В Кай «скорая помощь» добралась только через полтора часа. И было уже поздно.

РАЙОНЫ

10 сентября 2018 837 0
На печать

…Если взглянуть на карту нашей области, то село Кай Верхнекамского района вполне оправдывает давнее утверждение: «Кай - всему свету край». Согласно дорожным указателям, до областного центра отсюда около 300 километров. Некогда, в лучшие времена, когда существовал еще совхоз «Кайский», в населенном пункте проживали более 500 человек. Сейчас - почти 170. В местной школе - 25 учащихся (детей привозят из четырех населенных пунктов), молодежи мало, так как нет работы. Часть местных жителей трудится в бюджетных структурах - в администрации, Доме культуры, библиотеке, школе, на почте, в детском саду...

 

Место с исторической точки зрения действительно знаменитое: в одноэтажном бревенчатом доме - основной досто­примечательности села - в 1899 году жил, находясь в ссылке, Феликс Дзержинский. В биографии основателя и руководителя ВЧК их - «мест, удаленных от глаз людских» - много. Правда, все ссылки были недолгие и практически всегда заканчивались побегами. Не стало исключением и «кайское отшельничество»: Железный Феликс жил здесь чуть более полугода, потом, как повелось в его стойком характере, из вятской глуши сбежал...

 

Сначала из этих мест (п. Кряжевской, около 1,5 км от Кая) было письмо в редакцию «Вят­ского края». Вот оно: «24 июля с.г. моему мужу Пиндус Василию Федоровичу стало плохо. Обратились к медработнику с. Пушья Майбуровой Ларисе Ивановне (местный медработник отсутствовала, находилась в суде в г. Кирс). Лариса Ивановна категорически отказалась ехать в п. Кряжевской для оказания помощи, хотя была предложена машина жителя села Пушья Кулакова О.П., сославшись на вызов «скорой». Машина медпомощи пришла лишь через 1 час 40 мин., но помогать уже было некому: мой муж умер. Разве может такой медицинский работник занимать свою должность? Ведь такое отношение может не раз повториться! Что пережили мы, родственники, в ожидании медпомощи, с умирающим на руках - мужем, папой, дедушкой, только нам известно... Пиндус Галина Афанасьевна».

 

…Нет, она не плакала. В свои 62, проживая в глухом краю, закалила нервы - они стали железными! Попробуй выживи в селе, где до ближайших населенных пунктов - порой десятки километров, дикое бездорожье в осеннюю слякоть да в летнее ненастье, тут и до «скорой» (случись что!) не дозвонишься. И вот произошло: нагрянула беда и обнажила не одну проблему полузабытого лесного поселка.

 

- Мы находились на сенокосе, было жарко, - рассказывала Галина Пиндус по телефону. - Мужу стало плохо, сказала, чтобы шел домой. К нам должны были приехать две дочери и их мужья, даже решили ехать им навстречу. Муж дома еще помылся в бане, ему стало плохо. Позвонили нашему, кайскому фельдшеру, но она была в Кирсе в суде. Муж никогда не обращался в больницу, лишь один раз, с аппендицитом. Работал в сплавной, вышел на пенсию…

 

А далее - многочисленные звонки Галины Афанасьевны в поисках скорой медпомощи. К этому подключились знакомые Пиндус, сотрудники библиотеки, местной администрации - как водится в маленьком селе, все неравнодушные люди.

 

Алевтина Леонтьева, специалист администрации Кайского сельского поселения:

- Поначалу не могли дозвониться по телефону 03, растерянные и испуганные, даже руки тряслись от волнения! Звонили в село Лойно. Потом нам посоветовали выходить на Киров. Наконец нашли машину в Пушье: у нашей сотрудницы муж сразу же откликнулся. Они живут в Пушье, а на работу мы все ездим в Кай… Он подъезжал к дому Майбуровой, сигналил долго, но она не вышла…

 

По словам Галины Пиндус, они дозвонились и до кирсин­ской райбольницы, хотели везти мужа в Омутнинск, но до него 6 часов езды, до Кирса - 3. Дороги отчасти проезжие только от Кирса до Омутнинска, все остальные - хоть волком вой! Ни пройти ни проехать! Время шло, мужчине становилось все хуже. «Скорая» пришла через час сорок. Всего же на телефонные поиски, выяснения, объяснения, звонки с мобильных, домашних, служебных телефонов ушло около 6 - 7 часов (по словам Галины Пиндус). Было уже поздно...

 

Набираю номер мобильного телефона главврача Верхнекамской ЦРБ Сергея Мякишева.

 - Я не даю никаких комментариев! Звоните в пресс-службу минздрава. Работаю всего год. Людей еще знаю плохо. А женщина эта везде написала, пусть пишет. Мы проведем свое расследование: медработник из Пушьи говорит одно, она - другое. Будем разбираться…

 

Сергей Николаевич заметил: «Дороги какие, вы знаете? А кто будет там потом работать, если уволить, например, медработника?» И снова добавил, как мне показалось, с грустью в голосе: «Не представляю, кто будет работать...»

 

Мы говорили о больших расстояниях между населенными пунктами. Людям ехать-то некуда: тут родились, выросли. Им никуда, как Железному Феликсу, не сбежать!

 

Кто прав в этой печальной истории, а кто виноват? За разъяснениями мы обратились к министру здравоохранения Кировской области Андрею Черняеву и задали ему следующие вопросы:

 

1. Правомерны ли действия медработника с. Пушья Л.И. Майбуровой, на которую жалуется жительница с. Кай Г.А. Пиндус (текст оригинала прилагается).

 

2. Достаточно ли ФАПов, медработников, автомобилей скорой помощи непосредственно в зоне обслуживания сел Кай, Лойно, Пушья?..»

 

На днях редакция «ВК» получила ответ: «Информируем вас о том, что в КОГБУЗ «Верх­некамская центральная районная больница» и КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» проведено служебное расследование.

 

1. Действия фельдшера ФАП Майбуровой Л.И. являются правомерными: село Пушья расположено в 14 км от п. Кряжевской Верхнекамского района; фельдшер с. Пушья не имеет полномочий принимать вызовы в п. Кряжевской, экстренная и неотложная медицинская помощь осуществляются бригадой скорой медицинской помощи.

 

2. Оказание экстренной или неотложной медпомощи жителям Кировской области осуществляется КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова». Во всех подразделениях СМП региона установлена комплексная автоматизированная система управления деятельностью ССМП. Вызов осуществляется по телефону путем набора номеров 03, 103, 112. СМП оказывается в круглосуточном режиме.

 

На территории Верхнекам­ского района на круглосуточном дежурстве базируются бригады СМП в г. Кирсе, п. Светлополянск, п. Созимский, пгт Рудничный, п. Лесной.

 

Дополнительно сообщаем, что 24.07.2018 в 14-55 на внутренний телефон Верхнекамского отделения СМП (с. Лойно) поступил вызов в п. Кряжевской от фельдшера с. Пушья Майбуровой Л.И. Незамедлительно направлена ближайшая бригада. Прибытие на место - 15-48. Бригада СМП сделала все возможное, чтобы в имеющихся дорожных условиях прибыть в максимально короткие сроки. Приносим свои искренние соболезнования семье Пиндус».

 

Можно критиковать местную власть за плохие дороги, по которым «скорая» не может вовремя приехать. Чисто по-человечески спросить вышеупомянутого фельдшера: почему, пусть в нарушение должностной инструкции, не приехать бы на помощь, когда даже машина имелась? Запомнилось выражение главврача: мол, когда человек в беде, то даже минуты покажутся часами...

 

Сама же Галина Афанасьевна Пиндус всю жизнь прожила в кайских краях, работала продавцом, 18 лет на почте - начальником. После выхода на пенсию ее попросили поработать снова: никто не едет в эту «дыру». Согласилась. Дети живут в Ханты-Мансийском округе. У всех квартиры, неплохая работа. Сказали, что сюда ехать по мест­ным дорогам - это почти самоубийство. Оставшись теперь одна, подумала: почему не уехать к дочерям? Правда, хозяйство жаль, огород. Дом с имуществом придется продать за копейки: никто не купит дорого. Недавно ездила в Кирс: заказывала мужу на могилку оградку, памятник. Чтобы их оплатить, придется поработать подольше, подкопить, а потом уже думать об отъезде...

 

Александр Широков.

 

P.S. По рассказам местных жителей, когда в прошлом году в Кае проходили юбилейные мероприятия, посвященные 140-летию со дня рождения Железного Феликса и 100-летию образования органов безопасности, сюда на вертолетах (!) прилетали разного рода генералы и начальники из Кирова, Москвы и т.д. На местные дороги в экстренном порядке наложили «заплатки». Люди смеялись: испугались, мол, ухабов, вот и «вертушки» заказали… В селе обновили музейный комплекс, отреставрировали его здания, построили новые, облагородили территорию. Для этого даже особый фонд создавали для большего увековечения памяти революционера.

 

Специально для званых гостей рядом с музеем Феликса Дзержинского накрывали шатры, столы были уставлены шикарной закуской. Играл оркестр. По выражению кайских жителей, их туда близко не пустили. Зато концерт показали - они и тому порадовались: когда еще в такую глушь артисты, пусть и самодеятельные, приедут! Хоть душой отдохнули да помахали вслед улетающим с высокими гостями вертолетам - тоже память. Вероятно, больше уже не прилетят. До следующего юбилея Феликса, до которого не все местные доживут (тоже здешняя шутка)...

 

Справка «ВК»

 

Представители регионального отделения ОНФ продолжают мониторинг доступности медпомощи. Они обратились к жителям с просьбой: активно сообщать о проблемах в работе учреждений здравоохранения. В большинстве случаев у жителей малых населенных пунктов нет доступа к Интернету, к СМИ. Активисты ОНФ призывают подключиться к сбору информации их родственников, проживающих в более крупных образованиях. Тел. для сообщений - (8332) 25-18-24, электронная почта: 43region@onf.ru, официальный аккаунт регионального отделения ОНФ в соцсети «ВКонтакте» - https://vk.com/onfkirov. По возможности активисты Народного фронта просят прикладывать фотографию, иллюстрирующую проблему.

 

Напомним, по итогам первого этапа мониторинга активисты ОНФ выявили ряд проблем. В связи с недокомплектом оборудования в ФАПах фельдшеры вынуждены отправлять жителей в районные ЦРБ для прохождения ряда исследований. В некоторых ФАПах нет собственных электрокардиографов и аппаратов для измерения внутриглазного давления, или это оборудование привозится туда только на ограниченное время (например, в с. Закаринье, д. Сал­тыки Слободского района). Не хватает в ФАПах и одеял с подогревом, электрических стерилизаторов, кислородных ингаляторов, экспресс-анализаторов кардиомаркеров и уровня холестерина в крови, спирометров. Также более 90 процентов участвующих в мониторинге ФАПов не компьютеризированы, нет и подключения к Интернету. В некоторых медорганизациях нужны ремонт и обновление мебели (д.  Салтыки, п. Сидоровка (г. Киров), с. Верховино Юрьян­ского района).

 

Подобрать кадры в небольших населенных пунктах трудно - в одном из проверенных ФАПов (с. Монастырское) сотрудник вынужден совмещать основную работу в скорой помощи с работой фельдшера в ФАПе. В некоторых населенных пунктах (с. Закаринье Слободского рай­она, д. Малый Конып Кирово-Чепецкого рай­она, п. Сидоровка) из-за отсутствия нормальных дорог не всегда соблюдается норматив по времени приезда «скорой».

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий