Замахнулись на «Графа Нулина». В Кирове прошел конкурс любительских театров

КУЛЬТУРА

29 апреля 2019 683 0
На печать

 

Всегда вспоминаю свой первый выход на сцену в народном самодеятельном театре: тряслись руки и ноги, в голове мелькали обрывки фраз, которые должен был произнести мой герой. С головы то и дело слезал парик не по размеру (другого в костюмерной районного Дома культуры не нашли), да еще и усы, того и гляди, прямо перед выходом норовили отклеиться… Не помню, как назывался спектакль в самодеятельной постановке, но ощущение падения в пропасть осталось до сих пор.

 

Это уже потом, в легкой и беззаботной студенческой жизни, на сцену взлетал без смущения - просто сроднился с ней! А роль Хлестакова - одна из многих в народном (студенческом любительском) театре - стала самой любимой…

 

Вспомнились эти эпизоды не случайно - когда посмотрел один из спектаклей межрегионального этапа конкурса любительских театральных коллективов «Театральная весна-2019». Его учредители - министерство культуры Кировской области и Областной Дом народного творчества.

 

Многое изменилось: вырос профессиональный уровень участников, в постановках умело используются все новинки звукового и светового оформления, у актеров-любителей - яркие и красивые костюмы (не из затхлой костюмерной с залежалыми кафтанами сельского ДК, а специально сшитые для премьеры).

 

Почему любительский театр по-прежнему остается востребованным в провинции? Как изменился репертуар самодеятельных коллективов? Об этом и о многом другом мы говорили с одним из членов жюри прошедшего театрального марафона, директором Кировского ОДНТ Владимиром Соболевым.

 

- Владимир Геннадьевич, времена Василия Поленова, Саввы Мамонтова не канули в бездну?

 

- Действительно, это подвижники, покровители любительских театров. Из истории мы помним, что неподдельный интерес Поленова к театру пробудил в нем Савва Мамонтов, чья деятельность в театре, сначала в самодеятельном, а потом и в частной опере, складывалась на идее всего истинно прекрасного. Поленов оформил несколько мамонтовских спектаклей. У него, как истинного художника, хорошо получались декорации к различным постановкам, которые превращали их в настоящую сказку. Например, оформление пьесы-сказки «Алая роза» Виктор Васнецов, друг и соратник Поленова, назвал гениальным. Он же, увлекшись, один из немногих стал организовывать новые народные театры, пик которых выпал на 1910 год…

 

- Подвижники всегда были на Руси главной движущей силой в искусстве. А почему теперь увлечение любительскими театрами стало массовым? От скуки? От желания уйти в мир иллюзий?

 

- Судите сами: на нынешнем фестивале свои работы представили 29 молодежных и взрослых любительских театральных коллективов и театров кукол (да-да, нынче была и такая номинация!). Причем участники не только из Кировской области, но и из республик Марий Эл, Удмуртия. Зрители увидели постановки мастеров русской и зарубежной драматургии, пьесы современных авторов.

 

Возраст артистов - тоже самый разный. В постановках театров кукол задействовали даже самых маленьких актёров. Если оценивать по социальному статусу участников, то здесь тоже без ограничений: есть пенсионеры, школьники, студенты, педагоги, врачи. А уж от скуки или по иной причине занимаются любительским искусством, то ведомо только их состоянию души. Как в прошлом участник народного театра, вы же знаете: на сцену по приказу и по «разнарядке» не загонишь! Требуется настрой, порыв, если хотите, родство мозга и души.

 

- Нынешний репертуар фестиваля - очень обширный и разнообразный. Вы, как член жюри, на что обратили внимание?

 

- Очень приятно было видеть на сцене и опытные, уже известные в области коллективы, и совсем молодые. В числе тех, кто по-прежнему занимает вершину в профессиональном мастерстве, - театр-студия «Круг» (руководитель Татьяна Ефимова). Они, не удивляйтесь, представили спектакль по пьесе Александра Сергеевича Пушкина «Граф Нулин». Звучит необычно, свежо, по-современному. Получили диплом лауреата в номинации «Взрослый театр».

 

Порадовал нас и старейший коллектив из Орлова. Есть и другие немало удивившие членов жюри и зрителей. Некоторые постановки даже не стыдно представлять на гастролях в других городах, на больших сценах: и актеры играют практически на профессиональном уровне, режиссура, оформление, звук - словом, все на своем, скажем так, качественном месте.

 

- Безусловно, есть по-настоящему запоминающиеся коллективы. Я, например, в прошлом году посмотрел спектакль «Рядовые» театра-студии «Муза» вашего ОДНТ. Постановка, заслуживающая внимания.

 

- Этот коллектив к нам перешел из ДК железнодорожников и всегда радует. Нынче стал лауреатом в номинации «Взрослый театр» за лучшую режиссуру (руководитель Юрий Коновалов, режиссёр заслуженная артистка РФ Елена Одинцова).

 

- А были ли, скажем так, новаторские постановки? Теперь в современных театрах модно классику превратить в «нечто»… Кто из молодых тоже порадовал жюри?

 

- Я давно не находился в составе жюри: просто не хватало времени. Нынче решил оценить ситуацию: насколько любительские театры стали востребованными не только в провинции, но и особенно у молодого поколения. Поразило то, что даже начинающие режиссеры берутся за очень сложный драматургический материал. В этом отношении очень порадовала работа «Уроки Татьяны Лариной» НеДетского театра «Кактус», (г. Киров, режиссер Екатерина Лучникова), в которой автор спектакля сплела тончайшей вязью строки из «Евгения Онегина» и размышления Марины Цветаевой из очерка «Мой Пушкин». Получилось здорово!

 

Другие участники весьма динамично стали использовать инсценировки по произведениям различных авторов. Это хорошая и правильная тенденция. Люди в творческом поиске, масса задумок, фантазий. Так что вряд ли это от скуки.

 

 Вот несколько победителей: в номинации «Молодежный театр» за лучшую режиссуру - образцовый детский коллектив театр-студия «Алые паруса», Дворец творчества - Мемориал (режиссёр Ольга Соломонова); за лучшую сценографию - народный самодеятельный коллектив Вятского колледжа культуры (режиссёр Андрей Метелёв); за лучший актерский ансамбль - студия «Дебют» (старшая группа) Белохолуницкого ДК (режиссёр Елена Огнёва).

 

- Кроме того, среди номинантов есть и самодеятельные актеры, получившие призы за лучшие роли.

 

- И это тоже радует. Диплом за лучшее исполнение женской роли - у Александры Котовой (Вятский колледж культуры), мужской роли - у Романа Степанова («Алые паруса», Дворец творчества - Мемориал), эпизодической - у Артема Шутова (студия «Дебют», Белохолуницкий ДК)… И многие другие, талантливые, ищущие!

 

- В числе участников - театры из Глазова, Марий Эл…

 

- Любительские театры из соседнего региона нас удивили - и динамикой, и музыкальностью, и умением творить неординарно, по-современному. Открою маленький секрет: в сентябре нынешнего года ОДНТ планирует провести гастроли «Открытого молодёжного проекта» - мюзикла «Анна. Отражение судьбы».

 

- Вы сказали, что среди режиссеров - много непрофессионалов. Но у них есть желание, азарт… Как им-то помочь?

 

- У нас работали творческие лаборатории, мастер-классы. Мы, как методический центр, разумеется, не оставим режиссеров, руководителей театров-студий без нашей активной помощи. Непосредственно на местах станем оказывать всяческое содействие, помощь. Как-то Василий Дмитриевич Поленов сказал о любительских театрах: «В них - душа народная». Тому и следуют наши участники, а мы вместе с ними.

 

Беседу вёл

Александр ВЯТКИН.

 

За кулисами

Ирина Бокарева, режиссер, руководитель театральных коллективов КЦ «Россия», г. Глазов (Удмуртия):

 

- «Открытый молодежный проект» - это некое креативное молодежное пространство, в котором ребята занимаются творчеством. Мы дали им возможность реализоваться, например, в постановочной деятельности. С ними, конечно, работают профессионалы: преподаватели по вокалу, хореографии, дизайнеры по костюмам, сценограф... Но вот другие участники - молодые люди, буквально пришедшие с улицы. Обучаем с нуля, делаем постановку, выпускаем, «обкатываем».

 

Алевтина Падерова, образцовый ТЮЗ «Спутник», Центр культуры и досуга п. Оршанка, Республика Марий Эл:

 

- Я руковожу тремя театрами - это народный, молодежный «Спутник» и детский театр-студия «У Мурочки». Постоянно приезжаем в вашу область - в Киров, Котельнич, нам очень нравятся ваши фестивали, вообще вятская душа. Я ведь сама родом с Вятки. Но на «Театральной весне» впервые. Привезли молодежный театр с моноспектаклем «Наташина мечта». Девочка, исполняющая главную роль, - Маша Ефремова, занимается с детского театра. Сейчас ей 19 лет, и она уже играет в народном театре.

 

Мне здесь нравится. Организация хорошая, не пафосная. Чувствуешь себя вполне свободно и спокойно. Очень нравится жюри. Мы пока на одном разборе побывали - душа поет. То, что я хотела услышать о будущем театра, о том, для чего существует театр, я все услышала.

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий