Вопросов к кировскому водоводу меньше не становится

ЭКОНОМИКА

25 июня 2018 684 0
На печать

У областного центра до сих пор нет полагающегося резервного источника водоснабжения. Но и к проекту строящегося немало вопросов.

 

Строящийся новый водовод для областного центра в СМИ иронично называют и «стройкой века», и «вечным долгостроем». Муниципальный контракт с подрядчиком - АО «КЧУС» - на его возведение заключён в октябре 2013 года, а разведка месторождения и подготовка проекта - вообще в начале 1990-х. Сначала планировалось завершить работу в 2015-м, затем в 2018 году. Нынешняя городская власть называет уже вероятным сроком 2021 год… Притом что сейчас работы остановлены и не совсем понятно, когда и кем будут возобновлены. Надо ли их вообще продолжать - тоже есть разные мнения.

 

Свои сомнения по этому вопросу высказал глава фракции «Справедливая Россия» Владимир Журавлёв: «На мой взгляд, это была определённая финансовая афера. Во-первых, дороговизна страшная, во-вторых, очень низкая отдача для города от таких вложений. Неэффективное использование средств.

 

А если через какое-то время это пресное подземное озеро исчезнет? Знакомые мне геологи считают, что такое возможно. Причём один из них был главным в области на момент утверждения проекта и уже тогда высказывался о нём отрицательно. Мало того, что воды может оказаться недостаточно, мы можем получить экологические изменения. Например, те речки, которые сейчас там текут, могут сильно обмелеть.

 

Удивляет то, что ещё в марте мы спорим с главой администрации по вопросу выделения почти 60 миллионов рублей бюджетных средств на консервацию водовода для последующей достройки, а уже в апреле Илья Шульгин предлагает перебросить эти средства на строительство дорог к легкоатлетическому манежу «Вересники». Выходит, консервация может подождать?»

 

Кировские СМИ опубликовали также мнение бывшего мэра города Василия Киселёва: мол, проверяли - нет в Кумёнах воды! Не даст её новый водозабор в количестве, достаточном даже для резервного источника водоснабжения, как предполагалось по проекту изначально. А город с полумиллионным населением должен иметь, как минимум, два таковых.

 

Однако и ныне действующий градоначальник Илья Шульгин, и руководители департамента городского хозяйства уверены, что достроить объект необходимо. Тем более что он уже «съел» 3,6 млрд. рублей из федерального, областного и город-ского бюджетов. Контракт заключен на 4,8 миллиарда, а окончательная сумма может достигнуть 5,5 - 6. Деньги действительно огромные, и назад пути нет: в случае отказа заказчика от реализации проекта половину затрат придётся вернуть в Москву.

 

Шульгин заверил: он «лично прошёл объект своими ногами», увидел, какая уже проведена колоссальная работа, а также прочитал документы и убедился, что вода должна быть: «На сегодняшний день водовод готов на 73 процента: полностью проложены трубы, построены подъездные дороги, электроподстанция, которая будет снабжать энергией и близлежащие села, а также готова часть скважин».

 

Подрядчик надеется остаться

По утверждению главы горадминистрации, на завершение работ требуется ещё два года, но в текущем периоде их проводить нельзя, пока не будут устранены нарушения, выявленные Контрольно-счётной палатой, Ростехнадзором и Минстроем России. Консервация объекта потребует 119,7 млн. рублей (что сопоставимо с постройкой нового дет-ского сада), из которых половину должен дать федеральный бюджет. Однако нынче тот отказался от софинансирования проекта до возобновления строительства, потому и освободились средства на упомянутый выше проект «Вересники», реализуемый Газпромом.

 

Гендиректор АО «КЧУС» Сергей Кочуров объяснил «ВК» ситуацию так: «Муниципальный контракт у нас не расторгнут. При существующем темпе подготовки необходимой проектной документации новые торги по проекту и выбору подрядчика пройдут, я думаю, в лучшем случае в 2019 году. В текущем - никаких работ на объекте, кроме как по консервации, проводиться не будет. Она необходима согласно действующему законодательству, чтобы обеспечить сохранность объекта. Больших средств сама по себе консервация не требует, только на охрану. Деньги нужно вложить, чтобы завершить некоторые необходимые объёмы работ. Например, мы насыпали дамбу (местами до 64 метров в высоту), а верхнего строения дороги на ней, защищающего её от разрушения, пока нет. Люди будут ездить по дамбе на заготовку леса, за грибами и так далее, разрушая её.

 

Проект водовода создавался ещё в 1990-е годы, с учётом реалий того времени. Сейчас заказчику надо разрабатывать новый проект - в соответствии с требованиями, введённым с тех пор, а затем пройти с ним экспертизу. Именно поэтому осуществлена приостановка работ. Требования Минстроя, по меркам действующего законодательства, вполне справедливы.

 

Что дальше? Согласно закону 44-ФЗ с нами будет расторгнут прежний договор, а затем проведены торги по новому проекту. С подрядчиком-победителем заключат новый контракт. Конечно, мы надеемся выиграть, чтобы завершить свою работу, в которую столько вложено».

 

Ровно год назад на выездном совещании прежнего руководства горадминистрации Сергей Кочуров сообщал, что выполнены строительные работы на здании обеззараживания питьевой воды, на насосной станции. Готовы два резервуара питьевой воды емкостью две тысячи кубометров каждый, с наружной и внутренней изоляцией. Смонтировано более 42 км трубопроводов (из 67,77 км). Закончена вырубка лесов на большинстве водоводов, на них ведётся монтаж фундаментов и опор линий электропередачи. Обустраиваются подъездные пути к скважинам.

 

Претензии КСП, что вопреки изначальному проекту КЧУС самовольно проложил полиэтиленовые трубы вместо металлических, Кочуров назвал ерундой: «В девяностых годах полиэтиленовые трубы в России вообще не изготавливали, потому изначально и проектировались металлические. Использование полиэтиленовых труб гораздо рациональнее и дешевле, поскольку они долговечнее, не ржавеют. Сейчас их выпускают 12 заводов - специальные, для водоводов и водопроводов, которые отличаются составом и даже внешней маркировкой». Мол, вся суть претензии - не к материалу, а к тому, что не было вовремя задокументировано внесение изменений в проект (хотя в рабочей документации они есть). К слову, о том же недавно заявил и Шульгин: мол, ничего особенного КСП не нашла, замена труб разумна.

 

Всё же не сизифов труд?

Как видим, работа действительно проделана огромная - проект водовода из Кумёнского района до Кирова готов на 73 процента. Предполагается, что от него по действующим сетям будет запитан весь Нововятский район областного центра, включая посёлок Радужный, а также корчёмкинский водозабор, причём на последнем подземные воды будут смешиваться с речными (из Вятки) - и вода в кранах остального населения города станет лучшего качества, чем сейчас.

 

Кировский гидрогеолог Анатолий Русских, лично занимавшийся исследованием месторождения в Кумёнском районе в 1980 - 1990-х годах, рассказал, что оценка эксплуатационных запасов подземных вод там проводилась: работы по моделированию выполнены опытно-методической партией ПГО «Центргеология» по договору с Кировской ГРП Средневолж­ской ГРЭ в 1988 - 1991 годах. Участвовали специалисты высочайшего класса, авторы учебников. Тогда же рассматривался проект инфильтрационного водозабора с искусственным восполнением запасов на Корчёмкинском месторождении, где речная вода фильтровалась бы с помощью прудов. Эксперт также пояснил, с чем связаны слухи о бесполезности проекта водовода из Кумёнского района.

 

«На территории посёлка Кумены действительно нет запасов, способных обеспечить водой               город Киров, даже в объеме резервного водоснабжения. Гидрогеологические условия не те, - рассказал «ВК» Анатолий Васильевич. - Там просто находится водохранилище на реке Кумёна, которое в основном служит для компенсации поверхностного стока, но не для питьевого водоснабжения. Поэтому водовод прокладывают не к Куменам, а к зоне разведанного Кировского месторождения подземных вод, состоящего из трёх участков. Кумёнский участок находится в 50 километрах от Кирова, в нижней части реки Кумёна; запасы там - 70 тысяч кубометров (кубов) в сутки. На Быстрицком участке, между Кумёной и Кырмыжкой (в 45 километрах от города), запасы не менее 100 тысяч кубов, а на Кырмыжском - 30 тысяч. Потребность Кирова - 13 - 14 тысяч кубов в сутки. Плюс предполагаемые запасы между скважинами. Вместе участки составят полукольцевой водозабор протяженностью 34,5 километра с рассредоточенным водоотбором по всей его протяжённости в объёме первоочередной (100 тысяч кубов в сутки) и перспективной (200 тысяч) потребности.

 

Когда водозабор только начинали делать, рабочие не до­ехали до разведанного места и неудачно пробурили первую скважину, где вода оказалась низкого качества, её было мало. Это тоже привело к слухам о нехватке воды. А точность в нашем деле имеет большое значение. К примеру, в районе Вахрушей (там очень качественная вода) водозабор у посёлка даёт сто кубов в час, а метров через двести, за речкой Рубежницей, - всего 20. И так по всей области. В Фалёнском районе две-три скважины на разведанном месторождении могли бы полностью обеспечить население района, а их там обслуживается штук 15. В Кирове частники засыпали Ежовский родниковый комплекс с дебитом до пяти тысяч кубов в сутки! (На днях горадминистрация Кирова досрочно отозвала разрешение на использование этой территории фирмой «Калинка-Морозовъ». - И.Н.)

 

В случаях климатических аномалий или техногенных катастроф родники - самый надежный источник питьевой воды. Допустим, электричество отключили, водозаборы стали, а вода в родниках чище, чем в реке. Что касается коммерческих проектов вроде «Ключа здоровья» или «Русскосельской», то для резервного водоснабжения города у них недостаточные объёмы забора воды».

 

Утверждения Анатолия Русских о том, что водовод имеет смысл, подтверждает и Сергей Кочуров: «Я вам скажу, что из скважин, которые обустроены нами, вода изливается произвольно, без насосов выходит сама на поверхность. Все пробуренные скважины (хотя их пока готово менее половины из требуемых по проекту 26-ти. - И.Н.) подтвердили дебит, анализы воды показали её нормальный питьевой состав. Координаты для бурения имеем точные - по результатам научных изысканий. Я, честно говоря, думал, в горадминистрации соберут какую-то пресс-конференцию, чтобы развеять домыслы вокруг водовода, ознакомят людей хотя бы с документами, которые не относятся к секретным. Видимо, власть устраивает такая ситуация».

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий