Вам ехать или «шашечки»? В Кировской области частники заполняют брошенные автобусные маршруты

ЭКОНОМИКА

РАЙОНЫ

19 ноября 2018 711 0
На печать

 

Как сообщил недавно генеральный директор ОАО «КировПассажирАвтотранс» Денис Пырлог, у жителей Кировской области появилась новая возможность - заказать билет на поездку в другой город по Интернету, не выходя из дома.

 

Новость эта, прямо скажем, «радостная». Она свидетельствует о «продвинутом» подходе руководителя крупнейшего в области автоперевозчика к улучшению работы предприятия, о внедрении элементов цифровой экономики, о которой в последнее время так любят говорить федеральные чиновники.

 

Вот только прежде хотелось бы увидеть улучшение ситуации с автобусным сообщением между Кировом и районными центрами. Ведь эта проблема до сих пор не решена. А от ее решения зависит многое - и мобильность граждан, и возможность для пенсионеров съездить в областные медицинские учреждения, и создание конкурентной среды в междугородных перевозках, и повышение их безопасности.

 

Маршрут под вопросом

Проблема автобусного сообщения между областным центром и районами области, действительно, есть. Уже в апреле этого года она поднималась, когда закрылся маршрут, связывавший Киров и Лебяжье. Позднее его удалось восстановить. Но и сейчас там ситуация неустойчивая и балансирует на грани ликвидации деятельности официального перевозчика - Лебяжской автоколонны.

 

- Пока автобус ходит, но обстановка очень напряженная, - сообщил председатель местной ветеранской организации Виталий Мошкин. - Денег не хватает, бензин купить не на что, пассажиров мало. Особенно сейчас, когда сезон активных поездок закончился. Что будет дальше, не хочу даже загадывать.

 

По его словам, жители райцентра заинтересованы в сохранении маршрута. И районная администрация оправдывает пока их чаяния.

 

Автобус до Кирова ходит четыре раза в неделю и выполняет два рейса. Утром везет граждан в Киров, вечером их забирает оттуда. Стоимость поездки - 400 рублей.

 

- В пятницу вечерний рейс из Кирова идет полным, - заметил Виталий Федорович. - Хотя, может быть, это я так попадал.

 

Работают в Лебяжье и частные перевозчики. Стоимость поездки у них такая же, как и у легального перевозчика. Те же 400 рублей. Возят они и по району. А здесь, бывает, цену запрашивают очень немалую, как утверждает руководитель ветеранской организации.

 

- Не знаю, как люди узнают телефоны частников, но у нас поселок небольшой, и найти их проблем нет.

 

Глава Лебяжского района Александр Демшин еще в апреле на заседании профильного комитета Законодательного Собрания жаловался на работающих в поселке частников:

 

- Когда мы активизировали работы по финансированию нашей автоколонны, на нас пошли жалобы. Как потом выяснилось, жаловались нелегальные перевозчики. В отношении предприятия был проведён комплекс проверок со стороны ГИБДД, Рострудинспекции и Ространснадзора. Общая сумма штрафов превысила 200 тысяч рублей на маленькое предприятие. Самоуничтожением занимаемся. Наши надзорные органы превратились в репрессивные.

 

Ездить стали меньше

Ситуация в Лебяжье не уникальна. В 2017 году прямого сообщения с Кировом лишился Санчурск. Немногим ранее, весной 2017-го, был отменён маршрут Киров - Коршик, а до этого с карты транспортного сообщения исчезли маршруты Киров - Нагорск, Киров - Малмыж и Киров - Кильмезь.

 

По словам областного министра транспорта Михаила Поршнева, критическая ситуация на автотранспортных предприятиях есть во многих районах. В четырех из них муниципальные АТП уже находятся в стадии ликвидации.

 

В сложном положении пребывает и главный областной перевозчик - ОАО «КировПассажирАвтотранс» (КПАТ), который обслуживает 66 муниципальных маршрутов. Как сообщил министр, в 2017 году его убыток от пассажирских перевозок составил более 50 млн. рублей. Кредиторская же задолженность - почти 40 миллионов.

 

Но КПАТ - областное предприятие. 50% его акций принадлежит правительству области. Поэтому оно вынуждено работать даже там, где перевозки убыточны. По словам руководителя предприятия Дениса Пырлога, большинство из 66 маршрутов носят социальный характер, то есть убыточны. Кроме того, на балансе автопредприятия числятся автостанции в Сунском, Немском, Богородском, Верхошижемском и Вятскополянском районах, а также автовокзал Кирова. Дотации же предприятию в последние годы только снижались. Если в 2015 году на его поддержку было выделено 120 млн. рублей, то в этом - только 60.

 

А вот муниципальные перевозчики и этого не видят. Как заметил министр транспорта Михаил Поршнев, из года в год идет снижение финансовой поддержки муниципальных перевозчиков из областного бюджета. Да и та проходит по линии возмещения выпадающих доходов от перевозки льготников.

 

В региональном минфине не видят причин выделять какие-либо средства для поддержки муниципальных автопредприятий. И, собственно говоря, они правы. Перевозчики эти муниципального подчинения, вот пусть местный бюджет им и платит.

 

Другое дело, что во многом снижению пассажиропотока способствовала отмена льгот на проезд для отдельных категорий населения, которую в целях экономии бюджета провели в 2016 году, после смены регионального руководства.

 

- Когда в 2016 году мы убрали льготы для многих категорий граждан, резко упал пассажиропоток, - констатировал на апрельском заседании комитета Законодательного Собрания депутат Владимир Костин. - Люди оказались неспособны оплачивать существующий тариф. Если посмотреть на динамику, учитывая рост тарифа, можно четко понять, что рост тарифа приводит к падению пассажиропотока, и не всегда дополнительные деньги, заложенные в тариф, могут это покрыть.

 

Вопрос же о возврате льгот даже не поднимается. Так же как не обсуждается вопрос о передаче межмуниципальных перевозок с районного уровня на областной.

 

Кому мешают частники?

Еще одной из причин кризиса отрасли называют недобросовестную конкуренцию со стороны нелегальных перевозчиков. Денис Пырлог, например, говорит, что от деятельности нелегалов его предприятие «ежегодно недополучает более 50 миллионов рублей доходов».

 

- Такие «перевозчики» работают, как правило, только на прибыльных маршрутах, не неся никакой социальной нагрузки, нарушая законодательство, - сокрушается гендиректор КПАТ. - Последние ДТП с общественным транспортом в стране показали, что необходимость борьбы с такими перевозчиками давно назрела. Они не осуществляют контроль техсостояния, не проводят медицинский осмотр водителей, а также уходят от налогов. К примеру, ОАО «КПАТ» в 2017 году заплатило в бюджеты более 80 миллионов рублей. Мы работаем полностью по прозрачной схеме. Если бы мы уклонялись от налогов и не исполняли требования законодательства должным образом, то, безусловно, могли бы ежегодно приобретать не менее 20 единиц комфортабельных автобусов и легко конкурировать с нелегалами. Но у нас другие задачи, а именно - социальная нагрузка для перевозки населения Кировской области. Если бы нелегальные перевозчики выполняли такие же требования, то безусловно не смогли бы демпинговать стоимостью проезда.

 

Заместитель председателя ОЗС Роман Титов вообще считает, что для борьбы с нелегалами нужен специальный орган.

 

- Мы видим необходимым создать либо при Законодательном Собрании, либо при правительстве Кировской области постоянный координационный орган с представителями местного самоуправления, ГИБДД, налоговой службы, транспортного надзора, чтобы можно было оперативно вырабатывать механизмы по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков и координировать это из единого центра. Правильнее бы было, чтобы орган был создан при правительстве с участием депутатов ОЗС, - высказал он свое мнение.

 

А вот жители районов области не столь категоричны. Для них главное - ехать, а не «шашечки». Ведь, оставшись без легального сообщения с областным центром, добираться до него все равно как-то нужно. И чаще всего не потому, что захотелось сделать шопинг или выпить рюмку-другую с родственниками (хотя и это тоже нужно), а по нужде - в больницу или к поезду. Тут-то частник и выручает.

 

- Я вообще по делам в Киров чаще на частниках езжу, - говорит предприниматель Фанис Исупов из Кильмези, автобусного сообщения с которой уже давно нет. - У меня «Субару-Форестер», так заправить ее для поездки стоит столько же, сколько я частнику отдам. Я вообще этим людям удивляюсь. Ездят, можно сказать, за копейки. Спрашивал у них - почему? Говорят: другой-то работы здесь все равно нет.

 

Конечно, для кого-то 700 рублей - копейки, а кому-то и это «по-за глаза». Но ехать нужно всем. А есть спрос - будет и предложение.

 

Мне и самому не раз приходилось ездить в районные города. Чаще в Советск. Так вот скажу, что из Кирова всегда уезжаю туда на автобусах официальных перевозчиков. И цена на билет ниже, и ходят они часто. «Жучки» с автовокзала просят много, да и ждать приходится - пока они места заполнят. А вот из Советска всё же предпочитаю уезжать на такси. Во-первых, пусть немного дороже, но они забирают от дома. Ездят по городу и подбирают пассажиров там, где им скажут. Легальные перевозчики так не делают. Во-вторых, возят людей они на иномарках вместимостью 8 - 10 человек. Условия вполне комфортные. Да и времени на поездку до Кирова тратят меньше. По Кирову опять же доставляют почти до подъезда. Так что разница в 50 рублей ощущается слабо и не идет в сравнение с теми удобствами, которые предлагаются.

 

Я, конечно, понимаю, чем вызвана озабоченность чиновников, депутатов и руководителей автопредприятий. Но, думается, они должны взглянуть на проблему и с другой стороны - с точки зрения удобства для пассажиров, грамотно составленного графика и разумного демпинга. Конкуренция пока никуда не исчезнет, а потому полагаться нужно не на репрессивные меры в отношении нелегалов, а на изменения подхода к делу.

 

Иван ТРОФИМОВ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также