В Кировской области автоперевозчики-нелегалы продолжают снимать «сливки»

ОБЩЕСТВО

РАЙОНЫ

14 октября 2019 687 0
На печать

 

На круглом столе дискуссионного клуба «Так-то Да!» в Герценке обсудили проблемы общественного транспорта региона.

 

В работе круглого стола принял участие губернатор Кировской области Игорь Васильев. Открыл встречу модератор мероприятия - член Общественной палаты РФ Андрей Усенко. А председатель Общественной палаты Кировской области Наталья Шедько пожелала, чтобы предложения, замечания участников диспута не повисли в воздухе, а послужили основой для принятия правильного решения.

 

Главное – транспортная доступность

 

«Тема крайне важная для нашего региона, - подчеркнул Игорь Васильев. - Сейчас у нас в области идет реформа первичной медико-санитарной помощи, и она тесно связана с транспортной доступностью удаленных районов. Кроме того, нам необходима связь с соседними регионами.

 

То, что у нас жители деревень не могут нормально добраться до районного или областного центров, чтобы попасть в больницу или в магазины, - факт очевидный. Программы, по которым закупают медицинский транспорт для перевозок инвалидов и пенсионеров из удаленных населенных пунктов, - начинание, несомненно, хорошее. Но в области живут не только эти группы граждан. Тем же студентам приходится ехать «на перекладных» целый день, чтобы погостить у родителей. Порой это становится возможным только при удачном стечении обстоятельств: попутный автомобиль, например. Небольшие населенные пункты находятся в своеобразной изоляции, из-за того, что автобусы туда почти не ходят. Поэтому главная задача - обеспечить транспортную до­ступность благодаря автобусному, железнодорожному, авиа- сообщению».

 

Раньше, в советское время, из Кирова до Советска, и даже до Вятских Полян, можно было за 2 - 3 часа долететь на самолете! А уж автобусное сообщение было регулярным. К примеру, в с. Сорвижи без проблем можно было добраться не только автобусом из Котельнича, но и на «воздушных крыльях» по реке Вятке. Сейчас же транспорт туда вообще не ходит. Вот и вынуждены «безлошадные»   сорвижане брать такси в Котельниче или ехать на рейсовом автобусе до повёртки на Арбаж, а далее - на попутках или вызывать из села знакомых с машиной, чтобы встретили.

 

Да и в самом областном центре о транспортной доступности можно только мечтать. Порой ждешь вечером 51-й автобус у Дворца-мемориала на улице Сурикова, да так и уйдешь пешком до ул. Воровского… Правда, в начале сентября проект новой маршрутной сети в Кирове бурно обсуждался на депутатских слушаниях, однако так и не был одобрен. Проблема осталась, и ее надо решать как можно быстрее. Дело в том, что в конце декабря у администрации города заканчиваются трёхлетние контракты с действующими перевозчиками, обслуживающими маршруты общественного транспорта, и есть возможность создания единого перевозчика, о чем шла речь ещё в 2018 году.

 

Плюсы и минусы единого перевозчика

 

Организатор движения «Красивый Киров», член рабочей группы по разработке новой маршрутной сети Анатолий Курбатов считает, что работа единого перевозчика эффективнее, чем нескольких. Это показывает и мировой опыт. При едином центре транспорт работает как часы.

 

«Пассажирские перевозки - это не про рынок, - сказал он. - Перевозчики должны получать вознаграждение за сам факт оказания услуги, за то, что вышли в рейс, а не за количество перевезенных пассажиров».

 

К сожалению, как сообщила глава города Елена Ковалёва, процедура создания единого перевозчика в Кирове затянулась. По мнению Анатолия Курбатова, торги можно перенести на полгода, заплатив небольшой штраф. Тогда будет время на завершение работы, и новый контракт на обслуживание маршрутов общественного транспорта получится уже с новым перевозчиком. С ним согласился председатель правительства Кировской области Александр Чурин.

 

«Мы думаем, что нужно сделать небольшую паузу, для того чтобы принять решение, - заявил он. - К середине ноября у нас будут предложения банков по лизинговым схемам, по срокам поставки транспорта в область. Если мы на полгода сдвинем проведение конкурса по городским маршрутам, то успеем создать к этому времени единую транспортную компанию».

 

С критикой планов региональных властей выступил блогер Лев Саламатов: «Тариф влияет на доступность [общественного транспорта для граждан]? Влияет. Вы хотите создать и уже создаёте единого перевозчика. В него с удовольствием вольются все муниципалы, потому что муниципальному бюджету содержать их сложно. Частников вы туда не пустите, потому что денег хватит только на муниципалов. Скорее всего, возрастёт нагрузка на бюджет, а он не резиновый. Вы скажете: «Делайте разумный выбор. Либо повышайте тариф, либо сокращайте транспорт». Вы говорите, что мы сделаем доступность, но доступности не будет в данном случае. Вы убиваете сложившийся рынок».

 

Между тем, если ничего не делать, как заявили муниципальные перевозчики, участники круглого стола, они не смогут работать уже через полгода.

 

«Бездействие порождает ликвидацию автотранспортных предприятий, - сказала Юлия Попова, и.о. министра транспорта Кировской области. - На сегодня четыре муниципальных автотранспортных предприятия - в Санчурске, Яран­ске, Кикнуре и Омутнинске - в процедуре банкротства. Износ автотранспорта области составляет 85 процентов, 400 автобусов и 35 троллейбусов нуждаются в обновлении. Велись переговоры с Внешэкономбанком и Сбербанком, они согласны вступить в программу [обновления] с лизингом, если будет единая компания, и провести оснащение автопарка».

 

По ее словам, сейчас идет создание рабочей группы, которая рассмотрит все плюсы и минусы организации единого перевозчика и представит рекомендации уже в октябре-ноябре. К примеру, единая компания может обеспечить безопасность перевозок, проведение обязательного предрейсового медицинского и технического контроля, а также - оперативность ремонта автобуса при поломке. В составе рабочей группы - члены Общественной палаты. Кроме того, участники заседания предложили включить в ее состав представителей районов.

 

О ситуации, складывающейся в муниципалитетах, на примере Вятскополянского района рассказал его глава Андрей Чернов. Он отметил, что пассажиропоток неуклонно снижается, растут затраты на эксплуатацию подвижного состава, а это значит, что перевозки становятся убыточными. А также он обозначил еще одну причину нерентабельности автоколонн: нелегальные пассажирские перевозки.

«Когда нелегалы уходят в отпуск, доход муниципальных перевозчиков возрастает. К примеру, в августе прошлого года автоколонна вместо 30 тысяч рублей «привезла» 80 тысяч. Дело в том, что возврат льгот отдельным категориям граждан в денежном эквиваленте дал пассажирам выбор: или ездить в общественном транспорте, или с частниками».

 

Отвечая на вопрос о льготниках, прозвучавший в зале, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Кировской области, член Общественной палаты Ольга Колесникова напомнила, что сейчас, чтобы воспользоваться льготами при проезде на автобусе, граждане должны получить социальную карту. Большие сложности, по её словам, возникают и при получении, и при пользовании транспортной картой.

Министр информационных технологий и связи Кировской области Юрий Палюх рассказал, что сейчас в стадии реализации проработка проекта «Умный проезд». В результате появится возможность по обычной банковской карте идентифицировать социальный статус держателя и списывать правильную стоимость поездки.

 

Полетим в Казань и Саратов?

 

О перспективах развития авиасообщения на базе аэропорта Победилово высказался депутат Кировской городской думы Юрий Шлемензон. Он отметил, что надо искать новые возможности для привлечения инвестиций.

 

«Путь единственно возможный - это развитие кооперации с регионами, создание региональных сильных компаний, заинтересованных в такого рода перелетах. В 20 минутах есть Казань, в 30-ти - Саратов, где все это налажено», - сказал Игорь Васильев.

 

По словам заместителя генерального директора АО «Аэропорт Победилово» Павла Коновалова, федеральная программа по развитию регионального сообщения действовала с апреля 2013 года, в 2018-м она была закрыта. Главной причиной стало отсутствие воздушных судов в Приволжском федеральном округе.

 

«На данный момент авиакомпании рассматривают варианты осуществления рейсов из аэропорта Победилово в Казань, Самару, Уфу, но на условиях субсидирования. Крупных перевозчиков  региональные рейсы не привлекают».

 

Эксперт Общественной палаты Кировской области Константин Ситчихин рассказал о пригородных железнодорожных перевозках, в частности затронул вопрос о рентабельности железнодорожного сообщения между Нововятском (станция Поздино) и железнодорожным вокзалом. Зашла речь и о так называемых мультимодульных перевозках: поезд - автобус, которые практикуются, например, в Нижнем Новгороде.

 

• • •

 

После круглого стола дискуссия о том, каким быть общественному транспорту в Кировской области, продолжалась даже на улице. Подхожу к группе водителей, взволнованно что-то обсуждающих. Спрашиваю, каковы впечатления от встречи.

 

- Непонятность полная, - говорят представители Белохолуницкого и Юрьянского АТП, потомственные транспортники. - Эти вопросы дискуссируются постоянно, но ничего не меняется. Раньше маршруты между Кировом и райцентрами всегда прибыльными были, и за счет этого мы покрывали неприбыльные, сельские. Поутру заезжали в деревни, чтобы бабушек в больницу свозить, а после обеда обратно привозили. А сейчас перед каждым автобусом едет частный микроавтобус и собирает «сливки», и мы не можем из-за этого делать перекрестные субсидирования сельских маршрутов. К тому же у нас в области самые высокие цены на ГСМ в Приволжском округе. И мы ездим на старых автобусах по бездорожью. Проблемы известны, а решений нет.

 

Пока. Быть может, этот откровенный разговор на круглом столе сдвинет все же решение автотранспортной проблемы в области с мертвой точки?

 

Вера Ануфриева.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также