Вахтовики-дорожники. В Киров приехал новый начальник городского дорожного хозяйства

ЭКОНОМИКА

15 апреля 2019 839 0
На печать

 

Как не принимает Вятская земля на себя качественный асфальт, так и не терпит она больше года приезжих дорожных начальников

 

25 марта глава админи­страции г. Кирова Илья Шульгин представил очередного директора городского дорожного хозяйства. На этот раз кировскими дорогами придется заведовать Евгению Лунёву. Как и его предшественники Андрей Менькин и Альберт Гутнов, Лунёв прибыл на Вятку издалека. Хочется надеяться, что Евгений Николаевич нарушит традицию и задержится на должности хотя бы года на два, ведь Менькин отработал на этом посту всего девять месяцев, а Гутнов - чуть больше года.

 

Сразу после назначения руководителем городского дорожного хозяйства новый «крупный специалист» через СМИ оглашает народу наполеоновский план покорения кировского бездорожья, доводит до сведения свою уникальную стратегию борьбы со снегом, обнадеживает граждан знанием хитростей обустройства парковок. И исчезает. Приходит еще один. С виду - более серьезный, не такой прожектёр. Интервью дает неохотно (Альберт Гутнов с вятскими СМИ общался лишь дважды: в октябре 2018 года, отработав в должности уже 9 месяцев, и после увольнения - в феврале 2019-го). Этот тоже уезжает подальше от наших ям и сугробов. А через неделю следующий дорожный начальник вещает о своих «современных подходах» и «новом видении». Но асфальт в Кирове ровнее не стал, и снег убирается сам - под весенним солнцем.

 

Однако Интернет хранит для нас мудрые речи уже покинувших город вахтовиков-дорожников. Давайте сравним их с анонсами нового назначенца.

 

Откуда будете?

 

Начнем с фактов из биографий.

 

А. Менькин родился в 1969 году в г. Реж (Свердловская область). Образование: высшее. Последний диплом - институт гидроэнергетического строительства при МГСУ («Промышленное и гражданское строительство»). С 1988 по 2016 год работал на должностях, связанных со строительством. Начал с прораба в СУ-2, затем был замдиректора по строительству в АО «Свердхимлес», работал в компании «Строительные технологии». В Киров прибыл из Москвы.

 

А. Гутнов родился 13 дека­бря 1969 года в г. Орджоникидзе. Образование: высшее юридическое. Карьеру в качестве руководителя в сфере дорожного строительства начал в 2001-м в Московской области. Последнее место работы до приезда в Киров: подведомственное правительству Орловской области учреждение «Орёлгосзаказчик».

 

Е. Лунёв родился в 1981 году в Курской области. В 2004-м окончил Курский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». С 2005 года работал в Федеральном дорожном агентстве Мин­транса РФ, с 2011-го - в Госкомпании «Российские автомобильные дороги», с 2014-го - в дочерних организациях холдинга «Автодор».

 

И как вас в Киров занесло?

 

А. Менькин: «Я в Киров не в первый раз приехал. В армии здесь служил, интересно было вновь вернуться. Узнал о вакансии руководителя Дирекции дорожного хозяйства от знакомых. Участвовал в конкурсе на общих основаниях и прошел».

 

А. Гутнов: «Если бы у меня было понимание, что я приду работать сюда на год, то, поверьте, так абсолютно неинтересно начинать что-то делать. И не нужно было бы». 

 

Е. Лунёв: «Я работал в Федеральном дорожном агентстве. Всегда хотелось заниматься вопросами проекта «Безопасные и качественные дороги», и по стечению обстоятельств от администрации Кирова было предложено заняться этой темой. Приехал сюда на общих основаниях, прошел собеседование».

 

Как вам новый коллектив?

 

А. Менькин: «Насчет кадров - точно не хочу рубить сплеча. Хочу объективно подойти, со всем разобраться, все проанализировать. Мой дядя говорил: «Не будь сладким, а то тебя съедят. И не будь горьким, а то тебя выплюнут». Во всем нужно быть лояльным и объективным. Если увижу, что кто-то действительно не справляется с поставленными задачами, тогда с человеком будем расставаться. А если сотрудник тоже будет стремиться внедрять что-то новое, постоянно учиться, - другой разговор».

 

А. Гутнов: «Могу сказать, что мы сработались. Очень хороший и трудоспособный коллектив».

 

Е. Лунёв: без комментариев.

 

Первая оценка кировским дорогам

 

А. Менькин: «Они не в лучшем состоянии. Я пока не знаю причину, не знаю, как их раньше делали. Может, и делали, просто мы с вами этого подо льдом и снегом не видим. Сейчас все это сойдет - будем анализировать. Может, делали, но не в полном объеме. Не думаю, что люди совершали какие-то противозаконные действия. Может, сделали много и качественно - на миллион, но этот миллион на фоне всего города стал незаметен. Я это образно говорю.

 

Я ощущаю на своём автомобиле все проблемные участки, когда езжу по городу. Я специально езжу по дорогам на своей машине, чтобы была возможность детально мониторить ситуацию. Сегодня я делал объезд в 5 часов утра специально перед совещанием у главы администрации. У меня возникли вопросы по улице Комсомольской напротив железнодорожного вокзала, там меня смутил ямочный ремонт, аж машину тряхнуло на неровностях. Если уже на больших колёсах так чувствуются ямы, то какие ощущения испытывают водители легковых машин...»

 

А. Гутнов: без комментариев.

 

Е. Лунёв: «Сразу же прошелся пешком по всем цен­тральным улицам. Какие-то проблемы решал на месте: где-то поправили дорожный знак, где-то вывезли кучу снега. Кроме того, если вы помните, сразу, как меня назначили, пошел снег. Я считаю это своеобразной проверкой. Думаю, наши подрядчики с проблемой расчистки города справились, - серьезных проблем не возникло. В понедельник у нас будет разбор полетов. В целом ситуация была под контролем».

 

Что будем делать с дорогами?

 

А. Менькин: «Проблемных улиц на самом деле гораздо больше, ведь дорожная основа построена в Кирове в 60-е годы. Если не делать капитальный ремонт, то быстро будут появляться дефекты...

 

Уверен, что ситуация изменится. В этом году на дороги выделены более крупные ассигнования. Думаю, сможем показать результат. Какие-то улицы вовсе должны стать идеальными, тем более что деньги выделяются федеральные. И контроль за их расходованием будет очень серьезным: на «шаг влево или шаг вправо» отходить нельзя».

 

А. Гутнов: «Я не придумываю велосипед, если на нем уже кто-то ездит. Мы постарались взять за основу контракты, которые действуют по другим регионам, но основывались на практике федерального содержания.

 

Что значит «эффективная работа с подрядчиками»? Прозвучало мнение, что это наличие экономии. Можно так строить, что все средства сэкономим, во­прос - будет ли объект построен и как. Необходим баланс между качеством и экономией средств».

 

Е. Лунёв: «Я отправляюсь в Калугу. Там работает одно из крупнейших предприятий в дорожной сфере - «Меркатор». Оно и разрабатывает программное обеспечение, и производит необходимое оборудование для содержания и ремонта улично-дорожной сети. Считаю его одним из лидеров в этой сфере. Мы постараемся оперативно провести работу над проектом по содержанию нашего города.

 

Речь идет о технологических картах, об оптимальных маршрутах и о видах работ, о нужном количестве машин (сейчас техники у нас недостаточно) для летних и зимних работ. Мы планируем разработать документ, в котором были бы соединены воедино все эти вопросы. И начнем с диагностики улично-дорожной сети Кирова - инструментальной. После проведения всех необходимых расчетов станет ясно, сколько средств необходимо на содержание города. По-другому сегодня работать нельзя. У нас век цифровизации.

