Год литературы: послевкусие
Немалая часть вятской публики по-прежнему, несмотря на компьютеризацию, кризисы и вселенское уныние, не может жить без чтения. Это, в частности, доказывается продолжительным уже существованием там и сям новомодных буккроссингов. Стеллажи одного из них, ближайшего, я пополняю регулярно, причём не только книгами, но и периодикой.
Большинство книжку почитает и вернёт, а от соблазна продать её через комиссионку страхует спецнаклейка (или соответствующая надпись от руки). Если же окажется, что без какого-то издания тебе жизнь не в жизнь, - со спокойной совестью можно оставить его себе, как подарок от братьев по разуму. И ответить таким же подарком.
К сожалению, местные власти не изменили себе даже ради Года литературы. Как из собственного кармана, по субъективным и странноватым критериям облправительство продолжало раздавать стотысячные гриновские, щедринские, герценовские и др. премии от нашего имени, но без нашего участия.
Не моргнув глазом, как будто у них ума палата и бездна вкуса, чиновники и их внештатные консультанты навязывают читающей публике сомнительных привозных лауреатов. Удивляешься и негодуешь, когда от нашего якобы общего имени снова и снова приглашают и награждают бесталанных матерщинников типа самовлюблённого беспардонного Гришковца. Как будто нет в России блестящих публицистов с сатирическим запалом масштаба Татьяны Москвиной или талантливых литераторов из местных!
Приглашённые "звёзды" вмиг заражаются от хозяев презрением к вятскому плебсу. Свидетельствует журналист Алексей Ульянов: "В Кирове прошёл "закрытый" творческий вечер Евгения Гришковца. Обещанной "бесплатной" встречи Евгения Гришковца с читателями в библиотеке имени Герцена не случилось. Вместо этого новоявленный лауреат премии Салтыкова-Щедрина два часа веселил чиновников мэрии Кирова и правительства Кировской области, которые собрались в кукольном театре" (Бизнес Класс. 2015. № 10). Правда, проигнорированные читатели, если честно, немного и потеряли.
Уютные междусобойчики с гостями, без лишних глаз стали уже стилем и традицией для местных чиновных культуртрегеров и их ближнего круга. Хлебосольство – прекрасное качество, но если оно не за чужой счёт. Пригласи гостя, какого тебе позволит твой литературный вкус и кошелёк, оплати ему транспорт, проживание и питание – и наслаждайся его обществом с чистой совестью. А так… Коррупция, она ведь многолика.
Ну и, конечно, Год литературы был поводом ещё раз пожалеть об утрате Вяткой такого энтузиаста театра и книги, как Борис Павлович. Не стал он своим в тёплой компании приватизаторов материальной базы вятской культуры, другого замеса человек – питерский интеллектуал, экзотика для Вятки. А "чужие здесь не ходят"!
Вот и дошло до того, что в рубрике "Дай почитать!" на "Эхе Москвы в Кирове" стали восхваляться книги одиозного для интеллектуалов телеведущего Владимира Соловьёва и прочих, кто для московских коллег – персоны нон грата. Вправе ли региональные радиоредакции настолько расходиться с головной мировоззренчески?
Будем надеяться на перемены в наступающем году. Без них уже, что с каждым днём яснее, не обойдётся.
С Новым годом! С Годом кино! С годом красной обезьяны! Сочетание очень весёленькое. Но не надоело ли гражданам в чужом пиру веселье?