Банкротство как достояние региона?
Если посмотреть на наш регион с позиции бюджетной состоятельности, способности зарабатывать деньги и обеспечивать решение социальных проблем, то власть, территория и граждане движутся в сторону банкротства. С 1 марта в учреждениях культуры Нолинского района, сельских ДК и библиотеках, отключена за неуплату электроэнергия. Когда спасением бюджета является погружение в темноту бюджетных учреждений - лампочка становится индикатором состоятельности власти. Об этом свидетельствуют цифры. Например, госдолг Кировской области на 1 января 2016 года составлял 23 млрд. 874 млн. рублей, увеличившись за год на 2 миллиарда.
Арбитражный суд изобличает…
Область, если посмотреть на нее глазами губернатора, представляется сплошной стройкой. Статистика дел арбитражного суда заставляет переосмыслить губернаторские представления: вместо стройки перед глазами встают тысячи разрушенных предприятий, а на их обломках - десятки тысяч поломанных человеческих судеб. С 1 января 2009 года по 1 января 2016 года процедуру банкротства в регионе прошли 2217 юридических лиц, из которых 1181 - разного рода предприятия, 336 - индивидуальные предприниматели.
Что самое печальное, ни одна из процедур банкротства не закончилась в этот период финансовым оздоровлением предприятий. Хотя одна из задач конкурсного управления - финансовое оздоровление. Картина тем более неприглядна, поскольку среди тысяч других 184 сельскохозяйственных предприятия. Это своего рода пожар, в котором вместе с предприятием на селе сгорают рабочие места, отчего люди бегут в другие регионы, а территории опустошаются. Можно по-разному смотреть на отчётность нынешнего министерства сельского хозяйства, но статистика арбитражного суда сомнения не вызывает.
Только за 6 лет из оборота в области выведено 326,4 тыс. гектаров сельхозугодий, в том числе 258,1 тысячи гектаров - пашни. Численность работающих в сельском хозяйстве сократилась на 14,9 тыс. человек. Вывод земли из оборота и сокращение работающих - результат банкротства организаций.
Время игроков и обманчивая тишина…
Когда такими темпами в регионе уничтожается экономика, правоохранительные органы, включая прокуратуру и МВД, не должны стоять в стороне. Контроль за банкротством обязано вести и правительство области, и даже районные администрации. Но создаётся впечатление, что эта война в экономике их не особенно интересует. Время борцов за справедливость и законность словно бы растворилось, и наступило время игроков, когда чиновники вместо решения государственных проблем ведут какую-то личную или групповую игру: каждый чиновник работает на своего начальника, последний - на вышестоящего.
29 января 2016 года прокуратура области подвела итоги работы за 2015 год. Если верить докладу, усилия прокуроров были направлены на защиту трудовых прав граждан, включая оплату труда. Долги по зарплате за счёт вмешательства прокуроров сократились в 3,3 раза. В сфере экономики пресечено 23 тыс. нарушений.
А вот что происходит на практике по делам о банкротстве. По статье 12.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий обязан провести за 5 дней до собрания кредиторов общее собрание бывших и настоящих работников предприятия для избрания представителя должника. Этот представитель должника избирается для защиты прав трудового коллектива, в том числе по выплате заработной платы. Так вот, в нашей области избрание представителей должника вообще не практикуется, в результате чего конкурсные управляющие массово нарушают права работников должника. Этот вопрос не контролирует ни прокуратура, ни арбитражный суд. Оттого за защитой прав вынужден в гос. органы обращаться каждый работник в отдельности - вместо одного представителя.
Второе, что бросается в глаза при банкротстве предприятий области, - в производстве конкурсных управляющих одновременно находится неограниченное число юридических лиц.
У конкурсного управляющего Семаковой Е.Е., например, которая «оздоровляет» СХА «Ленинский путь», в производстве одновременно 10 юридических лиц, расположенных не только в Кировской области, но и в Коми республике. Получается, что конкурсный управляющий превращён в своего рода генерального директора какого-то крупного холдинга многоотраслевой направленности. В своего рода экстрасенса Кашпировского, который способен оздоровлять предприятия десятками на расстоянии. И судя по практике работы конкурсных управляющих нашей области, их главная задача - растянуть процесс оздоровления (банкротства) на несколько лет. Почему не продлить процедуру, если зарплату назначает суд и она определяется в таких суммах, словно предприятия процветают? Не удивительно поэтому, что вместо оздоровления предприятий происходит их окончательное разрушение. Кто из контролирующих органов должен сказать веское слово, чтобы этот экономический разбой, своего рода гуляйполе, прекратился? Почему бы денежное вознаграждение не выплачивать в зависимости от экономического результата и других составляющих процесса банкротства?
Третье, что, на мой взгляд очень опасно, - деятельность конкурсных управляющих никто не контролирует: ни судья, его назначивший, ни прокуратура, ни органы МВД, ни муниципальные органы, на территории которых находится предприятие. Даже при том, что на действия конкурсного управляющего всюду поступают обоснованные жалобы. Это очень хорошо видно на примере Семаковой Е.Е. Вдумайтесь: апелляционный суд 19 сентября 2014 года вынес определение о признании 26 договоров поручительства на сумму 661,6 миллиона рублей недействительными. Но даже сегодня, спустя полтора года, эта сумма из реестра долгов СХА «Ленинский путь» не исключена в полном объёме. Если реестр долгов освободить от этих сотен миллионов, то возникнет вопрос: не пора ли процесс банкротства отменить и дать сельхозартели работать свободно?
Вместо этого судья арбитражного суда Вершинина А.А. дела по исключению из реестра долгов на сотни миллионов рублей откладывает с одной даты на другую. Вот как это выглядит на примере дела № 28-4629/2014-125 на сумму более 21 млн. рублей. С 13 апреля 2015 года рассмотрение дела отложено на 6 июля, затем - на 17 декабря, позднее - на 27 января 2016 года, а ещё позднее - на 28 марта. Точно так же и по другим договорам поручительства. А вместо освобождения реестра долгов от незаконных договоров идёт процесс наращивания долга. Например, в случае с Нолинской птицефабрикой. И хотя эта фабрика должна колхозу более 10 млн. рублей, конкурсный управляющий Семакова Е.Е. не вступила в процесс банкротства птицефабрики в качестве кредитора от колхоза.
Кредиты как способ обогащения мошенников…
История с агрохолдингом «Аль- Пари» - классический пример того, как можно обогатиться на кредитах. Набрав кредитов на многомиллиардные суммы, собственник предприятий Загоскин И.Г. объявил их банкротами. В результате легко ушёл от ответственности. На совести Загоскина И.Г. 12 крупных сельхозпредприятий области, одни из которых до основания уничтожены, другие находятся сегодня в стадии банкротства. К их числу следует добавить ООО «Котласская птицефабрика» Архангельской области - общество приведено нашим героем к банкротству с долгами на 718,697 млн. рублей.
С некоторых пор кредитное мошенничество стало зоной неприкосновенности для правоохранителей. Они заявляют, что это сфера гражданско-правовых отношений, хотя конкретные примеры говорят о криминальной составляющей. Если кредиты субсидированы государством и имеют целевой характер, а расходуются получателем на совершенно другие цели от заявленной - разве это не мошенничество? Тем более, если эти действия совершаются систематически и одними и теми же людьми.
Совместно с депутатом Госдумы С.П. Мамаевым мне довелось побывать на приёме у начальника УМВД К.Н. Селянина и у прокурора области Н.В. Журкова. Разговор шёл о расследовании уголовных дел по банкротству предприятий бывшего агрохолдинга «Аль- Пари». Начальник УМВД взял расследование этих дел на личный контроль и обещал периодически заслушивать следственную группу о ходе расследования. С прокурором области, на мой взгляд, разговор не получился. Как считает прокурор, закон сегодня сформулирован так, что он не позволяет прокуратуре вмешиваться в процесс банкротства «Ленинского пути» и спасать его от окончательного разорения. Хотя я лично с подобной оценкой закона не согласен. Как можно спокойно смотреть на очевидные грубые нарушения законов конкурсным управляющим Семаковой Е.Е. и не вмешиваться? От функций надзора прокуратуру никто не освобождал, в том числе и от надзора судебного. Ещё 11 января 2016 года депутат Госдумы С.П. Мамаев из рук в руки лично передал прокурору области заявление о необходимости проверки деятельности конкурсного управляющего Е.Е. Семаковой по СХА «Ленинский путь», но с тех пор ровно ничего не изменилось.
Как живёшь, братан?
29 января 2016 года наш регион для подведения итогов работы прокуратуры области посетил Александр Белых, начальник Управления Генеральной прокуратуры РФ в ПФО. Лично у меня эта поездка сразу вызвала вопрос: насколько этично приезжать с контрольными функциями в регион, который возглавляет брат высокого прокурора, губернатор Никита Белых? В этом приезде вполне уместно рассмотреть силовую составляющую для правоохранительных органов региона (смотрите - под кем живёте). Когда прокурора области представляют на повышение в звании или в должности, представление в обязательном порядке подписывается окружной прокуратурой.
Случайно это или нет, но расследование уголовных дел по банкротству предприятий «Аль- Пари» уменьшило обороты именно после посещения региона Александром Белых, и была взята длинная пауза. Только после того, как депутат от КПРФ В. Осетров задал начальнику УВМД вопрос на эту тему на областном Заксобрании, произошло очередное движение. С большой долей вероятности могу утверждать, что было дано указание не будоражить граждан в год выборов в госдуму. Напомню, нельзя было будоражить в год перевыборов губернатора, нельзя и сегодня. Потом нельзя будет будоражить в год выборов Президента.
И всё-таки, господа прокуроры, братья и сестры, посмотрите внимательно на то, что происходит в регионе с банкротством предприятий. Неужели и жуликов нельзя будоражить столько лет подряд?