В Кирове «доступная среда» остается недоступной для инвалидов

ОБЩЕСТВО

06 августа 2018 127 0
На печать

 

Помню картинку почти десятилетней давности: во всех информационных телевыпусках, а также в других СМИ появились умильные сюжеты. В присутствии депутатов, городских чиновников разного ранга подчеркнуто вежливые кондукторы и водители радостно поднимали в салон автобусов инвалидов на колясках с помощью специальных подъемных устройств, только что появившихся на ряде городских автобусных маршрутов. Аплодисменты, цветы...

 

Те же самые кадры - уже с появлением в городе подземных переходов, оборудованных подъемниками, - телевизионщики, десятки публикаций в областных СМИ… Но прошло незначительное время. Все увидели, что так громко разрекламированные подъемники не работали - их замотали проволокой, закрыли бетонными блоками, загородили урнами, как бы спасая от вандалов, которые всё равно курочили их почём зря. На устройствах с изодранными чехлами в переходах сидели попрошайки с протянутой рукой. Кстати, никто из маломобильных граждан не воспользовался «благами цивилизации», а бюджетные деньги, по существу, были истрачены впустую…

 

Об этом и не только мы говорили с председателем Ленин­ской районной организации Кировской областной организации Всероссийского общества инвалидов, членом регионального штаба ОНФ Иваном Глинчиковым (кстати, только в этом районе города Кирова живут более 22 тысяч инвалидов).

 

- Иван Анатольевич, тогда и мне пришлось участвовать в печатной кампании - рассказывать о благом деле город­ских властей: журналисты выполняли муниципальный заказ... А что оказалось на деле?

 

- Еще в 2011 году в России приняли федеральную программу «Доступная среда», а вслед за ней появились и соответствующие документы в других регионах. Чуть позже и в нашем городе началось строительство нескольких крупных подземных переходов и одного надземного в районе инфекционной больницы. Уже тогда в проектной документации должны были бы предусмотреть средства для доступного передвижения людей на колясках. Проектировщики (нас, правда, эта документация почему-то обошла стороной, хотя большинство переходов расположены непосредственно на территории Ленин­ского района) предложили подъемные платформы наклонного действия, приглашали посмотреть, как они работают, в том числе в присутствии журналистов, инвалидов. Но… за шесть лет никто из них ими так и не воспользовался!

 

- Поневоле вспомнишь Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось - как всегда»… Знаю, что вы не раз обращались в правоохранительные структуры из-за нецелесообразного расходования бюджетных средств, но, похоже, воз и ныне там? В чем причина?

 

– В 2014 году Ленинский районный суд города Кирова по иску прокуратуры, выступившей в интересах инвалидов, вынес решение - обязать администрацию города обеспечить работоспособность подъемников. Было долгое судебное разбирательство, привлекали даже специалистов с завода-изготовителя. В направленных нам технических паспортах мы увидели два важных момента. Первое: подъемник может использоваться только внутри зданий и сооружений, и никак не на улице, да еще с учетом нашего климата.

 

Второе: им может пользоваться, согласно предписанию завода, только специально обученный человек, имеющий соответствующее образование, допуск. Человек с ограниченными возможностями лишь заезжает, не имеет права что-то нажимать, трогать и так далее. Оператора, сторожа (как угодно их можно назвать) в городе нет, а соответственно подъемники не должны использоваться.

 

- В 2014 году суд не поддержал нас. Посмотрели только в части неровностей на дороге, а в отношении самих подъемников иски не удовлетворили. Все ссылки на требования завода-изготовителя не учли, но это было судебное решение. Знаю, что деньги, по представлениям прокуратуры, на восстановление, на бесконечные ремонты выделялись немалые из горбюджета (они же обязаны их содержать, хотя при этом ни один человек ими не пользовался). Об этом говорил на депутатской комиссии, главе города. Предлагали: давайте демонтируем подъемники, отдадим в какие-то учреждения для реального пользования внутри здания! Зачем тратить деньги из бюджета?

 

- Различные спецустройства (подъемники) вызывали недовольство автотранспортников. Кому захочется выбиваться из графика, создавать для обычных пассажиров проблемы?

 

- Каждый автобус с подъемником обошелся городской казне почти в 5 миллионов рублей, но для маломобильных граждан они оказались бесполезными. За два года их эксплуатации механизмами не воспользовался ни один инвалид-колясочник. В 2016 году на приобретение трех таких автобусов потрачено более 14 миллионов рублей. Как говорили сотрудники автотранспортных предприятий, подъемники сразу же вышли из строя. Городские власти требуют восстановить оборудование, но целесообразно ли это? Ремонтировать механизмы и оснащать ими другие автобусы не имеет смысла. Это громоздкие, неудобные конструкции. Самостоятельно ими воспользоваться инвалиды не смогут. Чтобы разложить подъемник, водитель должен выйти из кабины и потратить минут семь. А если подъемниками захотят воспользоваться мамы с колясками?..

 

Коллеги из Пермского края, где мы были в командировке, добились у городских властей принятия решения (без привлечения дополнительных средств) о закупке только низкопольного транспорта. Наши обращения (по крайней мере, до нынешнего года) автотранспортники и местные власти не слышали - ссылались на отсутствие денег. Однако автопарк обновляется, но почему-то вместо старых «пазиков» приобретаются новые - такие же маленькие, неудобные.

 

Недавно депутаты согласились на приобретение автобусов с низкопольной посадкой. У главы горадминистрации Ильи Шульгина была встреча с представителем белорусского завода-изготовителя, договорились о поставках такого транспорта. Есть надежда...

 

- В некоторых автобусах имеются аппарели для инвалидов - такие откидывающиеся платформы. Похоже, они тоже мало задействованы?

 

 - Да, они дешевы, просты в обслуживании, не требуют спецобучения. Преимущества транспорта без ступенек еще и в том, что он удобен для других категорий пассажиров - для пожилых, для слабовидящих, для беременных женщин, для мамочек с колясками, для людей с тяжелым багажом.

 

Такие автобусы в Москве давно функционируют. Например, у известного блогера-инвалида Виктора Счастливого на многочисленных видеороликах в Сети видно, как он при посадке в подобный транспорт тратит… всего полторы минуты. Никаких неудобств для водителя и пассажиров!

 

- А как же быть с подъемниками в подземных переходах?

 

- В районе площади Конева есть наземные светофорные объекты, которые просто надо привести в надлежащее состояние. Сделать ровный пешеходный переход - и нет проблем. Но люди говорят: спускаться под землю, потом подниматься, разложить подъемник, включить - на это уйдет минут 20 (тогда как по переходу - 3 - 4). И то если летом. А зимой?

 

 Как говорят сами инвалиды на колясках, они предпочли бы проехать большее расстояние до обычного пешеходного перехода, чем спускаться в «подземку». Главное, чтобы в городе были нормальные тротуары, понижение бордюрного камня там, где такое необходимо. А простаивающие подъемники, которые еще подлежат восстановлению, можно передать спецучреждениям (например, интернатам для инвалидов).

 

- Видел, что в Москве, в частности, и в театрах есть спецустройства для людей с ограниченными возможностями. Даже в Большом. В Казани, Одессе люди на инвалидных колясках спокойно заезжают в здание. Где-то даже инвалидов по зрению с собачками-проводниками пускают… А у нас?

 

- И у нас такое спецустройство есть в Театре на Спасской. Почти год администрация этого учреждения добивалась разрешения властей на его установку, «утрясала» необходимую документацию, в том числе и по противопожарной эксплуатации. Добились! Теперь люди могут заезжать на колясках со стороны и служебного, и парадного входов. А с учетом того, что зрительный зал находится на втором этаже, а санузел - на первом, вообще замечательно! Люди из районов области уже опробовали такое удобство и благодарны театру. Согласитесь, и люди с ограниченными возможностями тоже имеют право… на улыбку!

 

Александр ШИРОКОВ.

 

Справка «ВК»

 

Активисты Общероссийского народного фронта еще в прошлом году проверили все подземные пешеходные переходы Кирова, а также надземный на улице Ленина на предмет доступности для инвалидов. В ходе эксперимента «условный» инвалид на коляске попытался ими воспользоваться. Из семи переходов три оснащены автоматическими подъемниками.

 

Однако проверка ОНФ показала, что дорогостоящим оборудованием, закупленным за бюджетные средства, инвалиды воспользоваться не могут. Лифты для инвалидов в надземном пешеходном переходе на ул. Ленина тоже оказались сломанными. Активисты связались с обслуживающей организацией, которая обещала провести ремонт в течение суток. Подъемники починили, однако они работали с нареканиями. Лифт поднимал двух пассажиров медленно, а когда они наконец оказывались наверху, дверь не открывалась (механизм для аварийного открывания двери расположен над ней, под потолком).

 

Ответ из горадминистрации активистам ОНФ вызвал недоумение. Чиновники пояснили, что подъемники неоднократно разрушались вандалами, на их восстановление приходилось тратить большие средства. В итоге городские власти сочли такие затраты нецелесообразными. Чтобы отремонтировать один подъемник, необходимо затратить до 320 тыс. рублей и еще около 100 тыс. на командировочные и транспортные расходы специалистов. Затраты на восстановление всех сломанных подъемников могут составить более 2 млн. рублей.

 

Но что более примечательно, по признанию самих чиновников, даже если удастся изыскать средства на ремонт старых подъемников, инвалиды все равно не смогут их самостоятельно использовать. Из-за конструктивной особенности оборудования пользоваться им можно только с помощью оператора, который должен управлять платформой и сопровождать людей с ограниченными возможностями. Работа такого оператора изначально организована не была. Специалисты горадминистрации рассматривали и альтернативный вариант - реконструкцию подземных переходов под лифтовые платформы с вертикальным перемещением. Но лишь стоимость проектных работ составила бы 960 тыс. рублей. Таких средств в бюджете города нет…

 

По материалам пресс-службы ОНФ.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Должен ли начальник отвечать за травмы, полученные подчиненным на производстве?