Завод не выплыл. Закрывается единственное судостроительное предприятие Кировской области

ЭКОНОМИКА

29 апреля 2019 978 0
На печать

 

Сосновку снова лихорадит. Судостроительный завод в этом вятскополянском городке продолжает балансировать на грани банкротства. Не пошли впрок даже многомиллионные вливания, которые сделала в 2017 году госкорпорация «Ростех».

 

Сегодня вновь остро стоит вопрос о ликвидации предприятия. Запущенная в 2018 году процедура конкурсного наблюдения не срабатывает. Рабочие волнуются и объявили о начале бессрочной акции протеста.

 

Из лидеров в аутсайдеры

Тема предотвращения банкротства или полной ликвидации Сосновского судостроительного завода (ССЗ) уже давно стоит на повестке дня. А ведь были времена, когда это предприятие гремело на весь Советский Союз.

 

Завод был построен в 1924 году и с течением времени стал одним из флагманов своей отрасли. На сайте ССЗ так и сказано: «Благодаря лучшим традициям российского судостроения, квалифицированной рабочей силе, современным производственным средствам и технологиям ОАО «Сосновский судостроительный завод» занимает достойное место в ряду предприятий, выпускающих продукцию судостроения для рыболовного, пассажирского и танкерного флота, ВМФ, МВД, МЧС, Погранслужбы ФСБ».

 

Конечно, на официальном сайте не скажешь, как больно по предприятию ударили 1990-е годы. Так же как не напишешь, что в 2010 году оно уже пережило банкротство. И все же с надеждой на лучшее будущее вятского судостроения было трудно расстаться. На нее уповали не только муниципальные органы власти, но и региональные. Им даже удалось убедить федеральное министерство промышленности и торговли в радужных перспективах судостроительной отрасли.

 

И все же встать на ноги у сосновской верфи не получилось. С 2012 года завод работает в убыток. 2014-й, вместе с обвалом рубля, отпущенного в «свободное плавание», только сильнее усугубил положение. В 2016 году на заводе было остановлено производство.

 

В судьбу ССЗ пришлось вмешаться региональной и федеральной власти. В октябре 2017 года дочерняя структура госкорпорации «Ростех» - «РТ-Капитал» - выкупила долг в размере порядка 10 млн. рублей у ПАО «Сбербанк». Общий объем реструктурированной Ростехом задолженности предприятия составил 1,2 млрд. рублей. Завод смог удовлетворить требования главных кредиторов: Федеральной налоговой службы России, ООО «Гатчинский завод морской техники «Силов», ИП «Коротков».

 

Кроме того, ССЗ получил от госкорпорации еще один заём в 20 млн. рублей на льготных  условиях и возобновил работу. В 2017 году Росморпорту было успешно сдано судно «Виктор Кусков», за что судостроительное предприятие получило 24 млн. рублей. Это дало возможность отозвать поступившее ранее в арбитражный суд исковое заявление о признании завода банкротом. Суд дело прекратил.

 

На предприятии заговорили о перспективах выхода из финансовой ямы. Было озвучено, что завод ведет строительство еще двух лоцмейстерских судов для ФГУП «Росморпорт», что предприятие впервые за три года выиграло конкурс ФКУ «Речводпуть» на строительство еще двух промерных судов и что в 2018 году также может быть реализовано соглашение о намерениях с Росморпортом на строительство еще четырех судов.

 

Минпромторгом РФ и правительством Кировской области был даже составлен перспективный план размещения заказов. По нему завод в Сосновке до 2020 года должен был спустить на воду 27 единиц судов и морской техники.

 

Меры не сработали

Но планы так и остались в основном на бумаге. Весь 2018 год на предприятии росла задолженность по заработной плате. В результате к ноябрю она составила более 40 млн. рублей. И только благодаря совместным действиям правительства области, органов надзора и контроля на начало 2019 года сумма просроченной задолженности по заработной плате была снижена до 37,5 млн. рублей. Численность работников, перед которыми организация имеет задолженность, - 234 человека. В результате «оптимизации» численность работающего персонала ССЗ сокращена до 17 человек.

 

Нужно отметить, что борьбу за живучесть предприятия вели в основном региональная и муниципальная власть, а также сами работники ССЗ. Его собственник - ООО «Финтеко» из Москвы, как сообщила пресс-служба областного правительства, устранился от решения проблем.

 

Не горит рвением поправить заводские дела и его нынешний гендиректор Владимир Проценко. Иначе как объяснить то, что он почти на месяц затянул составление реестра задолженности по заработной плате, которого от него требовала межведомственная комиссия.

 

Не задумывается о финансовом оздоровлении и конкурсный управляющий. К нему у работников завода много вопросов. В частности, как так получилось, что за период с февраля по март этого года под видом неликвидов с завода было вывезено около 50 тонн металла?

 

И, что самое удивительное, о судьбе вложенных миллионов совсем не беспокоится госкорпорация «Ростех».

 

Печальным символом «похорон» предприятия стала безвозмездная передача музея Сосновского судостроительного завода в здание Дома культуры Сосновки.  В музей передан в том числе и присвоенный ССЗ орден Отечественной войны I степени.

 

Разные подходы

Итог такого невнимания к заводским делам закономерен: с начала апреля работники Сосновского судостроительного завода начали бессрочное пикетирование в связи с преднамеренным банкротством предприятия. Помимо этого, подготовлено открытое письмо и видео с обращением к Президенту России. В них содержится требование обратить внимание на потерю градообразующего для города Сосновки предприятия, а значит, рабочих мест и, как результат, дальнейший отток из него населения и последующую за этим деградацию.

 

Мы уже наблюдали нечто похожее на Белохолуницком машиностроительном заводе. Там ситуация разрешилась трагически. Полной катастрофы не произошло только потому, что город получил деньги из Фонда развития моногородов. Это смягчило удар, но не устранило полностью последствия.

 

Зато есть и положительные примеры выхода из ямы, подобной той, в которую попал Сосновский судостроительный завод. В данном случае речь идет об оздоровлении Кировского машиностроительного завода «1 Мая». Долги этого предприятия у банков были выкуплены заводом «Сельмаш». Как основной кредитор «Сельмаш» помог сформировать первоначальный пакет заказов, а впоследствии вышел на главного заказчика - ОАО «Российские железные дороги». В результате такой плотной опеки машзавод встал на ноги, и сегодня мы уже слышим о новых успехах предприятия.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также