Заслуженный учитель школы РФ Анатолий Чурин: «Системе образования Кировской области крупно не повезло»

ОБЩЕСТВО

25 февраля 2019 2824 0
На печать

 

- Анатолий Михайлович, современная образовательная политика России в соответствии с майским 2018 г. указом президента направлена на то, чтобы в 2024 году обеспечить вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. При этом не секрет, что в основе всего лежат деньги, поэтому нам не уйти от вопроса: каково, на ваш взгляд, влияние финансирования на развитие образования?

 

- За годы работы в образовании я пришел к убеждению, что оно зависит от понимания действующей властью роли средней и профессиональной школы в обустройстве государства и общества. Стоит напомнить, что в СССР развитие образования вылилось в совершенно кон­кретные результаты: вторая экономика мира, высокий уровень жизни, передовая наука, высочайшие достижения культуры, лучшая система здравоохранения, эффективное образование. Благодаря этим успехам наша страна мировым сообществом была признана сверхдержавой.

 

При этом к образованию в Советском Союзе относились как к социальному благу, и оно для народа было бесплатным. И вложения в образование были заметной статьей расходов государственного бюджета. По данным статистики, ее объем даже в самые трудные годы составлял не менее 7% от ВВП. Высоко оценивался труд учительства. Государство обеспечивало ему достойный уровень жизни и равенство в оплате труда независимо от места проживания. Учителям и преподавателям были предоставлены дополнительные льготы: продолжительный отпуск, выход на досрочную пенсию, бесплатные коммунальные услуги в сельской местности.

 

Со сменой общественно-экономического строя многое в нашей стране поменялось. Действующая власть лишь имитирует усилия по развитию страны. Похоже, что предвыборные обещания президента «сделать Россию молодой, устремленной вперед!» в очередной раз будут проигнорированы правящей партией. Народу трудно стремиться вперед, когда власть обкладывает его все новыми поборами. Когда созданные им богатства присваиваются кучкой капиталистов и чиновников. В указе, который вы упомянули, правительству поставлено много задач, далеко не все они вытекают из сложившегося положения в стране. И их решение вряд ли приведет к кардинальному подъему экономики страны и качественным изменениям в социальной сфере.

 

Возьмем, к примеру, систему образования. Богатейшая страна мира, Россия занимает 98-ю строчку в мировом рейтинге стран по расходам на образование. Они сократились, как минимум, в 4 раза по сравнению с советским периодом. По этому показателю нас обогнали даже беднейшие страны Африки. За последние 30 лет в образовании страны накопилось множество проблем, но самое главное - оно перестало способствовать развитию страны. Поэтому надо безотлагательно решать кадровую проблему, поднимать расползающуюся материальную базу образования, провести модернизацию обучения. Все это требует наращивания расходов, принятия энергичных мер по совершенствованию управления образованием.

 

- И насколько реально решение этих вопросов в настоящее время?

 

- Ознакомьтесь с бюджетом страны на предстоящий период, и вы поймете, что достижение прописанных целей нереально. Приведу вывод из официального заключения на проект бюджета Российской Федерации: «…расходы бюджета на образование в текущем периоде не превысят 3,6% ВВП. В результате выделенных средств недостаточно, чтобы обеспечить достижение поставленной в указе цели по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

 

Еще менее радостная картина на уровне нашего региона. Поскольку область имеет большой государственный долг, который должна возвращать банкам и федеральному бюджету, расходы областного бюджета сокращаются и образовавшийся профицит направляется на его погашение. А это значит, что регион должен выполнять указ президента, не имея для этого реальных возможностей. В связи с этим вновь откладывается решение по учительским зарплатам, которые являются одними из самых низких в стране. На мой взгляд, это будет иметь далеко идущие последствия. Поскольку примерно 70% работающих учителей в области являются пенсионерами или людьми предпенсионного возраста, то предстоящая пятилетка будет иметь решающее значение для пополнения школ молодыми специалистами. Если этого не произойдет, школа останется без учителей.

 

Вторая, реальная задача, требующая незамедлительного решения, связана с приведением материальной базы образования в надлежащее состояние. Ведь, чтобы войти в число передовых стран, надо создать необходимые условия для всех детей: теплые туалеты, столовые, спортивные залы, безопасные здания. А для этого нужны гораздо более серьезные финансовые затраты, чем те, что запланированы. Я уже не говорю о том, что внедрение новых методов обучения, передовых образовательных технологий, цифровой образовательной среды, модернизация профессионального образования без значительного увеличения финансирования останутся пустым звуком.

 

Опираясь на эти факты, трудно поверить в то, что в ближайшие годы образование будет способствовать увеличению человеческого капитала страны и улучшению перспектив ее экономического развития. А поскольку известно, что расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, провал с реализацией программы «Развитие образования в 2018 - 2025 годах» угрожает повлечь за собой цепную реакцию и поставить под угрозу срыва выполнение большинства задач, определенных указом президента.

 

Все же хочется надеяться, что правительство понимает подстерегающие опасности и примет необходимые упреждающие меры.

 

- Что происходит в настоящее время в образовании области? И насколько эффективно, на ваш взгляд, областное министерство образования выполняет свои задачи?

 

- Позвольте начать ответ со второй части вопроса. Понятно, что оценивать результативность многогранной деятельности ведомства без серьезного анализа сложно, да, наверное, и преждевременно. Скорее всего, можно говорить о стиле, о подходах, об отношении министерства к решению имеющихся в образовании проблем. И в чем-то, конечно же, я могу быть субъективным.

 

Из личного опыта могу сказать, что основная задача регионального органа управления образованием заключается в разработке образовательной политики, которая бы:

 

во-первых - соответствовала задачам социально-экономического развития области;

 

во-вторых - обеспечивала повышение качества обучения и условия для развития самой системы образования, с учетом особенностей нашего региона;

 

в-третьих - обеспечивала гражданам равные возможности получения образования и способствовала соблюдению прав всех участников образовательного процесса.

 

Политика - это не написание программ, не текущая деятельность аппарата министерства, а система взглядов, подходов для достижения ставящихся целей, а также стиль управления.

 

Я убежден, что выработать эффективную образовательную политику способны управленцы, имеющие соответствующее образование и опыт работы, опирающиеся на профессионально подготовленный коллектив единомышленников. При этом негативно отношусь к утверждениям о том, что хороший руководитель и «эффективный менеджер» - одно и то же. Считаю, что увлечение кадровыми конкурсами и отказ от работы с резервом сыграют со страной злую шутку. Победителей конкурсов назначают на высокие руководящие должно­сти, совершенно не представляя, какими руководителями они станут. Не случайно недавно появился совершенно неожиданный термин «неправильный министр».

 

Есть еще одно важное условие, которое влияет на эффективность управления. Любой специалист министерства должен знать и понимать задачи, которые решаются его коллективом, разделять подходы руководства к достижению поставленных целей, быть самостоятельным и свободным в действиях в пределах своих полномочий.

 

И еще. Успешность управления зависит от бережного и уважительного отношения к своим коллегам, к их мнению и позиции.

 

Кто научит учителей?

 

- С этих позиций я и хотел бы порассуждать о деятельности министерства образования области. Сначала давайте поговорим об образовательной политике. Правда, сделать это непросто, потому что министерство стало очень закрытым органом и его руководство игнорирует контакты с общественностью, отказывается взаимодействовать со СМИ. Причем, по-видимому, это уже сформировавшаяся позиция, так как вначале в министерстве был ликвидирован отдел, который занимался связями с общественностью и СМИ, а совсем недавно министр подписала письмо, которым, по сути, ограничиваются права учителей и руководителей на общение с журналистами, без некоего согласования со структурами правительства области. Похоже, теперь вся информация, поступающая из образования, будет фильтроваться и подаваться такой, какой она удобна руководству министерства и правительства. По моему глубокому убеждению, такой шаг нанес огромный урон авторитету министерства. И показал, что министерство сознательно отделяет себя от педагогических коллективов и их руководителей, отказывая им даже в доверии. С другой стороны, такая позиция опасна, поскольку она ведет к закрытости образовательной сферы и к ограничению возможностей общественных структур влиять на складывающуюся ситуацию.

 

- Соглашусь с вами. В послед­нее время министерство образования наряду с минздравом являются, пожалуй, наиболее «закрытыми» для общества.

 

- Именно поэтому сегодня трудно говорить о том, какой образовательной политики придерживается министерство. Не озвучены его цели и задачи, и даже я, являясь членом коллегии, затрудняюсь сказать, что в деятельности министерства является приоритетным. А ведь есть круг проблем, решение которых требует экспертной оценки со стороны общественности, дискуссии внутри педагогического сообщества. Для примера назову некоторые из них.

 

Все более острой становится проблема старения педагогического корпуса, а по отдельным специальностям учителей просто стало не хватать. Недавно на это обратила внимание и министр просвещения РФ. Результатом этого явления может быть только одно - падение качества обучения со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, у нас в регионе эту проблему решать сложнее, так как в свое время область лишилась кузницы педагогических кадров - педагогического вуза. И от того, как область будет восполнять нехватку учителей, зависит очень многое. Об этом вправе знать родители, педагогические коллективы и самые широкие круги общественности. Я думаю, если бы министерство инициировало рассмотрение данного вопроса, эта инициатива была бы поддержана педагогическим сообществом. Тем не менее позиция министерства публично до сих пор не озвучена, и насколько я знаю, решения не найдено.

 

Обновление педагогического состава напрямую зависит от уровня жизни учительства. И многое будет зависеть от того, как будет оплачиваться его труд. Дело в том, что сейчас зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей: базовой, стимулирующей, компенсирующей и премий. В настоящее время многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой доход может существенно различаться. Более 85% сотрудников образовательной сферы в настоящее время трудятся сверхурочно. Причём классное руководство и сверх­урочная работа часто оплачиваются по минимуму. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ, ведением отчетности и т.д. Подобная система несправедлива, она ущемляет права учительства, не способствует притоку молодежи. Кому, как не министерству, озаботиться и взяться за разработку более справедливой системы оплаты учительского труда. Тем более что для этого есть необходимые условия. Однако опыт взаимодействия с руководством министерства позволяет мне сказать, что оно, несмотря на поручение губернатора, поддержавшего предложенные изменения в системе начисления зар­платы учителей, заняло совершенно антипедагогическую позицию, что крайне удивляет и разочаровывает.

 

Министерство не проявляет заинтересованности и предпочитает отмалчиваться по вопросам управления отраслью, хотя изменение сети образовательных организаций настоятельно требует определенности. Дело в том, что существовавшая с 2006 года система управления образованием в Кировской области в настоящее время полуразрушена и является недееспособной. Это, несомненно, шаг назад. Потому что общепризнанные успехи педагогических коллективов Кировской области были связаны в том числе и с новыми подходами к управлению. И
оставлять надолго управление образованием в подвешенном состоянии очень недальновидно, и характеризует прежде всего уровень профессионализма тех, кто сегодня возглавляет нашу отрасль.

 

- Вот на этом хотелось бы остановиться отдельно. Каково ваше мнение о тех, кто сегодня руководит образованием?

 

- Я считаю, что нашей системе образования крупно не повезло. Во главе ее оказались не только непрофессионалы, но и руководители, с которыми, как мне кажется, из-за их личных качеств работать крайне сложно. На этом месте должны быть люди принципиальные, смелые, терпимые, лояльные, более вежливые и внимательные к товарищам, не допускающие проявления какой-либо капризно­сти и чванства. Может быть, кому-то подобное покажется незначительной мелочью, но заниматься организацией обучения и воспитания, на мой взгляд, должны те, кто этими качествами обладает в полной мере.

 

Личные качества сегодняшних руководителей привели к тому, что министерство образования утратило всякую самостоятельность и превратилось в орудие исполнения чужой воли. Именно по этой причине из министерства были изгнаны специалисты, зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны и пользовавшиеся уважением среди коллег и коллективов образовательных организаций. Не складываются отношения с руководителями образовательных организаций. Причины, на мой взгляд, кроются в том, что руководство министерства не доверяет своим коллегам, боится с ними обсуждать появляющиеся проблемы и отношения строит на голом администрировании. Не успев заступить на свой пост, министр своим распоряжением перевела большинство руководителей на годовые контракты. Прошла серия их увольнений, при этом никто не потрудился объяснить причину освобождения от должности. На место уволенных руководителей назначаются зачастую неподготовленные люди, поскольку настоящего резерва кадров в министерстве не создано и будущих руководителей выбирать не из кого. Печально, но министерство превратилось в театр абсурда, и, если исходить из того, для чего оно предназначено, его действиям не хватает элементарной логики. Разрушение традиций, сложившейся за долгие годы атмосферы доброжелательности свидетельствует, по меньшей мере, о неумении руководства министерства работать с кадрами, о глубине безразличия к своим коллегам и о равнодушии к судьбе образования области.

 

Бухгалтерия вместо музея

- Вот как раз о сохранении традиций и хотелось бы поговорить. В свое время вы были одним из инициаторов создания в Кирове музея истории народного образования. В конце прошлого года неожиданно стало известно, что музейную экспозицию собираются куда-то переносить. Заговорили даже о ее фактическом уничтожении. На январском собрании членов инициативной группы по спасению музея вы обещали обратиться к губернатору. Получилось?

 

- 7 февраля я встречался с Игорем Владимировичем Ва­сильевым и довел до него историю, сложившуюся вокруг музея. В ходе встречи И.В. Ва­сильев сам предложил встретиться на месте с членами инициативной группы и обсудить создавшееся положение. К встрече с губернатором мы подготовим предложения, реализация которых коренным образом должна изменить судьбу музея. Во всей этой истории меня больше всего поражает позиция министерства образования. Орган власти, который по определению должен беречь все, что связано с образованием, не задумываясь, замахнулся на музей, воплощающий в себе благодарную память потомков о многочисленных поколениях учителей, создававших вятскую школу. Причем слом музея начался с разрушения зала, посвященного учителям-фронтовикам. Кажется диким, что это возможно накануне празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Невольно возникает вопрос: могут ли эти руководители и дальше оставаться во главе системы образования?

 

- Вообще-то, странная ситуация: чиновники министерства образования половину залов у музея забрали, даже новое помещение сотрудникам показали, а потом вдруг министр О.Н. Рысева и курирующий образование господин Курдюмов «на голубом глазу» заявляют, что никакого решения о переезде музея нет и не было. Что это, по-вашему, значит?

 

- Видимо, не хватило смелости признаться в том, что такие планы были, что допущена ошибка, и извиниться перед общественностью. Кстати, такая возможность была, когда в полуразрушенный музей пригласили ребят и телевидение.

 

«Удельные» князья и царьки

 

- На этой телесъемке, о которой вы говорите, был наш корреспондент и пытался задать Д.А. Курдюмову во­прос о судьбе музея. При этом сотрудница его аппарата Светлана Удельная категорически возражала против таких во­просов, объясняя: журналистов пригласили на другое мероприятие и они должны понимать, что сейчас не время и не место для вопросов о музее. Именно с влиянием г-жи Удельной многие СМИ связывают то, что от министерства образования и его учреждений стало практически невозможно оперативно получить какую-либо информацию. Точно так же в свое время произошло в региональном минздраве, когда именно Удельная отвечала за взаимодействие со СМИ. А недавно достоянием гласности стало официальное письмо, подписанное министром О.Н. Рысевой, в котором руководителям учреждений образования за­прещено напрямую общаться с журналистами, а тем, в свою очередь, предписано пре­дупреждать о своем желании взять интервью или произвести видеосъемку не позднее чем за семь дней. Журналисты уже восприняли это распоряжение О.Н. Рысевой как унижение педагогов и журналистов, ограничение свободы слова вообще!

 

- Я выше дал оценку этим действиям министерства. Могу лишь добавить, что на протяжении всей своей работы главой департамента мне ни разу не приходила мысль отгородиться от СМИ. Задача стояла другая. Как можно ярче и объемнее показывать работу системы образования и каждого конкретного образовательного учреждения. Не скрывать неудачи и промахи, радоваться достижениям детей и педагогов. Внимательно относиться к критике и стремиться устранить причины, которые ее вы­звали. И я до сих пор благодарен вятским журналистам за их неподдельный интерес к образованию области, стремление показать талант учительства, порадоваться успехам наших детей!

 

Спасибо за беседу! Позвольте, пользуясь случаем, через вашу газету высказать слова благодарности педагогическим коллективам области и в преддверии праздников - Дня защитника Отечества и Международного дня 8 Марта - поздравить учительство области и пожелать всем здоровья, счастья и больших успехов в очень трудном деле обучения и воспитания молодежи!

 

Записал Т. АНДРЕЕВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также