В Общественной палате Кировской области обсудили дурной запах в Кирове и будущее объекта «Марадыковский»

ОБЩЕСТВО

08 июля 2019 589 0
На печать

 

На майском заседании комиссия по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области взяла вопрос о создании комплекса по утилизации отходов 1-го и 2-го классов опасности «Марадыковский» под особый контроль и на днях вновь вернулась к его рассмотрению. Председатель комиссии профессор Тамара Яковлевна Ашихмина попросила Александра Петровича Денисенко, начальника отдела специальных мероприятий министерства энергетики и ЖКХ Кировской области, рассказать о программе и концепции строительства комплекса.

 

- Пока не увидим проектную документацию, в которой будет все разложено по полочкам: технология, вещества, объемы, говорить об этом рано, - сказал он. - Администрация Кировской области заинтересована в этой информации, и скрывать ее от людей никто не собирается. Тем более что общественные слушания должны быть в обязательном порядке. При проведении экологической экспертизы мнение населения должно учитываться. Что касается льгот. При уничтожении химоружия 10 процентов от строительства объекта было предусмотрено на развитие инфраструктуры, этот же комплекс возводится на общих основаниях, и требовать каких-то отчислений на эти цели бессмысленно.

 

По материалам концепции предполагается, что строительство комплекса должно снять социально-экологическую напряженность в области. Каким образом? По словам Александра Денисенко, представители РосРАО не собираются строить полигон для отходов 3-го и 4-го классов, полученных в результате утилизации отходов 1-го и 2-го  классов опасности, а планируют перерабатывать их во вторсырье и увозить на полигоны в другие регионы.

 

На вопрос же о санитарно-защитной зоне (СЗЗ) Денисенко ответил, что она будет меньше, чем при уничтожении химоружия, так как утилизируемые вещества значительно менее токсичные. И одновременно 50 тысяч тонн отходов на комплексе никогда не будет. К тому же специалисты РосРАО предполагают сжигать минимальное их количество, в основном же - подвергать переработке.

 

Однако, как заметила Тамара Ашихмина, санитарно-защитная зона для предприятий 1 - 2-го класса опасности устанавливается проектом от границы промышленной зоны создаваемого объекта по нормативным документам СанПиН и утверждается главным санитарным врачом РФ. Трудно представить, что размер её и направление не изменятся, так как объёмы производства увеличиваются почти в 50 раз в сравнении с объектом по уничтожению химического оружия, а в соответствии с этим значительно увеличатся площадь промышленной зоны и её граница. Поэтому СЗЗ может сместиться в другом направлении и затронуть ближайшие населённые пункты.

 

- В Мирном пока тихо, спокойно, - вступила в разговор Ирина Смердова, глава Мирнинского городского поселения. - Но опасения есть у всех, так как люди не знают, какие отходы, по какой технологии будут уничтожаться, насколько велика опасность, где пройдёт граница СЗЗ.

 

По ее мнению, прежде всего в этом вопросе необходимы прозрачность и безопасность, чтобы не сидеть как на пороховой бочке и не раздавать противогазы. Обязательно должны быть общественные обсуждения. Кроме того, надо изыскать средства на «социалку»: ведь повезут отходы по муниципальным дорогам, через деревни Серичи, Чигили. А раз такие объёмы опасного груза, то дороги быстро выйдут из строя, потребуется их систематический ремонт.

 

 Важно и медицинское обслуживание: сотрудники комплекса будут обращаться за медпомощью. В поселке Мирном есть только амбулаторная больница, в ней два врача общей практики, хирург и стоматолог, да и тот собирается переезжать в Киров. Необходимо предусмотреть усиление и расширение медицинского обслуживания. Потребуются и места в детском саду для детей работников комплекса. Также глава поселения предложила, чтобы новое предприятие было зарегистрировано в Оричевском районе: тогда налоги «пойдут в район и область». Высказала она и просьбу «не выставлять за ворота» бывших, грамотных, подготовленных к работе на химических предприятиях сотрудников объекта «Марадыковский», а трудоустроить их на новом заводе. И обязательно необходимо вести системный экологический мониторинг окружающей среды.

 

Ее предложения поддержала Тамара Ашихмина:

 

- Необходимо добиться, чтобы новый производственный комплекс работал в безопасном режиме. Надо заранее разработать мероприятия, которые мы  могли бы предложить, чтобы они вошли в проектную документацию - программу конкретных действий по созданию объекта, пока она находится на стадии разработки и утверждения. Инвестор должен знать, какие имеются проблемы, какие из них ему придётся решать и сколько это будет стоить.

 

По поводу прозрачности Александр Денисенко подчеркнул, что никто ничего скрывать не собирается. А на завод в первую очередь будут брать тех, кто уже работал на объекте. Дескать, зачем изобретать велосипед? Он также ответил на вопросы участников заседания. К примеру, что даст комплекс «Марадыковский» Кировской области? Почему именно РосРАО выступает в роли застройщика? Предполагается разместить подобные комплексы в четырех регионах. Не получится ли так, что в той области, где меньше протестуют, и будет создано предприятие? Отвечая на последний вопрос, Александр Денисенко отметил, что в планах РосРАО - создать в Кировской области филиал, то есть головное предприятие, а в остальных регионах - всего лишь его отделения.

 

Между тем по закону, как заметила Тамара Ашихмина, точка в рекультивации объекта по уничтожению химоружия пока не поставлена, её должен завершить экологический аудит. Когда он будет сделан? Без этого новый инвестор не имеет права войти на эту территорию, так как она должна быть экологически безопасной для работающих на новом предприятии.

 

Чем пахнет в городе?

Не менее бурным было обсуждение и второго вопроса комиссии «О многочисленных жалобах кировчан на неприятные запахи в городе...». О том, как руководство Кировского биохимического завода планирует изменить ситуацию, рассказал Андрей Гордин, заместитель технического директора по пожарной безопасности и экологии.

 

- Каждое лето, когда высокая температура воздуха, мы останавливаем наше непрерывное производство на капитальный ремонт, чтобы потом год работать без проблем. Тем не менее, хотя завод стоит: у нас все чисто, вымыто, все блестит, запах по-прежнему остается.

 

Андрей Андреевич заранее вооружился картой, на которой указаны предприятия, расположенные по соседству с заводом. К тому же на территории самого биохимзавода еще две фирмы, которые также потенциально могут быть виновниками неприятных запахов. В чем же их причина?

 

По мнению бывшего директора лаборатории биохимзавода Валентины Сушковой, запах сероводорода - результат гниения белка, или активного ила, образующегося в процессе производства. А потом он выбрасывается на шламоотвалы. Отсюда и многолетний запах в городе. В  1990-е годы лаборатория разработала новые методы замкнутого цикла, чтобы этот ил перерабатывать и пускать в дальнейшее производство, получать из него метан, на котором работали бы сушилки для дрожжей. Но поскольку из четырёх сушилок метана хватало только на одну, эта технология не была запущена. Почему бы сейчас ей не воспользоваться, когда объемы производства сократились?

 

- Мы этот активный ил попросту сжигаем, - констатировал Гордин. - Может быть, процессы гниения и идут, но раньше не было такого ажиотажа.

 

- А кто контролирует процесс? - поинтересовались экологи.

 

- Да мы чуть ли не за каждый килограмм отходов отчитываемся…

 

- Сейчас что-либо сбрасываете на шламоотвал?

 

- Нет, лет восемь назад он постоянно горел. Лигнин самовозгорался. Для безопасности железнодорожные цистерны пригоняли для тушения. На сегодня там целое озеро.

 

- Мы запланировали проверку биохимзавода, - взяла слово Лидия Князева, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области. - Начиная с мая шесть раз туда пытались попасть, но нас не пускают под различными предлогами. Переступить порог этого предприятия мы не можем. Поэтому и сказать о том, что происходит сейчас на заводе, я ничего не могу. Мы составили восемь протоколов о недопуске на предприятие, суд нас поддержал, сумма штрафа, к сожалению, невелика. Кстати, 8 июля заканчивается очередная наша проверка с нулевым результатом.

 

- Раз нарушают законодательство, надо их закрыть, - поступило предложение от членов комиссии.

 

- Закрыть предприятие можно только по решению суда, - уточнила Алла Албегова, министр охраны окружающей среды. И добавила, что неделю назад все-таки зашли на предприятие с ОМОНом и следователем, и то только потому, что возбуждено уголовное дело.

 

Три года назад с биохимзаводом и двумя предприятиями на его территории было заключено соглашение о модернизации очистных сооружений. Срок его истекает в этом году, то есть в 2019-м должны быть проведены работы по реконструкции очистных сооружений. Однако на вопрос, когда же будет завершена реконструкция очистных, экологи так и не получили ответа.

 

В связи с этим было предложено в двухнедельный срок разработать мероприятия по проведению реконструкции очистных сооружений и в случае непредставления их в министерство охраны  окружающей среды и в Общественную палату направить рекомендации в прокуратуру и судебные органы по остановке деятельности предприятия и переносу его на другую площадку.

 

Между тем с 18 июня начата проверка предприятия сотрудниками Росприроднадзора и, по предварительной информации, нарушения уже выявлены. Поэтому Алла Албегова предложила на момент запуска производства организовать его мониторинг с замерами. Кстати, руководитель эколого-аналитического центра биохимзавода Екатерина Парфенова рассказала, что его сотрудники ежедневно замеряют в воздухе наличие метанола, аммиака, сероводорода - и в основном все бывает в пределах ПДК. Правда, используемый при этом прибор, по мнению экологов, недостаточно чувствительный.

 

В заключение обсуждения было решено провести на предприятии выездное заседание комиссии по экологии совместно с представителями министерства охраны окружающей среды, управлениями Росприроднадзора и Роспотребнадзора с целью выработки мер по решению проблемы загрязнения воздуха в г. Кирове. А также установить пост экологического контроля в направлении Кировского биохимзавода и настроить его на определение специфических загрязнителей воздуха, таких, как фурфурол, формальдегид, метанол, меркаптаны… от предприятий, расположенных на промплощадке БХЗ.

 

Вера Ануфриева.

Фото автора.

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также