Вятскому отделению Союза художников исполняется 80 лет

КУЛЬТУРА

25 марта 2019 682 0
На печать

 

В мастерскую к Игорю Анатольевичу Сметанину, председателю регионального отделения Союза художников России, я зашла не случайно, так как у организации, которую он возглавляет, грядет большой праздник. В этом году Вятскому отделению Союза художников исполняется 80 лет.

 

- Это почтенный возраст, мы почти ровесники нашей области. Вятские художники - часть этой земли, связаны с ней своими мыслями, творческими исканиями, своими достижениями и успехами. Я хочу поздравить до начала торжественных мероприятий художников Вятки, членов нашей организации, с этим грандиозным событием в культуре и истории нашего края.

 

Вятское региональное отделение - не только одно из старейших в Союзе художников России, но и одно из самых крепких и сильных. Наши живописцы, графики, скульпторы, мастерицы дымковской игрушки всегда достойно представляют свой край, город на самых крупных республиканских и областных выставках. Несмотря на все изменения в стране, потрясения в сфере экономики, мы в строю благодаря поддержке правительства Кировской области и городской администрации.

 

К сожалению, статус художника в государственной структуре до сих пор не определен законом о культуре. В результате этой неопределенности художники не защищены и нуждаются в индивидуальном подходе для существования в городской инфраструктуре. Это не всегда берется в расчет большинством обслуживающих организаций, что вынуждает нас постоянно решать хозяйственные проблемы, вместо того чтобы спокойно заниматься творчеством. Мне кажется, что эту проблему можно решить путем диалога, позволяющего найти взаимовыгодные решения, которые дадут нам возможность жить дальше.

 

В разговор вступает Максим Владимирович Наумов, заместитель председателя Вятского отделения:

 

- Еще до революции в Вятке был организован художественный кружок, в который входили художники Хохряков, Демидов, Исупов… (Один из его организаторов - Виктор Васнецов.) После революции появились художественные артели, а в 38-м году вышел указ  о формировании по всей стране творческих союзов. Так в нашем городе появилось отделение Союза художников.

 

Кроме просветительской и выставочной, важной была в то время и дизайнерская деятельность союза. Были и госзаказы. И за счет их все члены союза неплохо зарабатывали. Заказы порой были настолько монументальные, что после выполнения их можно было спокойно жить года два. А в 57-м году даже было выстроено специальное здание на улице Свободы, 65, в котором мы сейчас и находимся. На государственную поддержку творческих союзов были также построены здание на улице Труда и специальное помещение для дымковского промысла. И эта система поддержки творческих союзов до 90-х годов работала безотказно. К сожалению, сейчас многое изменилось, и Союз художников тоже живет по другим законам. Единственное, что осталось в союзе без изменения, - это очень высокая планка при подборе кадров. Вступить в него очень сложно. Поэтому, если молодой человек попадает в организацию, это гарантия, что он настоящий художник. У нашего союза - высокий статус. Если нужно сделать что-то элитное, обращаются по-прежнему к нам. Да, теперь Театральная площадь не наша под Новый год. Обычно кировские скульпторы Кошкин, Шпак, Леденцовы традиционно получали заказ на ее оформление. Теперь все решает тендер: кто меньше денег запросит, тот и выиграет его. Тем не менее к приезду президента зовут нас для организации экспозиционного «шатра» в Герценке, и наши художники выставляют там картины. И если надо увековечить память известного земляка, обращаются к своим, «доморощенным» скульпторам.

 

Взять, к примеру, прекрасную работу Виктора Борискина - памятник Шаляпину на Театральной площади. А также - памятник медсестрам у кинотеатра «Октябрь», бюсты маршалов в парке Победы… Или скульптуры Людмилы Леденцовой, одна из недавних ее работ - памятник Вештомову, что напротив космического центра. Памятники Витбергу, Грину, Трифону Вятскому Клары Коциенко и Владимира Бондарева. Это значимый вклад в культурный пласт города. Как и роспись железнодорожного вокзала, холла Диорамы Александра Набиуллина или мозаики Ильяса Юмагулова на филармонии, здании стоматологии, стадионе... Это лицо города, но не все, к сожалению, это понимают. Так, во время ремонта руководство авиатехникума решило убрать мозаику Удова с торца здания. С трудом, но нам удалось ее отстоять. Пошли на компромисс, сделав по нашему предложению фрагментарное «окно» с мозаикой.

 

Востребованность наших пейзажистов и портретистов велика, хотя это сейчас элитарный жанр... Я думаю, что наши мастера, несмотря на сложность существования, счастливые люди, так как занимаются любимым делом. Поэтому творчество - это не только способ зарабатывания на жизнь и образ мысли, это еще и форма существования. Это как мотор, который долго работает, но, если его остановить, он даст сбой... На сегодня в нашем союзе два члена-корреспондента Академии художеств. Это Виктор Харлов, один из сильнейших монументальных мастеров страны.

 

- Слышала, что он даже храм Христа Спасителя расписывал…

 

- Да, он был в составе бригады художников, сформированной для этого Академией художеств. С прошлого года и Владимир Муллин, выставка которого недавно открылась в музее Васнецовых, стал членкором академии, а Сергей Квашнин - действительным академиком. Кроме того, у нас из 120 членов союза - 2 народных и 19 заслуженных художников. Не каждое региональное отделение может похвастаться таким серьезным статусом.

 

- Как союз работает с молодыми художниками?

 

- В свое время Игорь Анатольевич и я стояли у истоков возрождения молодежного объединения при союзе художников. С 2000 года удалось возобновить его деятельность. Ежегодные областные молодежные выставки по-прежнему проходят. Благодаря усилиям среднего и молодого поколения вятских художников вот уже четыре года мы ведем глобальный проект «Вятка наша». Художники создают произведения о Вятском крае специально к выставке в кратчайший срок. Например, 8 февраля в «Галерее Прогресса» открылась выставка «Вятка в лицах», на которой представлены портреты известных людей с XIX по XX век. Там же еще одна выставка - «Вятка в дымке времён», с историческими композициями и дымковской игрушкой на современную тематику. К примеру, «День ВДВ у фонтана», Шаляпин в «дымке», портрет футболиста Дзюбы, динозавр из «Юркин парка». А в прошлом году была выставка «Вятка в цвете» с реконструкцией фотографий Лобовикова. Суть проекта - пропаганда Кировской области в историческом аспекте и работа «онлайн»… В 2017-м на выставке «Арт-вик» 15 художников прямо в музее неделю писали картины и представляли их зрителям. Современная форма подачи, как говорят, искусство быстрое…

 

- А насколько оно вечное? Или акция прошла - и забыто?

 

- Эти работы потом участвуют в рейтинговых выставках. Так, в конце февраля в Москве открылась общероссийская выставка Союза художников. На ней представлены и работы из нашего проекта, к примеру картина заслуженного художника Татьяны Тимкиной. Для большинства художников нет различия: эту работу я сделаю как шабашку, а эту - для себя. И потом, некоторые пишут долго, некоторые - быстро. Многое зависит от темперамента.

 

- Художники-передвижники могли год и дольше писать одну картину.

 

- Они рисовали сюжетные, многофигурные композиции. И каждого надо написать, собрав для этого материал. Это же XIX век. Если, например, я пишу панораму Вятки и мне некогда пробежаться по городу, я сделаю зарисовки прямо по навигатору. Процесс сбора материала значительно ускорился. Сейчас это можно сделать за два дня, а раньше - месяцы. На выставке «Вятка в лицах» представлен портрет Кострова Татьяны Тимкиной. Настолько детальная работа в технике классической акварели XVIII - XIX веков, абсолютный натурель, фотографическая точность, а писала она его полтора месяца. Проект «Вятка наша» предполагает формирование музейной коллекции современного искусства. Надеемся, что в следующем году в здании Союза художников мы откроем небольшую экспозицию. У нас уже более 120 работ в коллекции.

 

- А что к 80-летию?

 

- У нас открылась выставка в Москве, посвященная этой дате. Двадцать художников представили свои картины. Среди почетных гостей выставки - «Вятское землячество», которое возглавляет Виктор Савиных. Кроме того, с 3 апреля планируется юбилейная выставка в музее Васнецовых. Впервые на ней будет показан фильм о Союзе художников. Кроме того, откроется экспозиция с ретроспективными работами мастеров прошлого века и молодых художников. Опять же мы удивим зрителя, формируя онлайн творческие встречи и мастер-классы. А также 20 художников на глазах посетителей выставки попытаются написать крупноформатное полотно и потом представят его на суд зрителей. Это будут знаковые моменты истории Вятки, пейзажные и портретные композиции.

 

- И каждый художник внесет свою лепту…

 

- Да, это будет своего рода «вятская мозаика». Мы уже пробовали работать со зрителем «вживую», пускать его в свою творческую мастерскую, но на небольших вещах. Создание группового полотна, причем силами разновозрастных художников, - сверхзадача. Нам важно показать и области, и городу, и зрителям, что Союз художников - не атавизм, не пережиток прошлого, а живая организация, интересная зрителю, которая работает здесь и сейчас.

 

В. Георгиева.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий