«Зеленое золото» Вятки: как и кем перекрывается источник поступления денег в бюджет

ЭКОНОМИКА

20 августа 2015 809 0
На печать

Декриминализовать нельзя не декриминализовать

   Лесопромышленный сектор региона. С одной стороны, он всегда был для Вятского края одним из основных источников поступления денег в бюджет, а с другой - и это не секрет, всегда обладал ярко выраженным теневым характером, наличием устойчивых криминальных связей. О необходимости декриминализации отрасли говорили, говорят и, наверное, будут говорить еще долго. Вот только эффективного способа навести порядок в отрасли до сих пор не найдено. Впрочем, им может стать занесение сделок по заготовке леса в единую информационную систему. Об этом заявили чиновники на состоявшемся на этой неделе в областном правительстве координационном совещании по обеспечению правопорядка в Кировской области, прошедшем совместно с координационным совещанием руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Так ли это? Вопрос пока риторический.

   А пока эффективность принимаемых мер по противодействию правонарушениям в сфере лесопользования обсуждали солидным составом: губернатор Кировской области Никита Белых, прокурор области Николай Журков, руководители областных министерств, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также представители прокуратуры, Следственного комитета, УМВД, УФНС и УФСБ по Кировской области.

 

«Тень» от оборота леса

   8 миллионов гектаров леса - несметное богатство, дарованное нашему региону матушкой природой. Это 63% территории региона и 20% площади лесов Приволжского федерального округа, от которых область, увы, не получает ожидаемого экономического эффекта. Общий запас древесины лесных насаждений на землях лесного фонда составляет более1 млрд. кубометров. В лесной отрасли работают более 9 тысяч юридических лиц и граждан - это вдвое выше среднего показателя по ПФО.

  В первом полугодии 2015 г. в регионе было заготовлено более 4 млн. кубометров древесины (рост по отношению к первому полугодию прошлого года составил 101%). В целом за год предполагается заготовить порядка 10 млн. кубометров древесины. Казалось бы, вот они - денежки, готовые пополнить бюджет. Однако...

  - Потенциал ЛПК остаётся в полной мере нереализованным, - считает прокурор Кировской области Николай Журков. - За последние полтора года выявлены почти 380 незаконных рубок, вскрыты более 70 преступлений коррупционной направленности. В подавляющем большинстве эти преступления связаны со злоупотреблениями полномочиями со стороны лесничих и других лиц.

  По словам Н. Журкова, лесопользование по-прежнему сопровождается большим количеством нарушений при заготовке древесины, обеспечении пожарной и санитарной безопасности в лесах, исполнении условий договоров аренды лесных участков. Кроме того, зачастую не выполняются условия участия инвесторов приоритетных национальных проектов освоения лесов, нарушаются сроки выполнения проектов.

  - Не обеспечивается полное возмещение причинённого лесному фонду ущерба. Должниками уплачены лишь 10% взысканной судами суммы, что свидетельствует о необходимости более жёсткого подхода к вопросам фактического исполнения решений судов, а также выработки дополнительных мер по борьбе с теневым оборотом леса, - подчеркивает он.

 

Начало войны арендаторов

  Несмотря на рост мер прокурорского реагирования, увы, мероприятия по выявлению правонарушений в сфере ЛПК на местах нередко реализуются формально. Подтверждение тому: в 14 районах области (в том числе Нагорском, Опаринском, Свечинском, Шабалинском, где ЛПК доминирует в экономике) за 4 года не выявлено ни одного нарушения.

  - При этом по объему незаконной рубки у нас худшие показатели в Приволжском федеральном округе - 21,4 тыс. кубометров, за аналогичный период прошлого года - 13,7 кубометра. Увеличение составило чуть не 76,5%, - заявляет министр лесного хозяйства области Равиль Ахмадуллин. - Ущерб составил 131 млн. рублей (в 2014 году - 72, 4 млн. рублей). Самая большая незаконная рубка - свыше 9 тыс. кубометров - выявлена на территории Даровского района. В настоящее время все материалы об этом правонарушении переданы в прокуратуру.

   По словам министра, назревает еще одна беда. Так, арендаторов все чаще не устраивают их площади. Объем в 10 - 20 тысяч кубов на одного арендатора им стал слишком мал. Многие арендаторы начинают покупать современные лесозаготовительные комплексы, и им для работы нужны лесные участки объемом по 50 - 60 - 70 тыс. кубов. Это и стало предпосылкой начавшейся между арендаторами войны, которая, предположительно, будет прогрессировать в 2016 году.

  - У нас 900 арендных участков, более 700 арендаторов - это официальные данные, - уточняет министр. - Но есть еще подрядчики, их количество я даже не могу спрогнозировать. Это, как правило, мелкие лесопилки, деятельность которых не является лицензионной. Впрочем, с 15 ноября со вступлением в силу изменений в федеральный закон у властей появится рычаг давления: все сделки, которые будут осуществлять лесопользователи, должны иметь отражение в электронной базе данных. Если данная сделка не была зафиксирована, то владельцы лесопилки могут заплатить штрафы от 150 до 300 тыс. рублей.

 

«Кот в мешке» и другие фокусы

  По мнению арендаторов лесных участков, по понятным причинам пожелавших остаться неизвестными, проблем в лесной отрасли значительно больше, чем обозначают чиновники. Более того, эти проблемы зачастую создаются именно ими.

   - В соответствии с Лесным кодексом РФ лесные участки предоставляются в аренду лесопользователям на основании результатов открытых аукционов, - рассказывает один из арендаторов. - Заявляясь на аукцион, мы, лесопользователи, знакомимся с документацией, качественно и количественно характеризующей лесной участок. Эту документацию предоставляет департамент, а ныне министерство лесного хозяйства области. И вот тут начинаются фокусы, последствия от которых приходится разгребать не один год. Дело в том, что в нашей дотационной области никогда в полной мере не осуществлялась работа по лесоустройству. А лес - живой организм: деревья растут,  болеют, их губят пожары, вырубают черные лесорубы. Лесоустройство же проводится не реже 1 раза в 10 лет. В результате на аукцион выставляется устаревшая документация о характеристиках леса. Мы, участники аукциона, сильно рискуем. Разумеется, мы вправе рассчитывать на достоверную информацию от департамента лесного хозяйства. Но по факту нам предлагают «кота в мешке». И приходится его брать.

   Таксация леса (его материальная оценка) - занятие недешевое, по сути, нужно пересчитать каждое деревце, учесть его возраст, высоту, определить качество деревьев, запасы древесины и так далее. Денег на эти цели у департамента никогда не хватало, но, понимая такую, мягко говоря, не очень правильную ситуацию, департамент предлагал урегулировать эти правоотношения с победителями аукционов путем заключения дополнительных соглашений. Выглядело это так: арендатор, выиграв аукцион, за свой счет разрабатывал проект освоения лесов - толстенный основательный документ стоимостью (в среднем) в 150 тыс. руб. Времени на это уходило до года, но без данного проекта осуществлять лесозаготовку запрещено законом.  Благодаря проекту освоения лесов арендатор наконец-то понимал, что он имеет - качественные и количественные характеристики взятого в аренду лесного участка становились ему известны. И вот тут-то начинались проблемы: ресурсы по факту коренным образом отличались от тех, что были указаны в документации, предоставленной на аукцион.

Никаких допсоглашений!

   - Как правило, не соответствовали ни объем, ни породный состав леса, - говорит все тот же арендатор. - А это влияет на размер арендной платы и, разумеется, на конечный выход продукции. Леса оказывалось меньше, он был хуже. Но этот момент урегулировался в допсоглашении. Арендная плата снижалась, и вроде все оставались при своих интересах. Но в 2012 году в эти дела включилась политическая составляющая. Президент страны выступил с посланием Федеральному собранию и дал установку на усиление работы по сохранению лесов, выявлению правонарушений и т. д. Правоохранительные органы обеспокоились: что же докладывать наверх о своей плодотворной работе? Кстати, это мое субъективное мнение, и я его не навязываю. Так вот, не долго думая, прокуратура Кировской области в июле 2012 года подала в суд 22 иска о признании  вышеназванных допсоглашений недействительными, противоречащими законодательству. Представители прокуратуры посчитали, что раз лесной участок выигран на аукционе, то менять условия аукциона нельзя ни при каких обстоятельствах. И по фигу, что на этом участке по факту леса нет, а значит, государство, по сути, обмануло арендатора.

   С июля по декабрь 2012 года тянулась судебная тяжба ООО «Кедр» (Уржумский район). Первое судебное заседание было выиграно: арбитражный суд отклонил иск прокуратуры, признав действия по заключению допсоглашений законными и логичными. Прокуратура подала апелляцию, которая подтвердила правильность выводов суда  первой инстанции. Тогда прокуратура обратилась в кассационный суд, который решение двух судов первых инстанций отменил, а иск прокуратуры удовлетворил. Арендатор обратился в Высший арбитражный суд РФ, но тот оставил решение кассационного суда в силе. По указанию прокуратуры департамент лесного хозяйства области обратился с исками ко всем арендаторам о признании допсоглашений недействительными и о применении последствий недействительной сделки.

 

Обама отдыхает

   По сути, наказанными остались все. Разницу арендной платы (до и после заключения допсоглашений) суд обязывал довзыскать с арендаторов. Суммы получились огромные, так, к примеру, ИП «Кочуров» «попал» на 18 млн. руб., ИП Ефремова - на 17,5 млн. руб. В среднем суммы всплывшей у арендаторов задолженности оказались от 3 до 9 млн. руб.

   - Я не вру, но мы глотали валидол, - говорит один из них. - Главное, возмущала несправедливость: за что платить-то? За лес, которого по факту нет? Как работать дальше при новой рентабельности? Как удержаться на рынке? Получается, обманутые государством, мы еще оказались и должны государству за период (а это не год и не два), в который по допсоглашению арендная плата была снижена. То есть все мы теперь должники перед бюджетом. Как быть? Разово выплатить такие суммы оказалось не по силам - это было бы 100%-ное банкротство. Кто-то подал на рассрочку в 1-1,5 года, кто-то свернул бизнес... Но страшно даже не это, а другое: получается, государство само себя губит и наказывает. Мы говорим о необходимости развития малого бизнеса, отбиваемся от санкций против России. Но Обама отдыхает в сравнении с тем, что мы сами делаем с нашим бизнесом, загоняя его в тупик. Что имеем на выходе? Бизнес разорен, а государство осталось с собственноручно повешенным на себя долгом. И сделали это его люди, чиновники. Ведь если бы на аукцион была выставлена документация по лесоустройству, отвечающая реальному состоянию дел, никаких допсоглашений не понадобилось.

***

    21 июля 2014 года Госдумой РФ был принят Закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ». Суть изменений в следующем:  согласно части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса РФ «договор аренды лесного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка».  То есть законодательно вопрос решен, причем по инициативе Кировской области, где и были первые обращения с исками в суды. Арендаторы, вынужденные платить за несуществующий лес и  плюсом выплачивать образовавшуюся задолженность, продолжают обращаться в суды. И суды принимают решения в их пользу. Постепенно все становится на свои места. Есть норма закона, и арендатор ею защищен. Правда, арендная плата меняется с момента вступления в законную силу  решения суда. А долг за арендатором так и остается и вряд ли будет когда-нибудь погашен...

Ирина МАШКИНА.

 

Любопытный момент заседания: доклад Равиля Ахмадуллина вызвал ряд вопросов у прокурора области Николая Журкова.

  

 - Вы озвучили, что количество незаконных рубок в 2015 году выросло, вместе с тем число хищений уменьшилось со 128 до 84, - удивился он. - Количество незаконных рубок по неосторожности возросло в 3 раза с 19 до 59. У меня эти цифры вызывают большое сомнение: нет ли здесь перетекания из одной позиции в другую?

   Четкого ответа Р. Ахмадуллин не смог дать, поэтому Н. Журков дал поручение начальнику управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кировской области Александру Шишкину проанализировать, что за этим стоит.

  - Мы должны видеть тенденцию, - подчеркнул Николай Журков. - С одной стороны, обстановка ухудшается, незаконных рубок больше, а с точки зрения криминала преступлений и хищений стало меньше. Что это: статистика или недоработка чиновников?

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий