В Омутнинске подписано соглашение о создании образовательного консорциума восточных территорий области. Как заявляет сайт Восточного образовательного округа, «подобная консолидация усилий и ресурсов органов власти всех уровней, предприятий и учреждений образования позволит сформировать кадровый потенциал муниципальных территорий».

 

На первый взгляд - да, поскольку участниками соглашения стали министерство образования Кировской области, руководители учреждений профессионального образования, представители органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, объединенные задачами подготовки кадров современного уровня.

 

Еще можно порадоваться за Омутнинский металлургический завод. Его гендиректор, депутат Законодательного Собрания области Александр Волосков прошлой весной выступил перед приволжским полпредом Михаилом Бабичем с идеей создания на базе ОМЗ специальной кафедры ВятГУ, где проходили бы обучение будущие специалисты завода (предприятию ежегодно требуется 20 новых специалистов с высшим образованием, но обеспечить потребность не удаётся, даже уже имеющемуся в Омутнинске офису ВятГУ).

 

Правда, полпред тогда разнес в пух и прах омутнинское желание: «Неправильно, если преподаватели будут обучать студентов в режиме командировок, а студенты будут получать знания «порциями». Это уже нельзя будет назвать полноценным образованием, это суррогат».

 

Но ОМЗ и ВятГУ от совместной борьбы за молодое поколение не отказались. И на свет был явлен (по Волоскову) «инструмент реализации образовательной стратегии, позволяющей планово, на научно-методической основе осуществлять взаимодействие всех заинтересованных организаций по подготовке и закреплению «на местах» высококвалифицированных кадров, востребованных в нашем регионе».

 

Главы Омутнинского, Афанасьевского и Верхнекамского районов, входящих в образовательный округ, хоть и убеждены в необходимости повышать ценность малой родины, чтобы выпускники вузов возвращались в районы, а не оставались в мегаполисах, но кулуарно, по сведениям «Планеты Афанасьево», недоумевали. «Кирскабель», например, учит пополнение в техникуме. А если надо высшее образование, то родители, в том числе афанасьевские, посылают своих детей втрое дальше - в Киров. В тот же «политех». Потому как в Омутнинске пока никакой базы, разве что компьютеры стоят в одном из классов местного техникума.

 

Предприятия же северо-востока области нуждаются в кадрах для металлургии, энергетики, лесопереработки. Остро необходимы врачи и средний медперсонал. Нужны специалисты в сельском хозяйстве, в биохимии. Серьезная кадровая проблема существует в образовании. Средний возраст учителей школы - за 50 лет. Об этом говорили руководители многих предприятий, присутствовавшие на встрече.

 

Задавались вопросом: а откуда взять деньги на осуществление образовательного проекта? Об этом заместитель министра образования области Ольга Шеренцова не сказала. Не сказано было и о том, как без рубля начать «развивать образовательную инфраструктуру, гибко реагировать на потребности рынка труда, обновлять содержание образования с учетом профессиональных предпочтений экономики территорий». На какие такие гранты «планируется открытие инновационных образовательных площадок, базовых кафедр ВятГУ на территории востока области»?

 

Получается, не соглашение о создании консорциума подписали и.о. министра образования области О.Н. Рысева, ректор ВятГУ В.Н. Пугач, главы Омутнинского, Афанасьевского и Верхнекамского районов, руководители предприятий, начальники районных управлений образования и директора образовательных учреждений, а соглашение о совместном желании. Что, впрочем, не так и мало.

 

Избраны председатель консорциума (замминистра образования области Ольга Шеренцова) и сопредседатель (Константин Бажин,  и.о. проректора по проектной деятельности ВятГУ). Осталось найти тех, чьими трудами и руками намерения можно претворить в дело.

 

Вместо послесловия.

 

Михаил Бабич, полпред президента в ПФО:

 

«Если вы хотите подготовить качественные кадры, которые к моменту трудоустройства на завод уже будут знать производство, можно организовать модульную систему, при которой, например, студенты в течение трёх месяцев в году проходят обучение непосредственно на предприятии и получают здесь практические навыки. Но для этого совсем не обязательно создавать филиал кафедры и тратить на это немалые средства».

 

Оригинал