Здание кировской школы № 22 перейдет Вятской православной гимназии

ОБЩЕСТВО

09 марта 2016 2370 4
На печать

Здание кировской школы № 22 перейдет Вятской православной гимназии

 

Вот так заканчивается история, которая началась 10 лет назад и не раз будоражила город: дескать, учебные заведения не могут поделить здание, в котором находятся. А место у этого здания - замечательное, самый центр города, «центрее» не бывает: в окна школы смотрятся Театральная площадь, здание правительства области, драмтеатр...

 

Сюда в дом, что в Кирове находится по адресу: улица Московская, 35, и решили в 2006 году (тогда заканчивал свою работу в должности градоначальника В.А. Киселёв и начинал её Г.И. Плехов) подселить Вятскую православную гимназию, которую в ту пору опекали администрация города Кирова, Вятская епархия и Российский детский фонд - её учредители. Прийти гимназия должна была на «живое место» - там на протяжении не одного десятка лет счастливо обитала общеобразовательная школа № 22. Не беда, решили в горадминистрации - места в четырёхэтажке, принадлежащей муниципалитету, хватит и тем и другим. Тем более что здание рассчитано на 1000 учащихся, а в школе на тот момент было около 500 ребятишек, в гимназии - свыше 200. Более того, 4-й этаж школа сдавала в аренду сторонним организациям.

 

Причину подселения власти объяснили просто: зданию гимназии на улице Ст. Халтурина, 9 (сейчас здесь находится МКУ «Архитектура»), требовался ремонт. Тогда же, поведали СМИ, мэр города Кирова издал некий документ - «Соглашение о намерениях», в русле которого школе предлагалось с 1 сентября 2006 года не комплектовать первые и десятые классы. «Двадцать вторая» - педагоги, родители, старше­классники - запротестовала. Решение о «соглашении» городские власти отменили, но распоряжение о передаче в ведение православной гимназии четвертого и половины первого этажа издали. Школа и гимназия стали жить вместе..  

 

10 лет под одной крышей

 

А коллективу школы после всего этого надо было свыкаться с мыслью: их новые соседи здесь, похоже, навсегда, а не только на время ремонта. Вместе решили жить дружно: на школьных линейках и классных часах вели речь о толерантности и добрососедстве, на гимназических мероприятиях - тоже.

 

Тем не менее через какое-то время в школе заговорили об «экспансии» соседей. Потому что те, избрав для своего развития модель «растущей гимназии», стали принимать на учёбу всё больше и больше ребят и ставили перед своим учредителем - а им осталась только администрация города - вопрос о дополнительных площадях и получали их в здании на улице Московской, 35: один кабинет, другой, ещё этаж... А «двадцать вторая» с трудом набирала пополнение. Потому что прикреплённый к школе микрорайон - старый по возрасту здесь живущих, потому что родители потенциальных учащихся школы понимали, чем для неё может закончиться соседство с идущей в гору православной гимназией. Школа к тому времени перешла на «двухсменку», в гимназии занимались в одну смену - объясняли: им так положено по законодательству. Хотя учащихся было примерно поровну. Делили на двоих актовый зал, спортзал, столовую… А каково было в один день провести и там, и там первосентябрьский праздник или, например, по два «последних звонка»? Тем не менее устраивали даже совместные мероприятия.

 

Помещения, которые занимали два учебных заведения, выглядели по-разному: у школы явно победнее. Руководство ВПГ поясняет: прихорашивать гимназию помогает и созданный здесь благотворительный фонд. Что мешало «двадцать второй» пойти по этой проторённой многими учебными заведениями дороге? «Скромничал», - услышал я от директора А.Г. Старостина. По словам Анатолия Геннадьевича, не мог он брать с родителей деньги и вкладывать их, например, в обустройство школьного здания, потому как понимал: рано или поздно его придётся оставлять. К тому же даже маленькая реконструкция, перепланировка в историческом здании (объекте культурного наследия), коим считается данная четырёхэтажка,  - это масса ограничений и запретов, за соблюдением которых с особым тщанием следит региональный минкульт.

 

«А вообще-то мы за это время чуть-чуть «перемешались», - делает резюме А.Г. Старостин. - Их педагоги переходили к нам работать, наши - к ним. Дети в гимназии не состоялись - оказывались у нас. То есть мы даже немножечко породнились. Ну, как в «коммуналках» бывает».

 

Во всём «виноват» Целищев

 

И вот в прошлом году этой совместной жизни, кажется, пришёл конец. Хотя поначалу такого оборота ничто не предвещало. Суды-пересуды о том, что «двадцать второй» скоро придётся паковать чемоданы, были. Но так говорили и вчера, и позавчера.

 

А в мае на совещании у главного федерального инспектора В.В. Климова руководителям обоих учебных заведений сказали примерно так: живите дружно, мирно и 4 - 5 лет не ждите никаких подвижек. Однако уже летом всё закрутилось в другую сторону. Школе объявили: вам есть куда ехать. Дело в том, что вернувшаяся в своё реконструированное здание на улице Ленина 28-я школа продолжала сохранять «за собой»  бывшее временное пристанище на улице Горбуновой, 13. Но в какой-то момент её директор Н.Е. Целищев решил, что сейчас явно не время шагать так широко, и от планов, связанных с использованием того здания, в «двадцать восьмой» отказались. Так возник реальный вариант переезда 22-й школы. Почему не стала кандидатом на переселение православная гимназия? Какие у неё были аргументы в свою пользу?

 

«Это были не наши аргументы, потому как это было не наше решение, - поясняет директор ВПГ Е.Н. Мошкина. - Как известно, несколько лет назад восстановлен  Екатерининский храм. В своё время он был при Мариинской женской гимназии. И я думаю, резонно полагать, что храм нужен православной гимназии. Когда мы, руководители обоих учебных заведений, минувшим летом трижды встречались с депутатами Кировской городской думы, те говорили и об этом».

 

Новый учебный год 22-я школа начала на улице Горбуновой, 13. По старому адресу остались только начальные классы, они выпустятся - и всё. Запись в первые классы на следующий учебный год теперь уже идёт на улице Горбуновой.

 

А Седельников против

 

Претензий к школе у А.И. Седельникова, дедушки одной из её учащихся, не одна, не две. Потому что в противостоянии с «двадцать второй» он с 2012 года. И с одной жалобой такой срок трудно продержаться. К тому же некоторые родители учащихся «двадцать второй» поддерживают его позицию.

 

Так, по мнению А.И. Седельникова, «поскольку школа на Горбуновой, 13, находится на окраине города с удалением 1,5 км, нет никаких оснований считать, что весь педагогический коллектив будет работать именно в школе № 22». (По данным А.Г. Старостина, за это время школу покинул только один педагог).

 

Александр Иванович не соглашается с тем, что улучшились условия для обучения по новому адресу школы. (Сведения о гораздо большем числе помещений, о сегодняшней технической оснащённости школы, которыми оперируют её руководители, опровергают этот тезис).

 

Несогласный Александр Иванович сетует на то, что общеобразовательные школы в центральной части города переполнены, поэтому родители вынуждены направлять детей в православную гимназию, по окончании которой, независимо от собственного отношения к церкви и к православной вере, выпускник получит, по существу, и «церковное образование священнослужителя». (По словам Е.Н. Мошкиной, ВПГ, являясь светским учреждением, не даёт церковное образование и тем более, имея  статус общеобразовательного учреждения, не занимается подготовкой священнослужителей).

 

Но есть у Седельникова и вопросы, на которые сложнее отвечать. Так, в настоящее время  школа № 22 не имеет лицензии на образовательную  деятельность по адресу: улица Горбуновой, 13 (для той части школы, что ещё осталась на улице Московской, годится нынешняя лицензия). Проблема техническая, объясняет руководство «двадцать второй», слишком быстрым был переезд, а чтобы оформить сопутствующие документы, в том числе на здание, землю и пр., требуется время. Для ребят, в том числе выпускников, это не создаст, как здесь считают, каких-то трудностей.

 

Трудности создают проверки, с которыми регулярно «шерстят» школу после обращений А.И. Седельникова к президенту страны, в прокуратуру, в Общероссийский народный фронт, Роспотребнадзор, Госпожнадзор… Ушли одни проверяющие, на пороге другие…

 

Чего добивается Седельников? «В идеале? - переспрашивает меня Александр Иванович. - Поскольку раньше на  улице Горбуновой, 13, была 49-я школа, её восстановить. Православную гимназию отправить, например, на Динамовский проезд, у них (у епархии) там здание пустует. И пусть она будет частной, а не муниципальной. А здесь восстановить 22-ю школу со всеми её регалиями». Всего-то...

 

Ушли достойно

 

Так говорят в школе о своём переселении в новое здание. Как только стало известно о переезде, за него высказались все её учителя: надоела теснота. Сегодня главное их стремление - сохранить доброе имя «двадцать второй». Легко вспоминают её известных выпускников: конькобежку Марию Исакову, поэта Овидия Любовикова, писателя Владимира Ситникова, главного федерального инспектора Владимира Климова…

 

Рассказывают о школьном военно-патриотическом клубе «Рубеж», о знаменитом  хоре мальчиков «Орлята» Вилена Кремова, что когда-то выпорхнул в большую жизнь именно из её стен, о медалистах и стобалльниках - «последний выпуск поразил всех: из класса - 5 медалистов, один золотой и четыре серебряных». И очень надеются на хорошее продолжение школьной истории.

 

Справка «ВК»

 

Здание на улице Московской, 35, г. Кирова - 1799 г. постройки. Входило в усадьбу купца Афанасия Машковцева. В 1859 г. в здании было открыто женское училище. Через 6 лет оно стало именоваться Вятской Мариинской женской гимназией.

 

В 1899 г. здание расширили, выстроили домовую церковь Святой Великомученицы Екатерины. С 1943 г. здесь находилась Первая женская школа, которая позже стала называться средней женской школой № 22. В 1954 г. после капремонта здание «подросло» на два этажа.
С 1957 года школа № 22 стала носить имя революционерки В.В. Зубаревой, выпускницы Вятской женской гимназии.

 

ПОСТФАКТУМ

 

«Мы получили возможность развиваться». Из ответов руководителей средней школы № 22 и Вятской православной гимназии на вопросы «ВК»

 

А.Г. Старостин:

 

- Вы хотели этого переезда?

 

- Изначально - нет. Я пришёл в школу в 2009 году. У меня были попытки что-то изменить. Но в какой-то момент понял: они не дадут результата. Нужно было искать другой путь. И он нашёлся и меня обрадовал. Рад, что коллектив меня поддержал.

 

- Что вам дал этот переезд?

 

- Мы ведь из средней школы потихонечку превращались в основную. И это школа с такой историей! Сейчас же получили возможность развиваться. Это самое главное. Нам другого и не надо. Здесь в каждом кабинете интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютеры - остались после 28-й школы. Занятия - в одну смену Сейчас денежки дают - хотим столовую из полуподвала на первый этаж поднять. На Московской еле один первый класс формировали, а здесь уже на два таких класса дети есть...

 

- Сколько учеников от вас ушло и уйдёт?

 

- Сколько уйдёт, сегодня невозможно сказать. А перед нынешним 1 сентября из школы ушло 18 человек. Пришло больше.

 

- Часто встречаетесь с журналистами по этой ситуации?

 

- Вы - первый.

 

Е.Н. Мошкина:

 

- Вы хотели переезда 22-й школы?

 

- Мы совершенно спокойно жили здесь и соседствовали. Что могло быть и дальше. Но раз так получилось...

 

- Что вам дал переезд соседей?

 

- И нам, и 22-й школе он дал возможность дальнейшего развития. Мы нынче впервые стали набирать три первых класса - один общеобразовательный, два гимназических.

 

- Всех принимаете или есть какие-то ограничения?

 

- Единственное ограничение - отсутствие свободных мест.

 

- А если ребёнок не из православной семьи?

 

- Так ведь это решение родителей. У нас учатся и некрещёные дети.

 

- То есть у вас есть и атеисты?

 

- Наверное, есть. Мы же не спрашиваем при приёме в гимназию: какого вы вероисповедания? Я думаю, ответственный и честный родитель в подобной ситуации понимает, насколько это нехорошо для ребёнка, если  дома он одну систему ценностей воспринимает, в православной гимназии - другую. Зачем ребёнка-то «на разрыв».

 

Артур МАСАЛЬЦЕВ

 

 Фото kirov.bezformata.ru

ТЕГИ

Комментарии

4 комментария
  • Школа

    9 марта 2016 21:15

    Как все спокойно излагает Старостин! Школа получила возможность развиваться"! сам же говорит, что ее стали превращать в основную! И он так спокойно и покорно об этом говорит! И это называется директор!
    Ответить
  • Гсс

    10 марта 2016 11:13

    школу просто выселили тихой сапой, а все остальное - бред.
    Ответить
  • ученик

    24 июня 2016 17:54

    Грошь цена директору 22 школы! Куда показали, туда и пошел!
    Ответить
  • Ольга

    11 августа 2016 02:31

    Из известных выпускников 22-ой школы-Заслуженный художник России Широков Андрей Михайлович.Правда не совсем выпускник-поступил после 8 кл. художеств.училище.
    Ответить

Оставить свой комментарий