Уличное освещение: Кировскую область окутала тьма

ЖКХ

18 сентября 2017 854 0
На печать

 

В сентябре на улицах становится не только холоднее, но и темнее. Всего через пару недель наступит период, когда темное время суток будет длиться дольше светового дня. Там, где улицы и дворы городов и сел освещены, пешеходам всегда спокойней и безопасней: яму или палку под ногами видно, да и физиономию грабителя на худший случай.

А ведь холодный сезон в наших краях - еще и учебный год, когда детям приходится в сумерках идти в школу и возвращаться домой. Многие еще и не сразу возвращаются, а после кружков, секций, соревнований, а то и просто с прогулки. И вот тут-то родителям приходится поволноваться, особенно если на улице или во дворах тьма кромешная.

 

Перекличка тёмных адресов

«Тёмный двор» - так называется акция Центра общественного контроля ЖКХ областной Общественной палаты, уже испытана два года назад: жители областного центра и районов могут с 10 до 12 часов дня сообщить адрес по номеру «горячей линии» 38-14-77 либо на сайте Центра http://gkh.opko43.ru , где требуется восстановить или добавить уличное освещение. Опрос населения начался в конце августа и будет длиться до конца октября.

 

В позапрошлом году акцию начали только в середине сентября и приняли 471 тревожный сигнал о недостаточном наружном освещении. Из них 418 - по телефону, а 53 заявителя оставили комментарии с адресами дворов на странице в соцсети «ВКонтакте» (https://vk.com/gkh.opko43 ), что также возможно сейчас.

 

Тогда больше всего проблем с освещением обнаружили в Октябрьском (32% обращений) и Ленинском (29%) районах  областного центра. Среди заявителей 35% сообщали о полном отсутствии фонарных столбов, 62% - о том, что фонари есть, но не горят, еще три процента - о необходимости дополнительного освещения. По словам руководителя Центра общественного контроля ЖКХ Сергея Улитина, тогда решение проблемы нашло около 80% заявок: обычно достаточно сообщить в МУП «Кировсвет», чтобы электрик поменял лампочки.

 

- Вообще, следить за освещением придомовой территории - обязанность собственника дома, - пояснил Сергей Николаевич. - Но в Кирове сложилась интересная ситуация, что большая часть сетей находится на обслуживании муниципального предприятия «Кировсвет». Если старые сети и фонарные столбы фактически обслуживает муниципалитет, то появляющиеся новые ремонтируют только собственники домов или представляющие их интересы ТСЖ, управляющие компании.

 

Собранную информацию сотрудники Центра направляют в несколько адресов - местную администрацию, обязанную следить за освещением в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении, в управляющие компании, товарищество собственников жилья и жилинспекцию. Существуют нормативы освещенности улиц и придомовых территорий, так что «рычаги» влияния на нерадивых собственников есть, говорит Улитин.

 

В этом году по «горячей линии» приняли только 22 обращения о темных дворах, причем звонили жители не только города Кирова, но и Кирово-Чепецка, Лузы, хотя Центр общественного контроля ЖКХ изначально адресовал предложение только кировчанам (теперь анонс исправлен, можно звонить жителям районов области). По словам его сотрудников, алгоритм действий примерно одинаков везде, с учетом отсутствия некоторых кировских структур. Но в любом случае направляют информацию местным администрациям, хотя ситуация в районах не всегда позволяет им выполнить закон.

 

И рады бы выйти из сумрака…

- У нас не только во дворах, но и на улицах сейчас не горят фонари, - подтвердила недавно прошедшую в СМИ информацию глава администрации Нолинского городского поселения Елена Успенская. - Дело в том, что сети наружного освещения не стоят на нашем балансе. Они были переданы еще в 1990-е годы «Коммунэнерго», которое с тех пор занималось обеспечением работы светильников по собственным расценкам.

 

Но вступил в силу 44-й закон и потребовал осуществлять эту деятельность на конкурсной основе. В 2015 году подрядчиком по замене светильников и протягиванию проводов стала другая организация, год спустя «Коммунэнерго» вернулось к обслуживанию своих сетей, но уже на наших условиях по результатам аукциона, примерно вдвое дешевле, чем они хотели. А в этом году я дважды объявляла аукцион, но ни они, ни кто другой не заявили об участии. До лета еще энергетики нам включали и выключали фонари рано утром и вечером до 10 часов. В августе я подписала постановление включить наружное освещение, но его не включают! Мол, то линии не проверены, то провод требуется поменять. то деревья подрезать надо… Тянут и ничего не делают, хотя им достаточно повернуть рубильник, и сразу станет ясно, где, чего и сколько требуется заменить.

 

Мы (администрация) даже не просим «Коммунэнерго» трогать светильники - нашли бы возможность справиться самим, но нам не позволяют! Уже и в антимонопольную службу писала, и в прокуратуру… Переписываемся, жалуемся, но управы на энергетиков нет. Никаких задолженностей перед ними не имеем, авансы проплачены, а народ не видит света. Дети с последних уроков (городская школа работает в две смены) возвращаются в потёмках. И самое обидное, что никак не можем людям помочь.

 

К счастью, ситуаций, подобных нолинской, в области немного. И тут действительно, вряд ли есть другой путь решения проблемы кроме правового. Хотя по закону местные администрации, так или иначе, отвечают за освещенность вверенных им территорий, решение этой проблемы финансируется скудными бюджетами по остаточному принципу, а обычно осуществляется при софинансировании со стороны самих жителей - по так любимой чиновниками программе поддержки местных инициатив (ППМИ).

 

- У нас сейчас содержание сетей наружного освещения происходит только с её помощью, - подтверждает глава Богородского района Василий Ситников. - Во многих населенных пунктах на сходах жители изъявили желание участвовать, вплоть до вложения личных средств, покупки комплектующих и ввинчивания лампочек своими руками. Некоторые педагоги устанавливают на своих домах мощные фонари и получают компенсацию по коммунальным услугам. Где есть фермы и другие производства, там хозяйства берут затраты на себя по дополнительному освещению.

 

Василий Юрьевич не отрицает, что в случае ППМИ население платит за то, что местные власти и так обязаны делать по закону. Однако денег на это не хватает: произошел там или сям перерасход, например, из-за утечки на ветхих сетях, и качать воду в дома приходится не два часа, а четыре. И значит, опять дыра в бюджете. Приходится «скидываться» на неотложные нужды по благоустройству.

 

Свет во дворе - это серьезно

И напоследок. Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные санитарные нормы, правила и требования (СНиП). Неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.

 

Большая роль в регламентирующей документации отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Приводим таблицу, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории. Именно на них следует опираться организациям, занимающимся созданием уличной подсветки домов и прилежащих к ним территорий.

 

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта, включая площадь дома и прилегающей территории, на количество и тип источников света (светодиодные, галогеновые, люминесцентные, а также доживающие свой век лампы накаливания).

Игорь Нелюбин.

 

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий