Участок майора полиции Гребенева

РАЙОНЫ

11 ноября 2019 573 0
На печать

 

Накануне обильного снегопада в п. Мирном Оричевского района пронесся ураган. Прямо напротив дома, где живет местный участковый уполномоченный полиции Владимир Гребенев, с крыши соседнего гаража сорвало огромный металлический лист, повредило и ряд других строений. Он не спал: переживал, не затронет ли стихия другие отдаленные населенные пункты, куда добраться даже в хорошую погоду непросто. Дороги плохие, разбитые...

 

Ему не раз приходилось попадать в сложные ситуации, находиться в снежных заносах. Как-то, выезжая из п. Суводи, застрял на песчанике: вьюга за мгновение замела проезжую часть. Время позднее, в округе - ни души. Пришлось до ближайшей деревни за трактором идти пешком, с трудом выбираясь из «метельного плена»...

 

Когда пишу о работе участковых инспекторов, всегда вспоминаю отца, тоже некогда начинавшего службу в этой скромной должности в с. Таранки Богородского района. Тогда до райцентра добирались сутками. На службе у местного «Анискина», правда, был милицейский конь - он выручал. Запрягали вороного красавца зимой в сани, летом в юркий тарантас - и в отдаленную деревню. У кого-то корова в лесу заблудилась, у кого-то муж в загул ушел, заперся в бане, не выходит - вдруг умер? Да мало ли находилось дел у человека в форме, который становился самым главным представителем закона для односельчан.

 

С тех пор воды утекло много, а дела и обязанности участкового уполномоченного почти  не изменились. Мы сразу же нашли общий язык с Владимиром Николаевичем. В его нынешние «владения» тоже входят села, где проживают по 30 человек. У людей нет работы, перебиваются случайными заработками: кому-то дрова наколют, огород вскопают, забор подлатают. Пенсионеры - основные «спонсоры» неработающих, помогают финансами. На них-то молодые и работоспособные живут. Правда, заработанное многие тут же пропивают - от безысходности и просто от серости жизни.

 

- Напившись, звонят: мол, бьет сожитель, приезжай, участковый, выручай! - рассказывает Владимир Гребенев. - А поутру, «по трезвянке», уже и забывают, зачем звонили. Прости, говорят, Николаевич, водка ум затмила. Пожуришь, повоспитываешь взрослых людей. И так до следующей рюмки…

 

Он в милиции оказался случайно. Отслужив во внутренних войсках в Донецке (там охранял огромный завод в образцово-показательной воинской части), решил связать свою судьбу с железной дорогой. Работал на почтово-багажном поезде. Затем - в родном поселке Зелёном, где тоже находилась воинская часть. Как-то зайдя в оричевский отдел милиции, встретил знакомого, сообщившего, мол, есть вакансия, приходи, с тобой можно идти в разведку. Было это в 1998-м...

 

Владимир никогда бы и не уехал из родного Зелёного - красивый, ухоженный поселочек, есть свой клуб, школа. Летом Зелёный скрывался среди сосен и берез, зимой, как в сказке, дома накрывал снег - одни дорожки, с утра аккуратно прочищенные, они-то и соединяли уютные домики. Когда Гребенев ехал в Мирный, переживал, приживется ли на новом месте. Но зря отчаивался: в маленьком населенном пункте, где тоже расположились военнослужащие, такая же чистота и порядок. Здесь асфальтированные дорожки, водопровод, домики, быстро построенные химиками в те годы, когда уничтожали химбоеприпасы. В одном из них Владимир и получил квартиру. Небольшую, но по мирнинским меркам удобную, теплую.

 

- Тяжело было в начале 2000-х, когда здесь работали строители-вахтовики. Вспоминать не хочется, один криминал от них!

 

И то верно: о теневой стороне жизни тех, кто приезжал сюда для выполнения программы по уничтожению запасов на объекте «Марадыковский» (строили дома и т. д.), теперь стараются не говорить - ну их! Приезжали на неделю-две, потом, получив деньги, буйно куролесили, дрались (до поножовщины доходило). Уезжали, оставив криминальные грехи. Расхлебывать их и приходилось местным «Анискиным». Нынче мигранты из Узбекистана, стран ближнего зарубежья тоже есть, но таких хлопот не доставляют, как, например, прежде уроженцы Саратова, Самары (они оставили самые неприятные воспоминания).

 

- У нас люди адекватные, - констатирует Владимир Гребенев. - «Накосячил» - ответит, никуда не скроется, отпираться не станет.

 

А это, как правило, те, кто побывал в местах не столь отдаленных. За ними - глаз да глаз! Участковый считает, что они - как большие дети: не углядишь - снова загремят на зону. Очень сожалеет: спасал-спасал одного ранее судимого, но ушел в отпуск, а тот стащил металлические качели, сдал в пункт приема цветмета - и теперь снова на восемь месяцев отправится за решетку.

 

- У его мамы - сахарный диабет, на её пенсию жил, - рассказывает участковый из Мирного. - Я приезжал, находил ему разовую работу - она всегда имеется! Привозил ему картошку, хлеб, какие-то соленья из своей ямы - лишь бы не пил, не воровал. Но вот, поди ж ты, все труды оказались напрасными…

 

Мы говорили с Владимиром Николаевичем о «бывших», у которых психология такая. Побывал за колючей проволокой - обязательно вновь туда вернется. Не может человек без привычного (так приходится говорить!) образа и уклада жизни.

 

Пока говорили, в дверь служебного кабинета незаметно протиснулся мужичок, стоял улыбался.

 

- А-а, Володя! Проходи, тезка.

 

У неожиданного гостя - тоже криминальное прошлое. По его словам, нечего было кушать. Узнал, что сосед-строитель получил зарплату, и немаленькую. В его отсутствие залез в форточку квартиры и «позаимствовал»… три тысячи рублей, другие деньги не тронул. Отбыл наказание, вернулся. Теперь без участкового не может: хочется поговорить по душам, а тезка ему не отказывает. Гребенев считает, что у мужика золотые руки, лишь бы держался, не брал чужое и не пил, а работу ему найдет. Вот и теперь Володя-подопечный пришел по надобности: нужно в райцентр выехать, не подхватит ли по пути полицейский? Словом, договорились.

 

...А вот другой случай из будней участкового уполномоченного. Как-то весной в дежурную часть оричевского отдела полиции позвонил мужчина: он упал с моста и провалился под лед на водоеме недалеко от Марадыковского. Владимир Гребенев связался с ним по телефону.

 

- Как в приключенческом романе, - вспоминает мой знакомый офицер. - Ходил в сторону реки пешком. Когда вечером возвращался, в темноте упал с моста в воду. Сумел-таки самостоятельно выбраться из-подо льда. Но идти не мог: отказали ноги, лежал на мосту и практически замерзал. На автотранспорте, как он сказал, проехать невозможно, дороги нет. Кругом - снежные завалы…

 

Участковый информировал дежурного о том, что на служебном автомобиле ему не пробраться, нужна спецтехника МЧС. Однако там ехать на помощь отказались, сославшись на отсутствие необходимого автотранспорта для поисковых мероприятий. Но не тот характер у Гребенева. Он нашел знакомого егеря и на машине с прицепом и снегоходом они выехали на реку, где находился замерзающий человек. «Уазик» вскоре увяз в снегу. Егерь пересел на снегоход, нашел бедолагу - тот уже не мог передвигаться. Вместе с участковым они погрузили его в машину, отвезли в Мирный, там ему оказали экстренную медицинскую помощь.

 

Такой маленький, но весьма показательный эпизод, в котором и равнодушие, и порядочность, и настоящий поступок - все в одной истории. Владимир рукой махнул: это деревенская жизнь, помочь здесь могут только ближние, те, кто знают друг друга и не подведут.

 

И с эти качеством - стремлением не подвести, почувствовать локоть друга - Владимир Гребенев тоже столкнулся. В начале 2000-х он вместе с местными сотрудниками милиции находился в служебных командировках в Чечне. Был в Шали, во временном отделе внутренних дел (там несли боевую вахту вятские стражи порядка). Как и все, вылетал с бойцами на «зачистки» территории, где могли находиться боевики, дежурил на блокпосту, не раз попадал под обстрелы.

 

- Я никогда не думал, что придется хоронить своих сослуживцев, - вновь на лице собеседника грусть. - Как-то утром с ребятами из Ульяновска обедали, а через час их не стало: подорвались на фугасе. Наверно, это самая страшная память о войне…

 

Он рассказывал, как однажды отправились на «зачистку». Проехав по участку одной из горных дорог, остановились. К ним присоединились саперы из группы, только что обследовавшие те самые километры, по которым проскочила машина с вятскими милиционерами.

 

- А как же вы умудрились? - недоумевали саперы. - Мы только что там «сняли» две мины. Вам просто повезло, мужики…

 

- Давайте не будем о грустном, - махнул рукой Владимир, как бы скидывая нахлынувшее. - Поедем - с женой познакомлю, чайку попьем!

 

Галина Александровна Гребенева ждала, как и подобает жене полицейского. Она так привыкла: мужа могут вызвать и от праздничного стола, и ночью. А потом - бессонные ожидания, и обязательно горячий обед. И так 28 лет, что живут вместе.

 

Познакомились они случайно. Как говорит Галина Александровна, в родном Зелёном - «под ёлкой». В маленьком клубе проходил новогодний вечер. Танцевали, разговорились, нашлись у них общие знакомые. Володя пошел провожать Галину. Через три месяца после встречи, в апреле, сыграли свадьбу.

 

- Надежная спутница! - нежно обнимая супругу, говорит муж.

 

Да и хозяйка отменная! Это я заметил сразу, посмотрев на батарею банок с заготовками.

 

- Последние помидорки, - уловила мой взгляд хозяйка. - Надо же их куда-то приспособить. Вот лечо, хренодер…

 

Она и правда мастерица. Умеет вязать. Теперь, когда дачный сезон закрыт, снова возьмется за спицы. В теплых кофточках, платьях две дочери щеголяют. Старшая, Карина, пошла, как принято говорить, по стопам папы. Причем ни он, ни мать никакого влияния на ее выбор не оказывали. Сама решила: пойду служить в полицию. Окончила юридическую академию с несколькими четверками. Места в Оричах не оказалось. Пригласили в Котельнич, здесь молодая следовательница и начинает путь. А родители, хотя и отговаривали (мол, посмотри на папину работу, днем и ночью на службе!), теперь рады. Она не пропадет, и дорогу выбрала правильную!

 

Мне еще хотелось бы что-нибудь рассказать о жизни участкового уполномоченного полиции. О многом же говорили. Да разве уложишься в рамки газетной публикации, поведаешь обо всем, что у человека на душе накипело? Главное, убедился в другом: в Мирном могут спать спокойно - рядом с ними живет надежный человек.

 

Вот и глава Мирнинского городского поселения Ирина Смердова, оценивая работу местных участковых уполномоченных (их в пункте полиции трое), непосредственно о Владимире Гребеневе сказала, как отчеканила: «Порядочный, ответственный человек!»

 

Как говорится, лучше и не скажешь.

 

Александр ШИРОКОВ.

Фото автора. Киров - Мирный (Оричевский район).

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также