У него судьба такая - в погонах. Николаю Кощееву, полковнику в отставке, члену Общественной палаты Кировской области – 60 лет

ОБЩЕСТВО

03 декабря 2018 1834 0
На печать

 

…Мы знакомы давно, а потому, может, и общаемся всякий раз легко и просто. Он всегда откровенен, ибо знает - мне можно доверять. Тем более что за долгие годы его службы в правоохранительных структурах встречались не раз: было о чем поговорить, а теперь, разумеется, есть что вспомнить!

 

Николаю Витальевичу Кощееву, полковнику в отставке, ныне - президенту Кировской региональной общественной организации «Полицейская ассоциация», члену Общественной палаты Кировской области, 3 декабря исполняется 60 лет. Срок для мужчины крайне невелик. Он и сам про себя порой в шутку говорит: «Живчик хоть куда!»

 

Для тех, кто не знает его, назову его прежние регалии. Много лет Николай Кощеев служил в уголовном розыске, возглавлял отдел УВД по борьбе с наркотиками, а позже занимал, наверно, самую опасную и беспокойную должность в милиции - начальника управления по борьбе с организованной преступностью. Среди его многочисленных наград - медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степеней, «За безупречную службу в МВД» трёх степеней. Есть и личная награда от Михаила Калашникова (конструктор знаменитого автомата вручил Николаю ее незадолго до своей смерти).

 

Посмотрел я на праздничный китель моего героя-полковника и подумал: награды никто так просто не дает! Но как и договорились: не о них речь, а о человеке, который, без сомнения, внес немалый вклад в дело борьбы с преступностью и продолжает заниматься делами полицейскими уже на другом поприще - на уровне дружеских, товарищеских контактов со стражами порядка из других государств.

 

…Почему-то эта картинка из детства Коле запомнилась надолго: его вместе с другими торжественно принимали в пионеры на Театральной площади. Стояли люди, смотрели на юных ленинцев, вспоминали, вероятно, и свою юность. А он с гордостью держал красный галстук, трепетно произносил слова присяги… Но то было лишь начало жизни, а впереди ожидало столько сюрпризов!

 

Его отец - начальник Октябрьского РОВД, по тем временам - большая должность, и мог бы устроить сыну жизнь сладкую, безбедную. Но Николай - таков уж характер! - сам решил добиваться всего, шаг за шагом. Окончил школу № 16. С уверенностью - на пять! - сдал вступительные экзамены на кафедру физвоспитания в Кировский пединститут. Срочную служил в Воркуте, в военно-космических войсках. И тоже успешно. Будучи физически подготовленным, накачиваться и поддерживать спортивную форму помогал всем сослуживцам. За полтора года службы получил… три воинских звания - от рядового до сержанта (и все за последнюю неделю службы!).

 

Ну а далее путь тоже был почти предопределен: захотел приложить свои силы к работе в органах безопасности. Сразу не получилось: в те годы для карьеры в этой структуре требовалась работа в комсомоле. Начал с должности инструктора райкома ВЛКСМ Октябрьского района. А до этого трудился маляром-штукатуром. На заработанные честным трудом деньги купил отцу норковую шапку. Неслыханный подарок: папа-полковник таких денег за полгода службы не зарабатывал, а сын - через три недели успел!

 

Целеустремленно, с комсомольским опытом и с желанием Николай пришел на службу в органы внутренних дел. Его наставником оказался Владимир Иванович Щерчков. Молодому оперативнику поручили заниматься лицами, скрывающимися от правосудия, находящимися в розыске за преступления, а также пропавшими без вести.

 

- Нас было три сотрудника, - рассказывает Николай. - До обеда я изучал ориентировки на преступников. Шли в столовую, а я по сторонам - туда-сюда: ищу, где они, которых я запомнил по фото и приметам. Наставник мой: «Ты что головой по сторонам вертишь?» Говорю: «Ищу»… Вот так до конца своей службы и вертел головой. Учил этому и подчиненных - чтобы запоминали подозрительные лица, места, разговоры. И такие уроки помогали: внимательность не раз выручала.

 

Николай говорит: ему всегда везло на наставников. Вот и в 1986 году, когда в управлении уголовного розыска создали группу по борьбе с наркотиками (в ту пору абсолютно новая, практически не опробованная в УВД структура!), он стал в новом подразделении… вторым опером после Валерия Николаевича Вахрушева - опытнейшего офицера и сотрудника. Занимались не только «наркотой», но и фальшивомонетчиками, гомосексуалистами, антиквариатом, оружием… В кабинете Вахрушева стоял большой старинный сейф, а в нем - многочисленные разработки и наработки на криминал. Что интересно: офицер никогда и ни о ком из них не забывал, в нужное время вытягивал карточку объекта и реализовывал «в дело». В том и талант наставника.

 

- Это был очень серьезный и важный этап моей биографии, - считает Николай. - Но наша работа вдвоем дала результаты: по ее итогам-показателям нам выдали - не поверите! - автомобиль, причем по прямому указанию министра МВД. Тогда только у угро находилось два автомобиля, и вот у нас - на двоих!

 

Впрочем, теперь о делах криминальных: за что-то же два оперработника получили автомобиль? В начале 1980-х эта уголовная история прогремела на всю страну. Вахрушев и Кощеев - таков нюх! - выявили крупных наркодельцов-умельцев, которые синтезировали наркотик, запрещенный еще в 1974 году. Тогда его использовали в армии Великобритании: военным поднимали боевой дух. Позже сняли с производства - как особо вредный для человека.

 

- Они вдвоем синтезировали несколько граммов этого наркотика, в каждом грамме - 120 доз, реализовывали по 3 - 10 рублей (огромная сумма!). Чтобы установить всю цепочку, фигурантов, очевидцев, мы ездили в служебные командировки по всему Советскому Союзу: Армения, Грузия, Северный Кавказ. Проводили допросы. Тогда по раскрытию подобных преступлений вышли на первое место в бывшем Союзе. Своим опытом ездил делиться с коллегами по борьбе с наркотиками в Киргизию. А вообще по учетным карточкам (вместе с другими преступлениями) мы раскрыли более 300 злодеяний. И я получил досрочно звание капитана!.. В конце 80-х нам в отдел добавили еще двух сотрудников. В частности, пришел Евгений Домрачев, ныне - замначальника УМВД, надежный помощник. Он у нас и делал первые шаги в службе…

 

Не могу не рассказать еще об одном нашумевшем деле - «творении рук и оперативной смекалки» Николая Кощеева. Как-то ребятам пришлось практически две недели жить в Шабалинском районе. И не зря! За этот период они задержали доктора за хищение наркотиков. Позже у одного из ответственных работников облздравотдела в столе рабочего кабинета нашли  «наркоту». По тем временам - скандал! Начальник тогдашнего ведомства выделил парням еще один автомобиль. А там уже руководство УВД нашло и помещение на улице Ленина (почти королевские апартаменты!).

 

По всем преступлениям, связанным с наркотиками, отдел занимал первые места, в том числе и в России. И даже теперь в музее МВД РФ на одном из стендов по истории создания в структуре УВД таких отделений рассказ именно о кировских операх - на главном месте!

 

 В 2002 году Николая Витальевича назначили на суровую должность - начальника по борьбе с организованной преступностью. Время было относительно спокойное: лихие 90-е, слава богу, канули в прошлое. Но преступники-то остались. И, может, закаленные в беспредельные ельцинские годы, стали еще более опытными и изощренными. Теперь мой герой вспоминает, как его сотрудники дневали и ночевали в рабочих кабинетах.
В 90-е некоторые даже в голодный обморок падали, что греха таить (зарплату-то не платили). Дома появлялись лишь под утро, помыться, побриться, вновь приехать на «оперативку», дабы услышать слова благодарности в адрес отдела да сообщения о том, чем они занимались ночью, кого задерживали.

 

- Я своим ребятам говорил: «Мы работаем для спокойного будущего своих детей. Если мы не накажем, не задержим, то кто, кроме нас»… Они, за что я парням очень благодарен, понимали.

 

Об отставке Кощеева писать не хотел: грустный период, и я очень хорошо помню тот год, когда Николай уходил на отдых.

 

- Знаешь, Александр, такое грустное слово - отставка. Работаешь - думаешь: это навсегда! Я благодарен судьбе: мне все-таки позволили делать то, что считал необходимым для борьбы с преступностью (в рамках закона, конечно). Думал, всё - жизнь закончилась. Были еще силы, наработки. Но самое главное - всё продолжили мои ребята-воспитанники. Они всё сделали и продолжают служить. Вот это для меня награда в жизни!

 

Новая должность и новая структура… Кто бы мог подумать, что и здесь Николай Витальевич не растеряется, найдет себя.

 

- Теперь контакты, дружба… Выезжаем в заграничные поездки с членами нашей ассоциации. Они показывают «за бугром» успехи в спортивных состязаниях с немецкими коллегами, англичанами, французами, голландцами. Вот недавно вернулись из Голландии, там непоследними оказались в чемпионате мира по мини-футболу, а ведь немногие сотрудники занимались таким видом спорта.

 

В Германии, к примеру, сложилась такая традиция: на Неделе дружбы все на память сажают по деревцу. Посадил и я клен. Он укрепился, вырос. А еще ключик в пруд бросили, чтобы союз полицейских со всего мира никто не разорвал.

 

Один из немецких коллег Николая, ныне преподаватель в полицейской академии Штутгарта, сказал: «Когда уезжал в Россию, меня отговаривали: мол, страшно там. Я им пообещал: приеду - расскажу. И если у меня потом появится еще несколько фанатов России, буду рад»…

 

Александр ШИРОКОВ.

Фото из личного архива Николая Кощеева.

 

P.S. О чем я еще не сказал, когда писал о Николае Кощееве? Наверно, о том, как он активно изучал иностранные языки: на практику по английскому ездил в Москву и Египет, по немецкому - в Германию… О том, что среди многочисленных кубков, полученных членами Международной полицейской ассоциации, есть награда и от президента Египта Мубарака… Еще не сказал о его многочисленных друзьях, сослуживцах, об общественной работе… Много о чем: просто в рамки газетного материала невозможно вместить все - объять необъятное. А может, и не надо? О других и строчки порой не напишешь. Об остальном все скажут на его дружеском банкете!..

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий