Кировчане бьют рекорды по жалобам
По информации пресс-центра Правительства Кировской области количество письменных жалоб и обращений граждан в 2015 году составило 18 тысяч, что сразу на 25% выше, чем в 2014. Причём, материал о данном факте отделом по работе с обращениями граждан и организаций подаётся если не с ликованием, то с чувством глубокого удовлетворения: Губернатором и членами Правительства все обращения рассмотрены, по ним дано свыше 17 тысяч поручений, в большей части вопросы решены положительно, увеличивается число конкретных предложений в соотношении с количеством жалоб… Особенно умиляет в пресс-релизе разбивка авторов обращений по категориям: 2323 пенсионера, 800 инвалидов, 400 многодетных родителей и т.д., есть даже ученица 1-го класса. Вроде бы действительно можно порадоваться возросшей активности нашего зачастую инертного и равнодушного населения. Однако я бы охладил столь радостный пыл.
Учитывая количество рабочих дней, в среднем за день Правительство получало свыше 70 обращений. Не многовато ли даже для разросшегося аппарата? Ведь задача министерств – решать системные проблемы, вопросы общего плана, обеспечивать развитие региональной экономики, повышать качество жизни в целом, а не увязать в мелочах, в частном. Кроме того, областное правительство – не единственный институт, выбираемый изобретательными гражданами для направления «предложений». Только в одной организации за короткий период мне приходилось сталкиваться с поручениями, приходящими на основании обращений недовольных чем-то граждан из аппарата Законодательного Собрания, Уполномоченного по правам ребёнка, прокуратуры, не говоря уже об органах управления образованием. Все эти обращения, без исключений, объединяло одно – по инициативе авторов они благополучно миновали стадию рассмотрения на уровне самой организации.
Ребёнку достался потрепанный учебник? Конечно, самое время писать Президенту страны. Не нравится школьный учитель, о котором нелестно отозвалась соседка, когда-то с третьей попытки сдавшая выпускной экзамен? Значит, этим будут заниматься в региональном министерстве и муниципальном управлении образования. Мел с тряпкой не устраивают? Пора озаботить Федеральное Собрание.
Приведу пример типичного представителя среды жалобщиков. Как-то заявилась гражданка с претензией по поводу якобы отравления ребёнка в школьной столовой, грозила писать заявление «самому Онищенко». На разбирательство убили больше часа. Каждый день питаются около 700 человек, работает бракеражная комиссия, прекрасный опытный коллектив поваров, и на сей раз тоже никаких жалоб, кроме этой, не поступило. По ходу беседы поведение женщины становилось всё более странным. Язык её стал заплетаться, а почерк оказался абсолютно неразборчив. Видимо, перед походом в школу она зашла в рюмочную и прилично тяпнула. Вызвал полицию, мамашу увезли в участок. В итоге в Роспотребнадзор обращаться она не стала. Однако кто даст гарантию, что в следующий раз она не черкнёт несколько строк Правительству посредством электронной связи?
Вот 20 лет я работаю в системе школьного образования, некоторые из моих коллег – 25, 30, 40. Неужели мы, учителя, руководители школ, знаем ситуацию в образовательных учреждениях хуже, нежели сторонний человек, инвалид или многодетный родитель, решивший выйти со своим «предложением» на уровень областного правительства? Неужели мы не чувствуем «тонких и узких» мест, не ощущаем проблем, не видим причин, приводящих к конфликтам, противоречиям? Или делаем это не так хорошо, как авторы жалоб? Нас ведь сейчас никто ни о чем не спрашивает. Наоборот, при случае ещё и заткнуть пытаются. Только приказы выполняй.
И всё-таки, нет-нет, но изредка профессиональная общественность сподобится на письмецо, вопросик там, какое-никакое обращение. Каюсь, в прошлом году тоже дважды беспокоил высокие инстанции. Например, почему в России с 1980 года не пересматривается перечень оснований для вывода детей на домашнее обучение. В Белоруссии, к примеру, его за предыдущее десятилетие несколько раз пересматривали, и в Белоруссии есть современные диагнозы вроде СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или поведенческих отклонений на фоне легкой умственной отсталости. Есть не только права, но также ответственность родителей за воспитание детей. Предложил воспользоваться опытом соседней страны, ведь в наших обычных школах масса конфликтов и бед возникает из-за невозможности уследить в переполненном классе за ребёнком, который не способен себя контролировать, и виноват всегда педагог, а родитель с его почти безразмерными правами как бы совсем не при чём. И что? Не только положительных решений, ответов-то нет. Понимаю, что данная тема менее увлекательна, чем конкретная склока очередной Марь Иванны с Вовочкой и его родителями, но если не заниматься корнем проблем, то следствий, в том числе роста обращений, действительно будет куда больше. Через год – 25 тысяч, через два – 50, придётся не отдел, а целое министерство по их рассмотрению создавать.
Прошу извинить, что иллюстрировал свои размышления исключительно темой образования, хотя рассматриваемая проблема отнюдь не носит отраслевого характера. Вообще сейчас в целом наблюдается нехорошая тенденция: чем меньше власть интересуется мнением профессиональных сообществ, тем всё более кипучий характер её деятельность приобретает в работе с жалобами. При этом чем дальше, тем жалобы становятся всё мельче и пустячнее, а реакция на них всё масштабнее. Закрадывается подозрение, что конфликты, вырастающие посредством бюрократии из мухи в слона, специально провоцируются, чтобы отвлечь общество от проблем реальных и серьёзных в сторону надуманных и мнимых.