Валентина Шаклеина: «Меня в жизни переоценили... Не заслужила я таких почестей. Просто работала, работала…»

РАЙОНЫ

15 октября 2018 626 0
На печать

 

Валентина Ефремовна Шаклеина была депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва, награждена орденом «Знак Почета». Всю жизнь работала в родном колхозе имени Ленина: колхозный бригадир, секретарь парткома, председатель сельсовета… Среди ее прочих деревенских заслуг - организация местной художественной самодеятельности, краеведческого музея. Позже передовое сельхозпредприятие возглавлял ее сын, Сергей Леонидович (в 2001 году его избрали на общем собрании тайным голосованием).

 

…Сойдешь с электрички на остановочной платформе Леваны и по длинному деревянному настилу выходишь на улицу Мира, потом - такова уж деревенская реальность! - по непроходимой почти колее (сапоги с собой не прихватил) сворачиваешь на улицу Комсомольскую... И вот он - дом Валентины Ефремовны Шаклеиной. Неприметный, обычный, какие здесь практически у каждого жителя. И дорогу к нему сразу показали, сказали, что спозаранку свет в окне видели.

 

Еще накануне моя героиня по телефону сетовала на здоровье: ломило спину, руки, ноги (на костылях передвигается), скакало давление... Но такая уж старая советская закалка: пообещала гостю, что к приезду встанет на ноги, - и встретила!

 

Дождливое унылое осеннее утро. Захожу в калитку, смываю с обуви грязь (тут же ванночка с водой и щетки - здесь так у каждого дома и организации), поднимаюсь на ухоженное крыльцо. Хозяева встретили, как и принято в деревне, радушно: чай с медом уже стоял на столе!

 

 «Руки по земле волоклись…»

Ее детство выпало - так уж судьба распорядилась! - на довоенные годы. Валентина родилась в д. Жижи (ее теперь нет на карте) Богородского района. В школе обучались 8 человек. За знаниями ездили за несколько километров. Домой приезжали лишь за хлебушком и картошечкой: надо же было продержаться целую неделю! Кто-то, окончив два класса, уезжал в город: там устраивались на работу. Валентина продолжила учебу, но в 13 лет тоже начала трудиться.

 

- Всё делали вручную: косили, молотили, убирали с полей. Идешь домой - руки по земле волоклись, так уставали! С детства вся надсажена, - вспоминает хозяйка дома.

 

…После окончания сельхозтехникума Валентина пришла в колхоз на должность учетчицы. Тогда его возглавлял Михаил Маркович Садырин, знавший земельку колхозную как свои пять пальцев (впоследствии был награжден орденом Ленина).

 

- Он предложил стать бригадиром. У меня дар речи пропал: никакого опыта, хозяйство плохо знала. Как быть? Поплакала в закутке - не на людях. Согласилась: надо же поднимать колхоз! Ой как было трудно! Не знала, какую работу сначала сделать, а какую - потом...

 

Соседний колхоз возглавляла Ксения Петровна Трапезникова (позже - Герой Социалистического Труда). По словам Валентины, там машина имелась, лошадей много, удобрения на поля завозили. Да и хозяйство - старое, устоявшееся.

 

- Я же не стеснялась, как нынешние молодые. Ходила к старикам, спрашивала, как лучше сделать, - говорит хозяйка.

 

День за днем, месяц за месяцем. В колхозе снова сменился руководитель: пришел Дмитрий Алексеевич Маклаковский, тоже хозяйственник, толковый специалист. К тому времени левановцы заметно окрепли. Строились новые животноводческие фермы, жилые дома (для этих целей приглашали людей из Закарпатья).

 

Между звеньями и бригадами устраивали соцсоревнования. Ежедневные показатели - на колхозной доске: стремились «как лучше, больше». Все работы выполняли с огоньком, боевым задором!

 

Прослышали о передовом колхозе и в соседней округе: в деревню приезжали жить и трудиться из других районов, даже из Удмуртии. Валентину к тому времени назначили главным агрономом. В числе других передовых колхозников (хозяйство по всем показателям гремело, находилось в числе лучших!) была награждена орденом «Знак Почета».

 

Позже местные коммунисты избрали Валентину секретарем парткома, какое-то время работала и председателем сельсовета. Рассказала, как на деревенских улицах наводила порядок. «У каждого дома - как лесная делянка: дрова в поленницы сложены. Окон не видно!» Но уговорила-таки хозяев: дома «светлицами» на улицу «повернулись». Появились цветники, клумбы. Любо-дорого посмотреть!

 

К министрам - без проволочек

- Вот эту папочку отдам в музей! - Женщина развязала тесемочки на одной из них. - Тут депутатские наказы, ответы…

 

Еще об одной знаменательной страничке в биографии В.Е. Шаклеиной расскажу особо. Как-то отдыхала она в Гаграх. Однажды в номер принесли телеграмму: жители Омутнинского района просили дать согласие баллотироваться по их округу... в депутаты Верховного Совета СССР. Валентина растерялась: опять ей поручают незнакомое дело! Но люди доверяли, просили. Снова согласилась идти по непроторенной дорожке.

 

- На сессии Верховного Совета ездили два раза в год. Заседали в Кремлевском дворце съездов. Перед поездкой наказы от избирателей собирали. Чего только не просили…

 

Валентина Ефремовна - снова к исторической папочке. Заканчивалась сессия, а депутаты не по магазинам да экскурсиям, а по кабинетам министров: надо же все просьбы выполнить! Как она говорила, везде принимали хорошо, выслушивали, в приемных не сидели часами. Терялись, конечно, поначалу, смущались: приемные огромные, а за большими дверьми сидели люди известные.

 

Жили в гостинице «Украина», по мнению бывшего депутата - в шикарных двухместных номерах. Кормили тут же, в ресторане, дабы не заблудились на столичных улицах (были такие, кто Москву и в глаза не видел). Как-то раз даже с супругом Леонидом приезжала на сессию - тогда разрешали. Ходили в Мавзолей Ленина.

 

- К сессии готовились: к знакомой портнихе в Кирове ездила, а чаще в Фаленки, в ателье, - там хорошо шили. Ничего особенного, все скромно, просто... - вспоминает моя собеседница.

 

Женщина с особой теплотой отзывается о прежних руководителях советского правительства, особенно - о министре сельского хозяйства Флорентьеве: просьбы выполнял, все бумаги тут же подписывал - без проволочек.

 

- Сходишь к министру, наказы выполнишь - и на душе легче, домой едешь со спокойной совестью! - признается Валентина.

 

От Микояна - лично

Смотрю на пожелтевшие листочки с вылинявшими от времени чернильными штампами: «Депутату Верховного Совета СССР В.Е. Шаклеиной. По Вашему письму о выделении колхозу автомобиля принято положительное решение...», «Начальнику управления Россельхозтехники: срочно отгрузите в д. Леваны водозаборные колонки в кол-ве 20 штук!», директор Прохладненского ремзавода (Кабардино-Балкарская АССР) сообщает, что «завод отгрузил колонки в кол-ве 20 штук» по указанному адресу.

 

Письмо-извещение от Председателя Президиума Верховного Совета СССР Микояна - собственноручно, с чернильной подписью. В нем - повестка предстоящего заседания…

 

Их много, не отписок, а скорее деловых, конкретных ответов о принятых мерах по запросу депутата. Возможно, кто-то подумает: пустяки, мол, какие-то колонки. Но тогда это была жизненная необходимость, и реагировали на такие просьбы незамедлительно - от рядового до министра. Депутаты не кичились выполненными наказами. Спросил: а как оплачивали труд депутата?

 

- Вроде давали по 90 рублей, никаких льгот, служебных машин... Приедешь из Москвы - и снова труд до пота. Мы и забывали, что депутаты. Работали - и всё!

 

Меня интересовали не только дела депутатские, сугубо официальные. Хотел узнать, с кем из известных в то время людей представители киров­ской делегации встречались, как реагировали на выступления руководителей партии и правительства.

 

К примеру, Никита Хрущев собеседнице не нравился. «Его выступления не производили впечатления, никакой серьезности». Зато запомнила встречу с космонавтами Юрием Гагариным, Германом Титовым (сидели в зале недалеко, через ряд). В перерывах к ним не протолкнуться.

 

- Все лезли, лезли, хотели сфотографироваться, просто руку пожать, - вспоминает Валентина. - Сделать совместный снимок помог первый секретарь ЦК ВЛКСМ Пастухов.

 

Жить и не сдаваться!

За чаем с липовым медом говорили долго. О том, к примеру, как живут нынешние депутаты всех уровней, какие машины, квартиры, дома имеют, сума­сшедшие зарплаты и абсолютно незаслуженные льготы… Им же, действительно народным избранникам, что-то лишнее взять у народа совесть не позволяла: как людям-то в глаза смотреть?!

 

До сих пор Валентина Ефремовна винит себя… за один невыполненный наказ. Как-то обратилась к ней женщина, просила помочь с местом в детском саду. Депутат ходила к председателю райисполкома, писала. Но руководитель лишь руками разводил: некуда, говорил, милая. В то время место в детсадах - как счастливый билетик! Словом, не получилось. Столько лет прошло, а она винит себя... Интересно, нынешние народные избранники так терзаются?

 

Когда в 1987 году вышла на заслуженный отдых, пожить в тиши не дали: опять обратились за помощью. Новый председатель колхоза Геннадий Русских задумал создать колхозный музей. В хозяйстве так много орденоносцев, богатая история - разве можно, чтобы все кануло в Лету? Валентина вместе с коллегой - директором школы Ольгой Ярославцевой собирали документы, фотографии. Ходили по домам, находили старинную утварь (нашли и ткацкий станок!).

Когда построили новый ДК, руководство хозяйства тут как тут: мол, людей знаешь, а на сцену не всякий выйдет, колхозники же привыкли просто трудиться. Нашла-таки поющих женщин, уговорила, даже костюмы для хора заказывала. Много лет левановцы на фаленской районной сцене блистали, конкурировали с самодеятельными коллективами из других хозяйств.

 

…Пока говорили с Валентиной Ефремовной, ее супруг Леонид Константинович скромно сидел в сторонке, лишь изредка вставляя словечко-другое, чтобы не забыла жена, на его взгляд, о главном. Он и сам почти легенда: больше 40 лет работал в колхозе бульдозеристом, строил деревенские дороги… С женой (они вместе 62 года!) воспитали двух сыновей, теперь у них четыре внука, два правнука.

 

Напоследок сельская труженица сказала:

- Меня в жизни переоценили... Не заслужила я таких почестей. Просто работала, работала…

В День пожилого человека ветеранов по традиции пригласили на встречу в правление колхоза. Валентина Ефремовна написала на листочке свое выступление. По ее выражению, «все, что наболело на душе»: и о дне сегодняшнем, и о прошлой жизни… Сама прийти не могла, но выступление ее прочитали. Слушали - и плакали: жизнь прожили, а ничего, кроме болячек, не нажили. Но зато помнят их добрые дела, всегда за них благодарны, в музее - фотографии ветеранов, есть они и на стенде в местной школе. А что еще надо, кроме благодарной памяти. Не для себя жили - для колхоза, где у многих и теперь дети, внуки, правнуки работают!

 

Когда уходил от Шаклеиных (ждали другие встречи), захотелось поклониться им. Низко, до земли. За труд честный, праведный. Без стяжательства, без праздной шумихи, за то, что не построили себе дворцы и не катаются по деревне на лимузинах! Просто за суровую крестьянскую жизнь…

 

Александр ШИРОКОВ.

Киров - колхоз им. Ленина (деревня Леваны Фалёнского района)

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий