То ли лыжи не катят... В Кирове ликвидируют горнолыжный комплекс для начинающих спортсменов

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

19 ноября 2018 740 0
На печать

 

Ещё прошлой зимой, как и во многие предыдущие, по кировским телеканалам рассказывали о катаниях на Кикиморской горе. О секции сноуборда даже для малышей в возрасте от двух лет, о выезде учащихся Орловской спецшколы, о проводимых праздниках… Похоже, это были последние репортажи такого рода.

 

На прошлой неделе арбитражный суд отказал Центру зимнего отдыха (ЦЗО) «Калинка-Морозов» в удовлетворении иска: признать недействительным решение горадминистрации Кирова о досрочном прекращении действия разрешения на использование четырёх земельных участков, включающих склон и подножие горы. Оно было подписано нынче в марте на три года вперёд. Суд по иску муниципалитета об отзыве разрешения пройдёт в конце ноября, но теперь его результат предсказуем. «За новым разрешением на использование земельных участков предприниматель Н.А. Морозов не обращался», - пояснили «ВК» в администрации.

 

Мусор и родники

Ноябрь нынче выдался бесснежным, и днём на горе пустынно. Спорткомплекс выглядит заброшенным, заградительная сетка над обрывом местами повалилась. Грунтовой склон зарос, ходить по нему непросто: сплошные рытвины да камни. Говорят, не случайно всевозможные проверяющие приходят сюда, именно когда нет снега, чтобы получить наихудшие впечатления. Но некоторые СМИ утверждают, что нынешние проблемы у ЦЗО появились в марте, после того как глава кировской горадминистрации Илья Шульгин решил лично покататься на горе со своим сыном.

 

- Один раз съехал по склону и сказал, что больше этого не буду делать никогда, потому что я ехал по песку, - рассказал он СМИ. - Это безобразный подход к делу. Хочешь делать склон - пожалуйста. Ставь снегоделательную машину, чтобы были белоснежные склоны, чтобы это было приятно для горожан, красиво. Горнолыжная площадка - это праздник. То, что я там вижу, - это какое-то мучение. Таких подъёмников нет больше нигде.

 

Впрочем, официальные причины досрочного отзыва разрешения на использование земли звучали несколько иначе в сообщении горадминистрации, опубликованном 15 июня. В нём говорилось, что в адрес Первомайского теруправления из министерства охраны окружающей среды Кировской области поступила копия акта проведённого в мае планового осмотра особоохраняемой природной территории регионального значения «Ежовский озерно-родниковый комплекс», находящейся в нижней части горнолыжной площадки. Там, на юго-восточном склоне Кикиморской горы, выявлена свалка отходов суммарным объемом не менее 50 кубометров.

 

Предписания по факту таких нарушений выносились и прежде, однако нарушения не устранены. По утверждению минприроды, обустройство горнолыжного склона изначально проводилось без какого-либо проекта (что в ЦЗО отрицают). В результате будто бы оказались засыпаны несколько родников, причем строительным мусором.

 

- Были многочисленные обращения граждан в администрацию города, природоохранную прокуратуру по поводу того, что родники, к которым  люди ходили за водой, теперь завалены мусором, - отметили в территориальном управлении. - Но кроме захламления склона Кикиморской горы и особоохраняемой природной территории, все это может иметь и более серьезные последствия. Поскольку родники оказались «закупорены», под воздействием воды происходит намокание и разбухание грунта, что ведет к усилению процессов разрушения склона и может спровоцировать сход оползня с обрушением всех конструкций, находящихся на этой территории, то есть речь идет об угрозе для безопасности людей.

 

Чиновники сослались на случай двадцатилетней давности, когда в результате оползня, вызванного намоканием грунта из-за течи в водопроводе, в районе шинного завода погиб человек. Нашлись претензии и к самой организации горнолыжных занятий и зимних развлечений.

 

- Достаточно сказать, что у организатора горнолыжного комплекса нет снегоделательных машин и для устройства склона свозится снег со всего города, вперемешку с песком, со всевозможными загрязнениями. При этом услуги горожанам, в том числе детям, собственник комплекса оказывает на платной основе, - подчеркнул Илья Шульгин.

 

Резолюция: гору освободить от построек и вернуть в первоначальное состояние.

 

Ни мусора, ни родников

- Родники на самом деле существуют, а вот засыпанных среди них нет, за исключением пары штук на южной стороне комплекса. Там они закаптированы в соответствии с документацией и выведены с горы. Остальные находятся под часовней и бьют на запад, на них можно посмотреть, - утверждает руководитель ЦЗО Николай Морозов. - В течение десяти лет мы занимались отсыпкой, уположиванием склонов. К сожалению, компании, которые возили грунт, не всегда добросовестно выполняли свои обязанности. Когда ворота были закрыты, наглые водители помимо грунта вываливали строительный мусор, который нам потом своими силами приходилось убирать. Мы не принимали его специально, нас подставляли. На сегодняшний день всё приведено в порядок и очень много мусора вывезено с горы.

 

Кстати, в июле на заседании комиссии по вопросам экологии и природопользования Общественной палаты области специалисты обсудили состояние озёрно-родникового комплекса на Кикиморской горе. Сделали вывод, что на этом месте вполне возможно существование спортивного сооружения, но всем сторонам конфликта посоветовали принять необходимые меры. Председатель комиссии заслуженный эколог РФ Николай Бурков рассказал, что не заметил никакого опасного скопления мусора и экологической катастрофы на исследованной территории.

 

- Формально это памятник природы, но системообразующие объекты отсутствуют (родников мы не обнаружили, водокачка, которая там раньше была, разрушена), - заявил он. - Границы памятника не обозначены, в реестре недвижимости его нет. Предстоит большая работа, чтобы оставить этот объект в качестве природоохранного.

 

По поводу претензий чиновников к техническому оснащению руководитель ЦЗО пояснил:

 

- Технологии и правда странные, но отработанные. Снега в Кирове выпадает недостаточно для хорошей трассы, и мы принимаем чистый снег из города, чтобы сделать «подушку» под снежный покров, по которому спортсмены будут кататься. Мы его раскатываем, утрамбовываем, потом ждём, когда нападет слой снега с неба, утрамбовываем ратраком. Этого нам тоже не хватает, но кататься можно. Власть нам не может дать гарантию, что мы будем пользоваться землей долгосрочно, поэтому мы, в свою очередь, не можем вкладывать крупные инвестиции - например, поставить систему оснежения. На это надо минимум 10 миллионов рублей. Представьте: мы её установили, а нам сказали «до свидания». И куда нам с этой системой? По той же причине не меняем подъёмник, предназначенный как раз для небольших склонов. Учиться на нем удобно, и его хватает. А камни появляются от тонкого слоя «подушки», ратрак их поднимает фрезой. И было бы их не так много, если бы не расположение склона на южной стороне, где топит солнце. Но не так на самом деле критично на склоне с этими камешками, их совсем не много.

 

В группе ЦЗО «Калинка-Морозов» в соцсети «ВКонтакте» аргументы руководителя поддержали комментарием: «Подъемник действительно необычный, но другого и не надо, он отлично подходит начинающим сноубордистам, так же как и склон. Камней на склоне никогда не видели, альтернативы ему просто нет. Да и президентские гранты просто так не дают. Спасибо Вам за работу! В следующем сезоне обязательно придем».

 

Запретили. Что дальше?

Увы, следующий сезон вряд ли начнётся. Руководитель компании «Калинка» Андрей Морозов (который сам катается и тренирует других на этой горе) утверждает, что на ликвидации, а не на улучшении работы горнолыжного комплекса настаивает лично Илья Шульгин, который, к сожалению, не настроен налаживать диалог с бизнесом в городе.

 

- При обнаружении недостатков предприятию всегда выносят предписание об их устранении, и сотрудничество продолжается. Здесь же совершенно другая позиция. Мы прибрали склон, готовы и дальше вкладывать инвестиции, привлекать других инвесторов (и они нашлись бы), - поясняет Андрей Николаевич. - Мы сами живём здесь, всю жизнь катаемся на этой горе, как наши родители и их родители. Каждую зиму у нас тренируются более 11 тысяч детей, нам выделили на это в прошлом году два гранта - на 400 тысяч и 250 тысяч рублей. Если нам придётся уйти, люди всё равно будут там кататься. Только без контроля безопасности, без тренировок, без обеспечения инвентарём... У города есть деньги, чтобы взять всё это на себя?

 

Сомнения по тому же поводу высказал кировский гидрогеолог Анатолий Русских, всегда ратовавший за воссоздание и облагораживание уникального родникового комплекса (там самый большой дебит подземных вод в Кирове):

 

- Тревогу по поводу засыпания родников надо было бить ещё лет десять назад, когда на гору начали свозить грунт. Сейчас Морозов хотя бы несёт ответственность за всё, что там происходит, а кто будет вместо него это делать? На какие деньги? Надо посмотреть сначала, какой у него был проект, как сделан каптаж родников, дренаж, как укреплён берег. Ведь министерство раньше почему-то допустило проведение строительных работ на этой территории! Если вернут склон в первоначальный вид - как это скажется на дальнейшем состоянии родникового комплекса? Я за то, чтобы сначала провести глубокие исследования, а не рубить с плеча. Что там теперь хотят сделать - непонятно.

 

- Нужно нормально распланировать эту прекрасную территорию, где можно гулять и заниматься, например, катанием на горных велосипедах и прогулками, - высказал мнение Илья Шульгин. - Тем более что между Ежовским прудом и рекой Хлыновкой есть гривка, по которой ходят люди, это прекрасный пешеходный маршрут. Надо только привести в порядок склон, положить плодородный слой почвы, посадить траву или постелить искусственный газон. Зимой зону можно оборудовать под горнолыжный склон, поставить нормальный подъёмник. Всё это не бог весть каких денег стоит, так делают во всём мире. Об этом неоднократно говорилось Андрею Николаевичу на совещаниях. Не слышит.

 

На самом деле Андрей Морозов также выступает за создание спортивно-культурного кластера вдоль берега Вятки. И свой проект есть, но горадминистрацию он не заинтересовал.

 

14 ноября чиновники подвели итоги открытого конкурса на лучшую концепцию благоустройства территории ленточного парка в районе Ежовского озерно-родникового комплекса. Сообщили, что поступившие семь проектов не содержат оригинальных инновационных решений, учитывающих уникальность природного ландшафта и особенности исторической среды. Но как перспективные отмечены две работы - проект экопарка «Вятская Венеция» (МКУ «Архитектура») и проект с реконструкцией первой вятской водонапорной башни (ныне разрушенной), учитывающий историческую составляющую. Автор - студентка ВятГУ Алёна Мезенцева. Инвестор и сроки реализации неизвестны.

 

Напомним, что ранее город­ская власть решила разобрать знаменитый большой трамплин на Филейке. Если денег на новый Москва не выделит, кировчане могут попрощаться с горнолыжным спортом.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий