Зачем принцесса покоряет Северный полюс

ОБЩЕСТВО

08 июня 2016 854 1
На печать

Семеро смелых

 

Арине Рычковой нравится всё экстремальное: скалолазание, сноуборд, роул-джампинг, водный туризм, промышленный альпинизм. Она читает книги Олега Куваева, Владимира Санина, Ричарда Баха и Пауло Коэльо. Ну, само собой, обожает Северный полюс, его слепящее солнце, его вечный холод, на котором можно сгореть, торосы - эти удивительные горы изо льда, которые образуются прямо на глазах. Ещё она фаталистка, не боится ни темноты, ни мышей, никогда не паникует, готова к разным неожиданностям, может съесть сало одновременно с шоколадом, ездит преимущественно автостопом и убеждена, что, чему суждено случиться, случится, а всё остальное пройдёт мимо.

 

Я ожидала увидеть при встрече по меньшей мере крутую басовитую девицу в кожаной косухе с рваной чёлкой и наколками на всём. А пришла принцесса. Единственная дочка. Натуральная блондинка, прехорошенькая. Нежная, тонкая, в васильковом платьице. Безупречный маникюр. Стразики на мобильничке. Идеально воспитана. Приучена думать. Мечтает поступить в МГУ. Или в Высшую школу экономики. Или «на журналистику» - её путевые полярные заметки обещают опубликовать в журнале «Вольный ветер». Обожает поэзию Серебряного века. Плачет, когда смотрит фильм «Хатико». Возила с собой на полюс плюшевого медвежонка. Ми-ми-ми... И эти люди покоряют Северный полюс?

 

Год назад лицеистка КЭПЛа тоже рвалась в экспедицию «На лыжах - к Северному полюсу», но не прошла «по конкурсу». Не утратив при этом бодрости духа, Арина подарила «выигравшему» сборы курсанту-кировчанину Никите Серкову свою фотографию и белокурый локон, чтобы счастливчик развеял его в снежной пустыне, и принялась готовиться к новому арктическому путешествию: прочла множество книг про Арктику, чтобы блеснуть в тематической  викторине, каждый день бегала с десятикилограммовым рюкзаком за спиной на лыжах - нарабатывала форму.

 

Как тренируют полярников

 

За право участвовать в полярной экспедиции в этом году боролись 40 школьников со всей России. На учебно-тренировочных сборах в Карелии от Кировской области Арина Рычкова  была на сей раз одна. Кандидатам предстоял лыжный поход первой категории сложности: 110 км пути, семь дней и 6 ночей, подготовка снаряжения, его укладка, тренировки, общение с собаками хаски. Приходилось идти на лыжах, таща за собой волокуши с грузом, разводить костры, варить на огне обед, купаться в ледяной проруби, умываться снегом. По результатам психологических, физических, интеллектуальных тестов кировская лицеистка стала в рейтинге первой. А в начале апреля из всех претендентов в полюсную команду выбрали семерых лучших - Аню Камульчину из хабаровского политехнического лицея, Алексея Копачева из московского кадетского корпуса Следственного комитета, Эльмиру Мусину из челябинской средней школы № 107, Александра Пескова из кемеровской губернаторской кадетской школы, Артёма Ракоцу - кадета из Вологды, Дмитрия Шапкина из санкт-петербургского кадетского спасательного корпуса университета МЧС и кировскую лицеистку Арину Рычкову. Плюс руководитель, врач, инструктор и корреспондент с оператором с Первого канала - вот и вся экспедиция. Что ни человек - личность. Со своими причудами. Аня Камульчина, например, взяла на полюс соломенную шляпку, которая объездила с ней полмира, чтобы сфотографироваться с нею в Арктике. Дима Шапкин решил привезти в термосе полярного снега. Аринка почти на всех снимках с плюшевым медведиком.

 

Итак, 19 апреля экспедиция во главе со знаменитым путешественником Матвеем Шпаро стартовала на лыжах с дрейфующей станции «Барнео» к Северному полюсу. Их ждали 110 км снега, загруженные нарты, лыжи, мороз, солнце, дрейфующие льдины и обжигающий холодный ветер.

 

На маковке планеты, в точке, где сходятся все меридианы,  Арина установила флаги Кировской области, своего экономико-правового лицея и «Летучего корабля», где она подрабатывает аниматором. «Человеческие возможности безграничны, - говорит девушка. - Экспедиция на полюс на лыжах - это не самоистязание, это рост через трудности, он приносит пользу. Многие трусят по мечте жить. А я живу как мне интересно».

 

Побеждать себя Арине не впервой: девять лет она занималась в «Балете 13 квартал». Была когда-то толстенькая, маленькая. А танцевать «колобку» всегда тяжело. Мышцы болели. В танцы её не ставили. Она разозлилась и похудела на 15 кг, таская фляги с водой по пять литров. И её включили в основной балетный состав!

 

Потом были победы на конкурсах чтецов, на поединках юных ораторов. Арина доказывала себе всякий раз - могу! И отходила в сторону. Потому что дальше было не так интересно.

 

Увидеть мишку - и обомлеть!

 

На Северный полюс на лыжах люди ходят в апреле, потому что  только в это время действует дрейфующая станция «Барнео», которую организует Русское географическое общество. Оттуда начинаются многие великие путешествия, там находятся вертолёты, обеспечивающие безопасность, которая в детских экспедициях - дело номер один. В нынешнем году ледовая взлётная полоса ломалась пять раз, экспедицию приходилось откладывать день за днём, и министру образования Дмитрию Ливанову даже была отправлена эсэмэска: «С учётом ситуации предлагаем сократить путь со 110 км до 80 км». Но потом всё обошлось. Правда, экспедиция задержалась почти на неделю.

 

«Сначала наш путь лежал из Москвы на Шпицберген, - вспоминает Арина. - Далее на специальном самолёте, который может садиться на лёд, мы вылетели на «Барнео». Там, исходя из условий дрейфа льда и прогноза погоды, выбирается точка старта на 89 градусах северной широты. К началу маршрута мы часа полтора летели на вертолёте, там получили лыжи и сразу пошли, потому что времени было в обрез. Спешить приходилось каждый день. Пилоты сказали, что в этом году льдины особенно быстро двигаются. Лёд был безобразный, сплошные торосы, но открытой воды мы до поры до времени не видели».

 

О чём мечтают будущие полярники? О том, чтобы взглянуть хоть краешком глаза на белого медведя, хотя им и говорили, что за восемь предыдущих детских экспедиций косолапого блондина видели всего дважды и раза четыре - его следы. Между прочим, вокруг палатки устанавливается специальная сигнализация - растяжка. Если мишка пересечёт периметр, загудит сирена - и путешественники будут готовы поговорить с мохнатым гостем. Особенно руководитель группы, директор Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. У него для этого непростого разговора есть карабин.

 

Бытовые картинки

 

Они многому здесь, на полюсе, научились: отказываться от комфорта, рисковать по уму, подстраиваться под интересы и желания других. Здесь от каждого зависит, дойдут ли они до конца маршрута. Им сказали, что местные полярники спят с ножом, чтобы, если пойдёт трещина, успеть разрезать палатку и выбраться. Ещё сказали, что ходить здесь поодиночке нельзя: может утащить белый медведь. Пошутили, наверное. Конечно, вокруг красота неземная, впечатления космические.

 

«В санях у нас скатки, спутниковые телефоны, бензин, еда - крупы, яйца, сухофрукты, халва, орехи, шоколад. Воду кипятят в примусе на всех, далее у каждого свой рацион. На ужин, например, сублимированное мясо, гарнир на выбор - гречка, рис, кускус, можно по желанию добавить оливковое масло.  Я любила по утрам есть яичницу с салом, - рассказывает Арина. - Холод, конечно, собачий. Иногда руки леденели так, что невозможно было застегнуть одежду на себе. Хотя специальная туристская экипировка - термобельё, кофты-флиски, пуховые куртки - очень удобна, в ней не жарко и не продувает. У экспедиционного врача работы не было: в Арктике микробы не живут, поэтому там никто и не болеет.

 

Ещё, знаете о чем часто спрашивают журналисты: как на полюсе ходят в туалет? Быстро! На полюсе ходят в туалет быстро, потому что бежишь за ближайший сугробик, который продувает со всех сторон.

 

Последний рывок до полюса - самый трудный: мы шли двенадцать часов без остановки, и ноги уже не чувствовали ничего, и было уже всё равно. А я ещё вдобавок и дежурная. В экспедиции такие правила: каждое утро назначается дежурный, который разжигает примус и растапливает воду из снега для всех. Дежурный встаёт за два часа до общего подъёма, и от него во многом зависит, добрым ли будет утро.

 

А перед последним этапом мы ещё поскандалили немного, словом, настроение моё ушло в минусовую позицию, я катила на лыжах и плакала. И вдруг - пришли! Метров за сто до финиша взяли флаги регионов, навигаторы, сняли сани и побежали. Пришли-и-и!

 

Знаете, чем нормальные люди занимаются, придя на Северный полюс? Выполняют прежде всего ритуальные вещи: играют в футбол и совершают «кругосветное путешествие». Для это достаточно поставить ледяной столбик высотой 30 - 40 см - «ось Земли», начертить вокруг неё параллели и меридианы, и если встать на параллель и побежать в любую сторону, то за минуту можно пересечь все меридианы и совершить настоящую кругосветку. Разумеется, Земля будет лучше вращаться, если под «ось» налить немного оливкового масла».

 

О настоящих героях Арктики

 

Матвей Шпаро, руководитель детских экспедиций «На лыжах - к Северному полюсу», - это особая история. Не рассказать её невозможно. «С Матвеем нет никаких страхов, - говорит Арина, - он позитивно-экстремальный человек. Он говорит, что, во-первых, мужчина должен быть сильным и посвящать эту силу другим. Во-вторых, мужчина никогда не прёт на рожон. В-третьих, в самый пиковый момент, успокаивал он нас,  мы можем подать сигнал SOS - и за нами прилетит вертолёт. И в-четвёртых, «если вы решились пойти на Северный полюс, вы понимаете, что это не пляжная вечеринка на Канарских островах», так говорил Матвей. Можно сбиться со счёта,  сколько раз он, один из лучших профессиональных путешественников, бывал на Северном полюсе. Дважды занесён в Книгу  рекордов Гиннесса - за переход по дрейфующим льдам через Берингов пролив и за поход на лыжах до Северного полюса полярной ночью. Наверное, романтика для него ушла, экспедиции стали работой, но он признавался вечерами в палатке, что каждый март сходит с ума без Арктики.

 

Он загорелый. Стройный. Рассказывали, что ставит на себе всякие опыты, чтобы выяснить, как ведёт себя организм в условиях Арктики. Он водил в путешествия слепых, глухих и колясочников. Ещё он убеждён, что каждая экспедиция укрепляет престиж России, что горные вершины доступны даже инвалидам».

 

В аэропорту после экспедиции Арина увидит его жену Наталью - великолепную красавицу с тонким и одухотворённым лицом. Когда юных путешественников фотографировали, она сказала: «Матвей, дай кепочку поправлю, а то ты не секси». Рассказывают, что однажды на полюсе он еле-еле выбрал точку, с которой можно было поймать связь, позвонил жене, а она сказала: «Пожалуйста, набери меня попозже, я ужасно занята - туфли в магазине выбираю». Он улыбнулся и позвонил позднее.

 

О поколении, которому не хватает доброты

 

«Арин, - говорю я принцессе, - почему-то мне кажется, что смысла идти до Северного полюса нет никакого». Она смотрит на меня как на тяжелобольного человека. «Может, и нет смысла, - вежливо соглашается принцесса, - кроме желания дойти до Северного полюса. Путешествие - это метафора обычной жизни. Нельзя останавливаться. Надо идти вперёд. Мы никакие не супергерои. Просто надо обладать большим внутренним желанием дойти до полюса.

 

Каждый год путешественники оставляют капсулу с посланием, чтобы, когда льды начнут дрейфовать, эта капсула могла попасть к берегам Канады или Аляски. Представляете, кто-то её обнаружит и прочтёт послание от российских подростков, которые покорили Северный полюс...

 

Матвей говорит, чтобы, вернувшись домой, мы стали маяками и проводниками важных ценностей для наших сверстников, чтобы мы любили природу, любили Арктику, любили Россию, умели жить и работать в команде, заботиться о других и остались настоящими друзьями на всю жизнь. На самом деле это очень правильные слова. Мы стали родными. И так радовались, что ребята-полярники нам подарили путёвки в Артек, ликовали, что ещё раз встретимся в сентябре всей экспедицией.

 

Я спросила Матвея в дороге, чего не хватает в нашем поколении. Он ответил: доброты. Правда, на конференции в конце пути он признался, что доброта  в нас всё-таки открылась. Мы ведь в общей сложности прожили друг с другом месяц, и там попёрло и хорошее, и плохое. Хорошо, что плохого было не так много.

 

Ирина КУШОВА.

 

ТЕГИ

Комментарии

1 комментарий
  • Читатель "ВК"

    9 июня 2016 08:16

    Не очень понял, почему принцесса?
    Ответить

Оставить свой комментарий