В Кировской области создаётся система электронного учёта движения древесины

ЭКОНОМИКА

07 октября 2019 534 0
На печать

 

Цифровизация в стране идет полным ходом. Не так давно на электронные ветеринарные сертификаты перевели сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. Система получила условное наименование «Меркурий». Она позволяет отследить движение молока от фермы до прилавка и вывести на чистую воду недобросо­вестных товаропроизводителей, которые «бодяжат» молочную продукцию. Сегодня информационные технологии хотят внедрить в лесную отрасль.

 

Кировская область вошла в число четырех пилотных регионов, в которых разрабатывается и будет обкатываться цифровая модель учета движения леса. Об этом сообщил в конце сентября региональный министр информационных технологий и связи Юрий Палюх на заседании комитета по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному ком­плексам, строительству, транспорту и связи Законодательного собрания области.

 

Без «цифры» не обойтись

 

Всем известно, что Кировская область - лесной регион. И еще до недавнего времени вятские леса страдали от хищнической вырубки их «черными лесорубами». Сего­дня последние ушли в прошлое, но это не означает, что все проблемы с незаконной добычей леса решены. Остается еще немало недобросовестных предпринимателей, которые с помощью «серых схем» получают незаконные доходы от вырубки и продажи леса. И вытащить их «за ушко да на солнышко» получается не всегда.

 

Поворотным пунктом в борьбе с «черными лесорубами» стало принятие област­ного закона «Об организации деятельности пунктов приёма и переработки древесины на территории Кировской области». Согласно ему, весь добытый в области лес должен проходить через официально зарегистрированные пункты приема. Сего­дня их насчитывается порядка 1800.

 

В развитие областного закона, а также с целью дальнейшего предупреждения и пресечения незаконного оборота древесины был подписан трёхсторонний приказ между прокуратурой, УМВД по Киров­ской области и министерством лесного хозяйства, заключено соглашение с РЖД.

 

Кроме того, для регионального министерства лесного хозяйства была разработана геоинформационная система «Лес».

 

И все же еще остаются лазейки, с помощью которых уходит из области нелегальный кругляк. Хотя заготовкой и продажей его занимаются легальные арендаторы лесных участков. Не мудрствуя лукаво, они используют бумажные сопроводительные документы на транспортировку древесины по несколько раз, тем самым занижая истинные объемы заготовленного сырья.

 

Проконтролировать же их всех не просто сложно, а невозможно. Министерство лесного хозяйства Кировской области честно признается, что оно не справляется с тем объемом отчетности, которая поступает от арендаторов. Поэтому установить нарушителей закона не всегда удается. И сегодня единственный выход, считают «лесники», - перевести всю систему учета и отчетности на «цифру».

 

Взломать нельзя, но клонировать можно

 

В ряде регионов уже запустили элек­тронный учет. Так, например, в Иркутской области бумажный сопроводительный документ дублируют пластиковой карточкой. В нее встроен чип, куда записана та же информация, что и на бумажном носителе. Чип зашифрован, взломать его невозможно. В случае контроля по пути следования полицейский или иное уполномоченное лицо подносит карточку к считывающему устройству и видит всю имеющуюся информацию. В пункте приема и переработки эта пластиковая карточка гасится. И повторно ее использовать уже не получится.

 

В Республике Коми пошли по другому пути. Они стали применять электронные метки. Их аналоги во многих магазинах размещают на товарах, чтобы избежать воровства. В случае с транспортными накладными они крепятся на уголке бумажного документа. А далее все происходит точно так же, как и в случае с пластиковой картой.

 

Как считает региональный министр информационных технологий и связи Юрий Палюх, оба этих варианта недостаточно эффективны.

 

- Все мы знаем, что можно копировать и размножать симки, ключи от домофонов, платежные пластиковые карточки, системы учета доступа и прочее, - отметил Юрий Иванович. - Ровно так же клонируются все эти пластиковые карточки и чипы. Их, конечно, нельзя взломать или расшифровать, но делать копии можно сколько угодно раз. Таким образом, я эту карточку погасил, но с ее дубликатом продолжаю кататься, поскольку на нем отметки о погашении нет. В результате мы получаем тот же бумажный документ, только более высокотехнологичный. А конечной цели все равно не достигаем.

 

И это только первый минус. Второй состоит в том, что на лесопользователей накладывается дополнительное финансовое бремя по покупке этих карточек и чипов. Но даже если их приобретение делать бесплатным, то за их выпуск все равно кто-то должен будет заплатить. Если не лесопользователи, то областной или республиканский бюджет.

 

Хотя, казалось бы, каждая отдельная карточка стоит копейки, но в масштабах региона суммы набегают немаленькие. В Иркутской области, например, они уже исчисляются десятками миллионов рублей.

 

Кроме того, затратным оказывается и программное обеспечение подобной цифровизации.

 

- Для кодирования карточек нужно разработать мобильное приложение для смартфона. При этом последний обязательно должен работать на «андроиде», так как на айфоне технологии NFC отсутствуют. А для электронных меток вообще нужно покупать отдельное устройство - и  тому, кто перевозит, и на пункты приема и переработки. Ими придется оснастить всех полицейских. В общем, сплошные издержки, - заметил министр.

 

Потребует расходов и создание региональной информационной системы. Это ведь не только написание программного обеспечения, но и покупка серверов с последующим их обслуживанием.

 

В итоге среди вариантов, апробирующихся сегодня в других пилотных ре­гионах, нет пока такого, который бы не требовал значительных финансовых и иных затрат. Не говоря уже о том, чтобы он мог обеспечить полноценный учет трафика древесины.

 

Гениальное - просто

 

Посмотрев на то, что делается в других пилотных регионах, Кировская область решила идти своим путем.

 

- Существует федеральная информационная система ЛесЕГАИС. Ее, в силу закона, заполнять обязаны все. В ней существует тестовый раздел пилотного проекта. В нем есть форма, куда попадают сведения, которые содержатся в бумажном сопроводительном документе. Фактически он дублирует региональные информационные системы и сопряжен с ними. На мой взгляд, нужно просто убрать регионального посредника и работать с этим тестовым разделом напрямую, - пояснил свою идею Юрий Палюх.

 

При таком подходе сразу исчезает большое количество за­трат. Не нужно создавать региональную информационную систему и мобильное приложение к ней, тратиться на серверы и программное обеспечение, выпускать пластиковые карты или чипы. Достаточно просто обеспечить прямой доступ лесопользователей к тестовому разделу с помощью того же мобильного устройства или персонального компьютера.

 

От лесопользователя при таком подходе потребуется только создать электронный документ в том виде, которого просит система, заверить его цифровой подписью и отправить
в ЛесЕГАИС. А потом с ним может работать любой имеющий доступ. Будет это полицейский, остановивший лесовоз для проверки, или специалист минлесхоза - не важно. Важно, что эта информация будет храниться в «облаке», будет обладать максимальным уровнем достоверности (так как ее нельзя будет сфальсифицировать) и ее можно анализировать по заданным параметрам. Таким образом, всем сведениям будет обеспечена прозрачность и достоверность, что позволит сделать учет движения древесины точным и контролируемым.

 

Если такая система будет создана (а ее уже начали делать), то водителю лесовоза вообще не нужно будет возить с собой сопроводительные документы на груз. Полицейский сможет установить пункт назначения и объем перевозимого леса без них, просто зайдя в единую информационную систему через мобильное приложение.

 

- Мы считаем, что все гениальное просто, - охарактеризовал кировский подход к решению проблемы неучтенного леса Юрий Палюх.

 

Важным дополнением к системе станет раздел, который будет обрабатывать сведения, поступающие от камер видеофиксации. Они есть в достаточном количестве в каждом регионе России. И Кировская область - не исключение.

 

Сегодня эти камеры регистрируют не только нарушения правил дорожного движения, но и все проезжающие мимо автомобили: номера, грузы и даже их объем. Нужно только эту информацию правильно использовать.

 

В министерстве информационных технологий и связи считают, что такая система будет выгодно отличаться от своих аналогов в других пилотных регионах. Во-первых, она обеспечит достоверность и проверяемость лесного трафика. Во-вторых, она не потребует значительных финансовых затрат ни от лесопользователей, ни из бюджета. В-третьих, она будет удобна в пользовании. И, наконец, от нее будет польза всем. Добросовестные заготовители древесины избавятся от «нелегалов», которые составляют им недобросовестную конкуренцию. Чиновникам не нужно будет перелопачивать вороха отчетов, а проверки они смогут делать точечно и адресно. Да и для простых граждан будут свои бонусы: налоги-то лесозаготовители станут платить сполна, а следовательно, на них будут ремонтироваться дороги, строиться детсады, школы и больницы, обустраиваться городские и поселковые территории.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также