Кировская санавиация не может подняться в небо, чтобы спасти людские жизни?

ОБЩЕСТВО

РАЙОНЫ

14 ноября 2016 863 1
На печать

Помощи не ждите, или Умирать разрешается?

 

О проблемах вятской санавиации, которая хочет, но в условиях недофинансирования не может заниматься транспортировкой тяжёлых больных из труднодоступных населённых пунктов области.

 

«Денег на вылеты до конца года нет. Будут ли, неизвестно: вопрос пока не решен. Из каких средств выплачивать налет сверх контракта в октябре 400 тыс. руб., тоже пока не ясно», - примерно такой ответ получил на этой неделе от главного бухгалтера Кировской областной больницы президент ООО «Вяткаавиа» Олег Николаевич Кочкин.

 

Как работать? Став риторическим, этот вопрос не выходит из головы Кочкина. На начало ноября у «Вяткаавиа» осталось авиационного керосина только на четыре вылета. И это при том, что зарплату и аренду вертолета платить уже нечем. «Без оплаты мы летать не сможем, соответственно на санавиацию до конца года не рассчитывайте» - это все, что он ответил главбуху.

 

Кто только не призывал региональные власти обратить внимание на проблемы санавиации. В частности, на недофинансирование данного вида экстренной медицинской помощи. И призывали давно, но, увы, безрезультатно. И вот дошли до финиша - санавиация не может подняться в небо, чтобы спасти человеку жизнь...

 

Недопустимая, критическая ситуация стала поводом для интервью с президентом ООО «Вяткаавиа» Олегом Николаевичем Кочкиным.

 

- Олег Николаевич, стоит только представить, как в отдаленном районе области, допустим в Лузском, на волоске висит жизнь младенца, которого удастся спасти, если экстренно доставить его самолетом в город Киров, но это невозможно из-за банального отсутствия денег в региональном бюджете, - сердце кровью обливается. Что ж это такое происходит в нашей области?

 

- Напомню, в регионе санавиация действует на базе Кировской областной больницы, а перевозки осуществляет компания «Вятка-авиа». Ситуация действительно критическая. Отчасти виной тому - сложность прогнозирования количества больных и объема работ. Невозможно предугадать на момент заключения договора, сколько точно окажется людей, которым потребуется санитарная авиация, это рассчитывается исходя из средних показателей. Вот в прошлом году мы не долетали всего объема, а в этом - лимиты финансирования были достигнуты в октябре. Поэтому, на мой взгляд, имеет смысл предусмотреть возможность резерва финансирования, который при его неиспользовании может быть перенаправлен на другие цели здравоохранения.

 

- В настоящее время полеты все же осуществляются?

 

- Полеты осуществлялись. Нам обещали оплатить выполненные сверх контракта полеты. Но 8 ноября после разговора с главным бухгалтером Кировской областной больницы стало ясно, что денег на вылеты нет. Соответственно санавиация летать до конца года не будет.

 

- «Вяткаавиа» выполняет полеты санавиации с 2012 года. Работа осуществляется согласно контракту. Что он предусматривает?

 

- На данный момент действует контракт, который заключен в ноябре 2014 г. Он подразумевает выполнение полетов в период с ноября 2014-го по 31 декабря 2017 г. Полеты выполняются по заявкам, поступающим от КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница». Экипажи находятся на круглосуточном дежурстве и готовы вылететь в летнее время через 30 минут, в зимнее - через 45 минут.  В 2014 г. из 60 предусмотренных контрактом летных часов было вылетано 17, в 2015 г. из 340 - 289 часов. В то же время в текущем году предусмотренные контрактом 340 часов были полностью вылетаны в октябре. Дальнейшее финансирование по договору предусмотрено только на 2017 г.

 

- Сколько вылетов в среднем совершается ежегодно? На сколько растет стоимость 1 часа полета с каждым годом?

 

- В среднем продолжительность полета составляет 3,5 часа, таким образом, получается, мы делаем порядка 95 - 100 вылетов ежегодно. Стоимость часа полета на данный момент составляет 42 тыс. 400 руб., контрактом предусмотрено повышение цены на каждый последующий год на 6%. На 2015 г. финансированием было предусмотрено 13,6 млн. рублей, в 2016-м - 14,4 млн. В сравнении со стоимостью санитарной авиации в соседнем Татарстане, например, это сравнительно небольшие суммы.

 

- Расскажите об авиапарке санавиации. На чём перевозите врачей и пациентов?

 

- В большинстве своем вылеты осуществляются на вертолете Ми-2, поскольку на самолетах подбор площадки для посадки в районах весьма затруднителен. Для санитарной авиации помимо Ми-2 может применяться весь парк воздушных судов ООО «Вяткаавиа». Это самолеты Ан-2, а также легкомоторные: Cessna-182 и Z-142 (если требуется доставка врача без транспортировки больных). В 2016 году регулярность вылетов составляла в среднем около 10 вылетов ежемесячно.

 

- Санавиация летает в любую погоду?

