В Кирове госуниверситет готов обучать инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ОБЩЕСТВО

05 февраля 2018 603 0
На печать

 

В далекие 1970-е годы среди беззаботных студентов на лекциях сидела скромная девушка, а перед ней на столе вместо тетрадки лежала большая книга. И девушка, низко склонясь над ней, водила пальчиками по буквам- ячейкам, словно играя на пианино. Она была единственной студенткой с нарушением зрения, тем не менее хорошо училась и успешно окончила институт. Сейчас же для инвалидов и людей с ограниченными возможностями создаются специальные приспособления, чтобы они могли спокойно учиться вместе со здоровыми студентами.

 

На дверях университета - знак, указывающий, что здесь вход и для «кентавров», как называют себя инвалиды-колясочники. Из просторного вестибюля попадаешь в длинный коридор, посредине которого - ярко-желтая полоса. И как в сказке про Изумрудный город, «дорога из желтого кирпича» ведет вглубь университета, разветвляясь возле кабинетов с такими же знаками… Первая остановка - у ресурсного учебно-методического центра. В кабинете много столов с компьютерами. Это рабочие места для студентов с нарушением слуха или зрения.

 

- В сентябре прошлого года наш университет победил в конкурсе вузов по открытию ресурсного центра, - рассказывает его руководитель Светлана Борисовна Башмакова, доцент кафедры общей специальной психологии, кандидат педагогических наук, дефектолог. - Разработан план по реализации проекта включения инвалидов в совместное обучение со здоровыми студентами. Это так называемое инклюзивное образование.

 

- Насколько оно востребовано?

- Это требование мирового сообщества, чтобы люди с ограниченными возможностями имели те же права, что и условно здоровые. Если человек с инвалидностью желает учиться в обычном вузе, мы должны создать для этого все условия. Кстати, в советское время у всех были равные возможности в плане получения образования благодаря специализированной системе обучения. В ней насчитывалось восемь типов учреждений. И даже высшее образование получали на специальных отделениях вузов. Но условий для совместного обучения ребят с ограниченными возможностями и обычных студентов не было. А сейчас мы переходим на новую парадигму образования - инклюзивное образование. Одно из требований к доступности обучения студента с инвалидностью - иметь специальное оборудование.       

 

- Наверное, оно очень дорогое?

- Рабочее место для студентов с нарушением зрения и слабовидящих обошлось нам в миллион рублей! Даже если студенты с самой высокой степенью нарушения  зрения или слуха придут к нам учиться, мы готовы их обучать.

 

На открытие центра мы пригласили детей и педагогов из школы-интерната для глухих. Когда речь зашла о возможном дальнейшем обучении в нашем университете, директор сказала: «Но мы же готовим ребят к Бауманке!» А посмотрев оборудование, убедилась, что и в нашем университете созданы все условия для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов.

 

- А инвалиды-колясочники могут у вас учиться?

- Конечно! Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата и раньше у нас учились. А тем более сейчас, когда поставили современный лифт, адаптированный для людей с нарушениями зрения и маломобильных студентов. Кстати, то, что удобно инвалидам, комфортно и для здоровых. Настольную лампу для слабовидящих взять - она регулирует световой поток и качество света в зависимости от потребностей человека. Рабочее место студента с нарушением зрения - компьютер со специальными программами. Можно увеличить цветность экрана, озвучить все операции….

 

- Не глядя можно работать на компьютере?

- Ориентируясь только на слух. Вот читающая машина «Сара». «Солнышко, ты будешь работать?» - обращается к ней Надежда Витальевна Лаптева, руководитель центра коллективного пользования, доцент кафедры общей специальной психологии, кандидат психологических наук. - Она сканирует и озвучивает текст.

 

И тут механический голос что-то очень быстро залопотал. Как будто включили магнитофон на перемотку. Оказывается, машина читает на скорости слепых, восприятие которых в 4 - 5 раз выше, чем у зрячих. Предположим, студенту надо подготовиться к семинару. Он приходит сюда с книгой, подключает сканер - и машина начинает читать, а он сидит и слушает текст в наушниках.

 

А это - «Пиар», прибор для печати тактильной графики. На специальной бумаге рисуют маркером или печатают изображение на принтере. Затем пропускают его через «Пиар» - и рисунок становится объемным, выпуклым, его можно пощупать. Кстати, человек с ослабленным зрением ощущает разницу в несколько микрон…

 

Показала Надежда Витальевна и рабочие места для слабослышащих студентов. В основе информационной системы «Исток» - индукционная петля, связанная с компьютером. Звуковой сигнал поступает сразу на слуховой аппарат.

 

- В чем разница? Можно и без посредника обойтись?

- Когда человек слышит только с помощью слухового аппарата, он воспринимает и посторонний шум, поэтому быстро устает. А здесь он получает чистый звук, без дополнительных звуковых эффектов. Та же система, но более мобильная. Две коробочки: одна вешается на студента, другая - на преподавателя, рядом цепляется микрофон. И лектор может находиться в другом конце аудитории, может отвернуться от студента, тот все равно будет его отлично слышать.

 

А для тотально неслышащего разработана коммуникативная система «Диалог». Надежда Витальевна устанавливает два планшета.

 

- Мой ноутбук переводит мою речь в текст, который видит студент у себя на экране, - объясняет она. - Он набирает ответ - и преподаватель его слышит! Если подключить большой экран, вся группа станет свидетелем диалога. Предположим, студент не говорит, но его «голос», озвученный машиной, услышат все.

 

- Вот бы журналистам такой диктофон, чтобы интервью сразу в текст переводил. Мечта! А студенты с нарушениями слуха оценили «Диалог» по достоинству?

- Это не ноу-хау, такой техникой пользуются в школах-интернатах для глухих. Мы не знаем, какие элементы этого оборудования будут востребованы нашими студентами, поэтому закупили его по максимуму. Ведь даже одно рабочее место - это полный комплекс оборудования для обучения студентов с определенными проблемами, связанными с нарушением зрения или слуха. Кстати, еще до открытия центра мы начали обучать преподавателей и специалистов работе с такими студентами. Более 300 человек уже получили у нас специальную подготовку. 

 

- А сколько абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья вуз готов принять этой весной?

- Если ориентироваться на выпуск из школ-интернатов, к нам в этом году могут прийти 6 - 8 человек. Но сколько бы ни поступило студентов, мы найдем возможности для их обучения. Проведя диагностику их образовательных потребностей, подберем или закупим нужное оборудование. А при необходимости обеспечим и коллективное пользование техническими средствами. Вариантов много. Кроме того, наши сотрудники разработали адаптированные учебно-методические материалы с использованием технологии виртуальной и расширенной реальности. Исходя из новых стандартов образования, мы обязаны создать для студентов с инвалидностью все условия. И это еще одно из чудес инклюзии.  

 

Вера Ануфриева.
Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий