«В Вятке свои порядки, но разве от этого легче?» Открытое письмо в редакцию «Вятского края»

ОБЩЕСТВО

КУЛЬТУРА

17 декабря 2018 1457 0
На печать

 

Сегодня, как никогда, актуальна тема воспитания подрастающего поколения, тема нравственной культуры, изучения исторического прошлого, сохранения памятников культурного наследия.

 

Этим вопросам был посвящен недавно прошедший в Москве Культурный форум. Он собрал в столице 35 тысяч человек, большинство - молодежь. На форуме присутствовали министр культуры России В. Мединский, президент страны В. Путин. Говорили о том, как важно сохранять памятники истории, благоустраивать малые города, находить в них изюминку - открывать новые тематические музеи, развивать местный туризм.

 

В Москве историческим постройкам - усадьбам XIX века уделяется большое внимание. Даже разрушенные до основания дома восстанавливаются. Реставраторы по современным технологиям возвращают им первоначальный вид. За последние семь лет в столице восстановили более тысячи памятников исторического наследия. В текущем году - не менее двухсот. Открыты десятки тематических музеев.

 

Это в Москве, в столице. А у нас музеи закрывают. Музей «Вятская кунсткамера» выселен из старинного особняка купца Сенилова на ул. Московской, 12-а. Там находились уникальные экспонаты - деревянные часы мастера С.И. Бронникова, фарфор лучших российских и зарубежных предприятий, художественные изделия из металла, старинная мебель. Дом Сениловых знали в Вятке как музыкальный салон. Из его окон всегда лилась музыка: игра на виолончели, скрипке, фортепьяно, в доме стоял концертный рояль. Сын купца Владимир известен как талантливый композитор, ученик Римского-Корсакова. В музее проводились «камерные сениловские вечера», выступали музыканты и вокальные коллективы города. Гуляя по анфиладе залов, мы ощущали очарование старины. Кому-то особняк стал нужен, музей закрыли. Общественность предлагала открыть «музыкальную тропу» от памятника Ф.И. Шаляпину до «Вятской кунсткамеры». Это была бы интересная изюминка города, но идея не осуществилась.

 

Закрыт музей «Вятские народные промыслы» в Приказной избе. Старинная каменная постройка начала XVIII века уникальна. Позволяет ощутить Петровскую эпоху, выхватить из прошлого фрагмент древнего Хлынова с его веерной, радиальной застройкой. Такой памятник надо беречь как зеницу ока. Сегодня дырявая крыша избы пугает прохожих.

 

Хочется спросить: почему министерство культуры довело памятник федерального значения до такого состояния? Почему там не проводился текущий ремонт? Ответ предсказуем: нет денег. Может быть, штат министерства сократить? Они получают бюджетные деньги, а результат работы что-то не виден.

 

В прошлом году сгорел дом купца-благотворителя Я.А. Прозорова. Полукаменный дом, стоящий на перекрестке современных улиц Ленина и Пролетарской, был особенно дорог купцу. В нем он прожил вместе с семьей более двадцати лет. На первом этаже у Прозорова находилась контора, где по пятницам бедным жителям Вятки выдавалось пособие - кому денежное, кому продуктовое, а кому и квартиры хозяин подбирал. Многие годы благодарная Вятка называла Якова Алексеевича кормильцем и благодетелем. Когда дом стали расселять как ветхое жилье, члены Прозоровского общества многократно обращались в министерство культуры с просьбой спасти здание. Обращались к Михаилу Валерьевичу Усу, отвечающему за сохранность памятников исторического и культурного наследия. Натолкнулись на полное равнодушие. Обращались в городскую администрацию, к архитектору города, к губернатору. Ответы - формальные отписки. Под осень дом сгорел. Возможно, подожгли - никто не выяснял. Почти год стоит дом обгорелый и страшный. Это укор всем нам - равнодушным горожанам. А какое было хорошее предложение: дом восстановить, открыть в нем музей купечества и благотворительности.

 

Мы еще по какой-то наивности в глубине души надеемся, что люди в силу своей высокой должности обязаны заниматься ответственными вопросами честно и непредвзято. Но это реальность других городов. У нас - свои порядки. Вятские. По принципу: молчать - ничего не замечать. Вокруг тишь да гладь - какая благодать!..

 

В руинах стоит дом на перекрестке улиц Орловской и Володарского - памятник культурного наследия. В этом доме провел детские годы народный художник СССР Николай Николаевич Жуков - руководитель Студии военных художников в Москве. В столице на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. А у нас как в сказке - дом без окон, без дверей. Теперь и без крыши. Это здание следовало бы сохранить для будущих поколений ради внешнего декора. Дом был украшен лепными плитками, изготовленными в мастерской Н.Г. Джмухадзе - уникального и талантливого художника-декоратора. Он придумал оригинальный метод сборки лепных украшений из заранее заготовленных элементов карниза, горизонтального фриза, наличников, Создавался неповторимый красивый орнамент, опоясывающий дом. На кровле устанавливалась кованая парапетная решетка. Над входом - зонтик на ажурных железных кронштейнах. Дом приобретал вид богатого каменного особняка. Рисунки орнаментов не повторялись. Эти здания - архитектурная изюминка Вятки. И такое наплевательское отношение к памятникам… Просто нет слов… 

 

Десять лет общественность пытается спасти дом архитектора И.А. Чарушина, оставившего в наследие городу самые красивые здания - особняк купца Т.Ф. Булычева, Свято-Серафимовскую церковь, Центральную гостиницу, Екатерининскую церковь при бывшей Мариинской женской гимназии и другие. Именно эти здания и составляют «неповторимую, чарующую» Вятку, которой мы любуемся до сих пор. В Удмуртии всё, что построено по проектам И.А. Чарушина, берегут, восстанавливают, украшают. А у нас его дом, где он жил с семьей, на грани полного разрушения. Молодые архитекторы в сотрудничестве с Чарушинским обществом разработали проект музея истории градостроительства в этом доме. На конкурсе «Зодчество» проект получил золотую медаль. Открытие нового музея могло бы стать достойным подарком к 650-летнему юбилею города.

 

Вся страна развивает местный туризм. Сегодня это актуальный вопрос. На Алтае, Урале, в Башкирии, Татарстане, в соседних областях открывают тематические выставки, новые музеи, ищут новые формы общения. А у нас директор Центра детско-юношеского туризма Галина Павловна Мезрина жалуется, что ей трудно содержать уже готовый музей народного образования, передает его другому ведомству.

 

Может быть, самой Г.П. Мезриной трудно работать в этой должности и стоит уступить место грамотному и эрудированному руководителю, который поднимет местный туризм не на бумаге, а на деле?

 

Напомним, что в сентябре 2018 года по просьбе Галины Мезриной было принято решение о переводе музея образования из старинного особняка на ул Московской, 33 (знаменитый «дом со львами»), в здание Института развития образования Кировской области на улицу Романа Ердякова, 23/2. Там на стенах фойе второго этажа развесили стенды, посвященные учителям, работавшим в годы Великой Отечественной войны, и отрапортовали, что «музей открыт».

 

Уважаемые работники министерства образования! Неужели вам самим не стыдно приглашать школьников на экскурсию в такой музей? Что они увидят и что узнают? Вы прекрасно понимаете, что это коридор, а музей с документальными фондами в 3000 экспонатов в таких условиях существовать не может. Уверять, что музею в новом помещении лучше, а посещаемость его стала выше, - чудовищное лукавство! Если только не считать за посетителей всех, кто выходит в коридор из аудиторий во время перерыва в занятиях. Почему вы замалчиваете, что музей планируется разместить в помещении бывшего гаража для машин? А чтобы этот пристрой отремонтировать, потребуется несколько миллионов рублей, а по времени - не менее двух лет. Почему во всех официальных ответах на запросы вы пишете, что к лету 2019 года музей полностью переедет в новое помещение? Ведь этого не будет. И вы это знаете.

 

Надо прямо сказать: музей уничтожают и его надо спасать. Любой музей - это жемчужина города. Музей народного образования - духовная сокровищница знаний.

 

И снова вопросы. Почему на защиту музея не встала Общественная палата, куда неравнодушные учителя направляли обращение? Почему не слышно по этому вопросу мнения главы города Елены Ковалёвой? В своей предвыборной программе она убеждала нас, что будет решительно отстаивать интересы города. А здесь интересы будущих поколений!

 

Почему промолчал на последних Лихановских чтениях в Кирове их организатор Альберт Анатольевич Лиханов - руководитель Детского фонда России? Разве сохранение музея в историческом здании - не благо для детей? Вопрос этот поднимался во время выступлений, но он промолчал.

 

У А.А. Лиханова есть повесть «Голгофа». Это повесть о человеческой совести в послевоенное время. Если мы не сохраним особняк Я.А. Прозорова на ул. Московской, 33, где в течение почти 30 лет размещался областной музей народного образования, мы потеряем свою совесть сегодня. Потеряем её перед владельцем особняка, дарителем Я.А. Прозоровым, в своем духовном завещании указавшим, чтобы всегда в его доме дети получали знания, потеряем её перед будущими поколениями.

 

В результате поспешных и непродуманных решений наш город лишился так многого, что утраты перечислять больно и страшно:

 

             взорван Александро-Невский собор - народный храм, архитектурная жемчужина губернской Вятки. Его возводили 25 лет - четверть века! Строили всем миром, собирали деньги, украшали, лучших художников приглашали, а по настоянию руководителей города взорвали в одну ночь 1937 года;

 

             разрушена чудная Всехсвятская церковь, где отпевали родителей А. Грина;

 

             нам никогда не увидеть красавицу Владимирскую церковь, иконостас которой повторял иконостас придворной церкви Аничкова дворца в Петербурге;

 

             разрушен Кафедральный собор, построенный по проекту князя Дмитрия Ухтомского - главного архитектора Москвы того времени;

 

             стерты с лица земли старинные кладбища города - Богословское, Ахтырское, Спасо-Хлыновское. Святые места захоронения наших предков застроены современными каменными коробками.

 

Сегодня мало кто знает, что в районе села Филейского стоял дивной красоты Александро-Невский мужской монастырь, наш «Вятский Афон». Несколько лет назад предлагалось возродить монастырь - духовный центр северной части города, но по перспективному плану г. Кирова там будет выстроен новый микрорайон, в котором нет места храму, только маленькая часовня - как память о дивном «Афоне».

 

Что мы еще должны потерять, чем должны заплатить за то, чтобы оставили в покое исторические дома, памятники и старинные усадьбы? Придет ли и к нам время ответственности за памятники исторического и культурного наследия? Сегодня всем неравнодушным горожанам надо отстаивать музей образования в старинном особняке на улице Московской, чтобы наши дети и внуки, ради которых и был создан музей, спустя годы могли нам сказать искреннее спасибо.

 

Искренняя благодарность - одна из духовных ценностей - великая роскошь нашего времени.

 

М. Сергеева.

Фото: gtrk-vyatka.ru

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также