 

Киров, если честно, напоминает сейчас паутину: провода нависают над горожанами и скоро дойдут до тротуаров. Я же предлагаю все эти коммуникации сразу прокладывать под землей при ремонте дорог. Без этого у нас не будет «умного города». Позднее также планирую создать центр дорожного движения, в котором можно будет управлять всеми элементами дорожной инфраструктуры одновременно. Возможно, нам понадобятся метеостанции для оперативного реагирования на изменяющиеся погодные условия».

 

Как вы относитесь к ямочному ремонту?

 

А. Менькин: «Яма от чего образовывается? От воды! У нас не работает система ливневой канализации, соответственно идёт подпор воды из грунта и выдавливает асфальт, который превращается в труху, и получается яма. В наших климатических условиях мы не можем сейчас взять и поставить шатёр на этом месте, всё высушить и залить горячей асфальтобетонной смесью. Конечно, если взять и ремонтировать по технологии Канады или Финляндии, то надо глобально всё снять, сделать нормальное корыто по технологии, со всеми выравнивающими слоями, сделать водопонижение ливневой канализацией. Тогда у нас всё будет идеально».

 

А. Гутнов: без комментариев.

 

Е. Лунёв: без комментариев.

 

Снег вас волнует?

 

А. Менькин: «Я думал, что только в детстве бывают такие большие сугробы, когда тебя маленького на санках везут и тебе кажется, что вокруг все очень большое. А сейчас, когда я приехал, я увидел, что сугробы больше меня, хотя не сказать, что я маленького роста. Это меня немножко шокировало.

 

На сегодняшний день основная задача - чистка тротуаров. Я сам каждый день провожу мониторинг. В Москве по тротуарам, даже у меня в районе, а живу я в Балашихе, можно ходить в тапочках. У тебя ноги сухие всегда. Здесь же уже какие-то сапоги надо надевать».

 

А. Гутнов: «Это больной во­прос - вывоза снега с территории улиц города. Тот объем на вывоз снега, заложенный в контракте, из 20 месяцев его реально хватает на одну зиму. Но опять-таки понимание, что у нас недостаток средств.

 

Вывезти весь снег невозможно. Основная причина - нет столько денег. Определить очередность работ возможно. Она должна формироваться планово, а не стихийно, на уровне эмоций или в духе пожарной команды. Если мы понимаем, что у нас есть приоритеты, мы по ним работаем. Если мы их меняем на ходу, то мы нигде не работаем».

 

Е. Лунёв: «У администрации возникло много вопросов по поводу вывоза снега текущей зимой. Сейчас в этом разбираемся: все транспортные средства подрядчика оборудованы           ГЛОНАСС, все маршруты просматриваются, мы изучаем документацию. Это означает, что неподтвержденные работы подрядным организациям не оплатим. Сумма удержаний и штрафов с этого контракта останется. Кроме того, мы будем перераспределять средства внутри бюджета. Время для подготовки к следующему зимнему сезону у нас есть, ситуация будет разрешена.

 

Очень многое в этой проблеме зависит и от наличия полигонов для вывоза снега. Мы уже обсуждаем с администрацией вопрос о необходимости создания таких полигонов в каждом районе города, чтобы до минимума сократить количество за­траченного времени на вывоз. Уже идет подбор площадок. В будущем можно будет вести речь и о снегоплавильных станциях. К этому вопросу, я думаю, охотно подключится бизнес».

 

А ливневая канализация?

 

А. Менькин: «Ливневка - одна из основных составляющих дорожного ремонта. Если не будет воды, дороги будут идеальными. Все беды от воды. Налейте в стакан воду, поставьте в холодильник - что со стаканом будет? Разорвёт его! Так же и тут. Если у нас вода будет сходить в ливневую канализацию на глубину полтора метра или чуть ниже, ниже глубины промерзания, и мы будем постоянно следить за асфальтовым покрытием: чистить, ремонтировать, то всё будет хорошо.

 

Мы только еще в проектный институт отправили техзадание, чтобы они нам «проработали» часть ливневой канализации. Если весь город полностью брать сразу - это очень глобально и дорого. Сейчас ресурсов на это нет. В дальнейшем, думаю, территорию расширим. Москва тоже не сразу строилась. И мы будем постепенно, поэтапно решать все вопросы. Да, это не быстро. Если я скажу вам сейчас: «Мы все завтра сделаем» - это же смешно будет, мол, приехал какой-то волшебник с такими заявлениями. Давайте поэтапно будем выполнять все запланированное и вести над всем этим тотальный контроль, чтобы в дальнейшем не наступать на те же грабли и не повторять каких-то ошибок».

 

А. Гутнов: без комментариев.

 

Е. Лунёв: «Лично я уверен, что неправильно заниматься ремонтом дорог без решения во­проса с ливневой канализацией. То есть проект ремонта дороги должен включать всю полноту вопросов по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети: это и ливневая канализация, и разметка, и элементы благоустройства, и линии проводов».

 

В Кирове почти нет парковок…

 

А. Менькин: без комментариев.

 

А. Гутнов: «Точно знаю, что ни один город мира не может позволить себе вместить на своей улично-дорожной сети весь парк зарегистрированных автомобилей.

 

Из-за хаотично припаркованных автомобилей проехать - прежде всего общественному транспорту - невозможно. Уверен, что парковок как таковых - плоскостных - никогда не хватит. Из-за припаркованных авто многие улицы фактически стали однополосными. Это неправильно, необходимо ограничивать возможность паркования. Человек всегда ищет, где дешевле. Если есть возможность бросить машину на улице, он никогда не поедет на платное место. Постепенно надо приходить к тому, чтобы автомобилистам было интересно и безопасно ставить машину. К примеру, строить платные парковки, в том числе многоярусные».

 

Е. Лунёв: «Можно с помощью бизнеса рассмотреть возможность создания платного парковочного пространства в городе. Возможно, центральные улицы Кирова должны стать платными. Центр должен быть разгружен и быть более проходимым, туристическим. Предприниматели могут организовать инфраструктуру такого пространства парковок. Подобный опыт есть, и он окупается».

 

С подрядчиками как работать намерены?

 

А. Менькин: «Мы будем более тотально контролировать подрядчиков. Нужно навести порядок в постановке задач подрядчикам. Ассигнования нужно посмотреть, узнать, есть ли у подрядчика мощности. Может быть, надо подрядчиков пересмотреть. Если у него на балансе одна лопата - понятное дело, что он ничего не сможет делать. Если подрядчики настроены на результат, то будем с ними и дальше очень тесно взаимодействовать».

 

А. Гутнов: «Необходимо уйти от непонятных, неопределенных вопросов. К примеру, прописали конкретные штрафы за те или иные нарушения. Подрядчик будет понимать: не исполняешь - значит, имеешь материальное наказание. Коммерческая организация побуждается к действию «выгодно-невыгодно». Выгодно нарушать - будет нарушать, невыгодно - не будет.

 

Сформировать объект на 10 миллионов или разделить на  участки по миллиону? Мое личное мнение: если ты работаешь в дорожном сегменте, если ты сам производитель работ, то должен обладать техническими возможностями. Да, сегодня есть подрядчики, которые, условно говоря, имеют старую или арендную технику за недорого. Они не то чтобы однодневки, но без стабильного прошлого. А нам, как заказчику, надо, чтобы не только работы были выполнены, но и чтобы организация несла, как минимум, гарантийные обязательства и делала это стабильно».

 

Е. Лунёв: «Как показывает практика, большое количество подрядных организаций сложно консолидировать, а процесс содержания города должен быть технологически автоматизированным. Аппаратный комплекс должен указывать водителю машины, когда и какие улицы убирать, сколько снега и куда вывозить. Все подрядные организации необходимо заставить работать по единой схеме. Возможно, нужно заключать договоры на содержание города не на 20 месяцев, а на 2 - 3 года. Тогда крупным предприятиям не нужно будет перераспределять объемы с учетом нехватки техники, ресурсов, и они смогут закупать новую технику с пониманием того, что эти затраты окупятся. Хотя, с учетом антимонопольного законодательства, этот вопрос нужно детально проработать и обсудить на общественном совете».

 

Денег на все планы хватит?

 

А. Менькин: «Необходимо считать. Самые дорогие работы - дорожные работы: дорогой материал, дорогая техника, трудоёмкий процесс. Это кажется, что отремонтировать квадратный метр недорого, но сколько этих квадратных метров на всей дорожной сети?

 

Мы будем смотреть на ассигнования, которые нам выделяют, и от суммы уже будем действовать. Мы не можем сейчас взять и потратить деньги на капитальный ремонт. Мы отремонтируем половину улицы, и у нас на этом деньги закончатся. В текущем году уже будем осваивать те средства, которые поступили, будем контролировать, чтобы расходование средств было целевое. Я уже изучил все аукционы на ремонт дорог в этом году, чтобы докладывать о работе и правительству, и администрации города».

 

А. Гутнов: «Говорить, что плохо выполняется работа, потому что нет денег, - это некорректно. Всегда можно спланировать и постараться отработать исходя из тех денег, которые есть. Это не будет идеально, но можно расставить приоритеты и требовать выполнения работ по ним. Да, не будет каждый день где-то убираться, но тех проблем, которые сейчас есть, можно избежать при имеющихся деньгах.

 

Те деньги, которые закладывали при формировании бюджета, они значительно отличаются от текущих денег, и если проблему не решать, это приведет к неприятным последствиям. Как и по другим объектам, которые требуют содержания».

 

Е. Лунёв: «Для этого и формируется программа: чтобы понять, как нужно потратиться, чтобы иметь управляемую си­туацию с зимним содержанием дорог, а переход на летнее содержание удешевить».

 

Как выстроить контакт с общественниками?

 

А. Менькин: «Мы всегда говорим: пишите, сообщайте о проблемах, сбрасывайте информацию! Мы оперативно ответим и максимально оперативно постараемся решить проблему. Если у нас нет информации - мы не знаем о конкретной проблеме. Я лично езжу по городу и фиксирую нарушения. Но ведь во многие места не заезжаю.  

 

Приятно, когда люди говорят: «Мы столько бились-бились, а тут раз, сегодня написали - завтра уже результат есть». Считаю, что мы так и должны работать - на результат, а не бумажки сидеть перекладывать и переваливать ответственность друг на друга. И мы планируем работать именно так».

 

А. Гутнов: «Не сделали или раскопали дорогу - виновата администрация. В таких ситуациях возникает критика. Раз есть критика - значит, есть недоработки».

 

Е. Лунёв: «Нам, конечно, нужно общественное мнение. У меня была только одна просьба к общественникам: чтобы критика была конструктивной, а советы - сбалансированными.

 

Людям, живущим здесь, нужно полюбить свой город. Если кто-то, прежде чем парковать машину сразу на три места, подумает, не ставит ли он под угрозу жизнь и здоровье других людей, не мешает ли, если каждый из нас будет задумываться о последствиях, то город станет лучше и чище».

 

Не забудем! Не простим?

 

Андрей Менькин запомнился ежедневными отчетами перед тогдашним главой города Перескоковым о количестве задействованного в работах транспорта, ловко освоенным перед увольнением миллиардом в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» и недостроенной трассой Киров - Русское.

 

Альберт Гутнов достроил эту дорогу, но не смог освоить 31 федеральный миллион, выделенный на благоустройство дворов в областном центре, - деньги пришлось вернуть в казну. Но главным его наследием стали окутавшие город желтые заборы.

 

Кстати, первым делом Евгения Лунёва на посту директора Управления дорожной и парковой инфраструктуры г. Кирова стал ремонт тех самых заборов и перекрашивание их в серый цвет для «единообразия цветового решения технических средств организации дорожного движения: стоек дорожных знаков, светофоров; пешеходных ограждений».

 

Надеемся, Евгению Николаевичу удастся всё задуманное и кировчане будут вспоминать его не только за красивое и модное слово «цифровизация».

 

Артур БРОДИН.

 

Подготовлено по материалам кировских СМИ: «Бизнес-новости», Newsler.ru, «Кировская правда», «Эхо Москвы» в Кирове».

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также