит". В "Глобусе" я попала лишь на одну такую органично вежливую девушку, которая ещё и пробитый товар сразу сама помещает в фирменный пакет, что удобно покупателю и экономит всем время.
Комиссионной торговле, судя по всему, предстоит вторая жизнь, ведь это услуга для небогатых людей, число которых стремительно увеличивается. Правда, экономический смысл современного комиссионного товарообмена неочевиден: настолько чудовищен процент, взимаемый со сдатчика вещей. В прежние времена магазину полагалось вознаграждение за труды размером в 5%, а сейчас это 35%. Таковы аппетиты муниципальных чиновников – ведь комиссионки в их власти. Работников Роспотребнадзора и прочих высокооплачиваемых номинальных надзирателей этот абсурд традиционно не колышет.
Не замечают контрольные органы и такой откровенный произвол по отношению к сдатчикам вещей: в гарнизонном универмаге, например, за своими грошами они могут ходить месяцами и слышать, что "денег нет". Хотя товар был куплен, и деньги в кассе гарантированно должны быть. Кстати, за незаконное пользование чужими деньгами положено наказание.
Творящим произвол продавцам комиссионок издевательства над зависимыми от них людьми приносят видимое удовлетворение. Особенно властны и грубы, как и в прежние времена, приёмщики вещей на комиссию. Пример того, как развращает не затронутых культурой людей даже крохотная, жалкая власть.
Обращает на себя внимание разброс цен при сопоставлении с другими регионами, особенно на аптечные, детские, школьные и т.п. товары. Даже в церковных лавках цены нелогичны для нашего бедняцкого края. Так, в Нижнем Новгороде цена свечки – от 5 рублей, а у нас – от 35; цена отпевания – от 750, у нас – от 2000 рублей; памятка – там от 20 рублей, в Кирове – от 70 и т.д. Почему? Настолько ли уж мы, вятские, грешнее!?