 

- В осенне-зимний период погодные условия в комплексе с ранним наступлением темноты ограничивают применение санитарной авиации. В летнее время часто выполняются и ночные вылеты. Ночные полеты всегда вызывают определенные сложности. В этом году можно с уверенностью сказать, что 25% вылетов были ночными.

 

- А если у больного критическая ситуация, но погода не лучшая, кто решает, лететь или нет? И на ком лежит ответственность за перелет?

 

- Всегда решение на вылет принимает экипаж, независимо от фактической погоды, исходя из уверенности экипажа в благополучном и безопасном исходе полета.

 

- Расскажите о пилотах. У них имеется какая-то особая категория из-за сложности полетов?

 

- Командиры и командиры-инструкторы имеют необходимые для срочных полетов метеоминимумы, позволяющие выполнять полеты в сложных метеоусловиях, у всех пилотов огромный стаж работы. Полеты санитарной авиации осуществляют все пилоты ООО «Вяткаавиа».

 

- Какие районы области сегодня недоступны для санавиации и по какой причине?

 

- На вертолете нет недоступных районов. На самолетах полеты осуществляются в Афанасьево, Вятские Поляны, Кирс, Кильмезь, Уржум.

 

- Говорят, есть проблемы с вылетом из г. Кирова. Вылетать и приземляться приходится на аэродроме Кучаны, который находится в 25 км от города. И пока «скорая» до него доберётся, драгоценное время уходит. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?

 

- Вылеты все равно осуществляются не моментально, а спустя минимум 30 минут. Это время необходимо для подачи плана полета и его согласования со службой воздушного движения, за указанное время возможно добраться до площадки Кучаны. Высадка возможна не только в Кучанах. Бывали случаи, когда посадка осуществлялась в самом Кирове, в районе перинатального центра и травматологической больницы. Ранее площадка для вертолета располагалась там, где сейчас находится торговый центр «Метро». Мы предлагали организовать посадочную площадку в районе Катково, но пока этого не сделано.

 

- Санавиация может отказать в вылете?

 

- Нет. Мы не имеем права отказаться, если поступает заявка от Кировской областной больницы и погодные условия позволяют совершить вылет.

 

- За пределы региона вылеты совершаете? Допустим, больного можете отправить в Москву?

 

- Дальность полета имеющихся у нас воздушных судов не позволит осуществить перелет в Москву. Мы оказывали услуги по транспортировке больного до аэропорта г. Казань, но данный полет оплачивался отдельно, без привлечения бюджетных средств.

 

- Санавиацию вызывают для эвакуации тяжёлых пациентов, которых везти на машине долго и опасно. А сколько длится полет из самой отдаленной точки области до Кирова?

 

- Помимо «долго и опасно», иногда больного из-за его состояния, кроме как самолетом, доставить в принципе невозможно. К сожалению, состояние дорожной сети Кировской области оставляет желать лучшего. В Лузский, Подосиновский, Опаринский районы, например, добраться иным транспортом, а не самолетом довольно затруднительно. Из самой отдаленной точки мы можем доставить больного за 1 час 35 минут.

 

- Если реанимобиль оснащен всем необходимым оборудованием, то как обстоят дела с вертолетом, самолетом?

 

- Машина скорой помощи приезжает с необходимым в каждом конкретном случае переносным оборудованием. На вертолете возможно подключение аппарата искусственного дыхания и кардиооборудования.

 

- Врачи не боги, и пилоты тоже. Их работа в санавиации максимально опасна и сложна. Случались опасные вылеты?

 

- В принципе, каждый полет в ночное время в переходный период времени года можно назвать и сложным, и опасным. Вспоминается, как осенью прошлого года совершался вылет в Демьяново в очень сложных метеоусловиях. Уже прибыв к месту посадки, обнаружили: туман такой плотный и низкий, что даже сигналов машины скорой помощи, ожидавшей врачей, не видно. И мы были вынуждены вернуться, не совершая посадки.

 

- Ваше мнение, есть ли будущее у кировской санавиации и из каких источников должны финансироваться «сверхплановые» вылеты, если на кону вопрос жизни и смерти пациента?

 

- На мой взгляд, будущее у санитарной авиации есть. Отдельные населенные пункты расположены на значительном удалении от областного центра, без санитарной авиации обеспечить жителей области своевременной квалифицированной медицинской помощью может быть очень затруднительно. Машина от Лузы может добираться до Кирова и 12 часов, тогда как вертолет за 1 час 35 минут доставит больного в Киров. У нас контракт, мы готовы вылететь в любое время, независимо от того, плановые это вылеты или сверхплановые. Важно предусмотреть возможность дополнительного выделения денежных средств, если этого потребует жизнь.

 

- Допускаете ли вы возможность частичного перевода санавиации на платную основу?

 

- Финансирование на данный момент осуществляется за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Давайте посчитаем: если средняя продолжительность полета - около 3,5 часа, то при текущей стоимости летного часа это примерно 150 тысяч рублей. Если найдутся желающие оплатить вылет в частном порядке, то при согласовании с областной больницей мы технически можем выполнить его. Без помощи государства или региона санитарная авиация может оказаться недоступной для подавляющего большинства жителей области. Это социально значимые вопросы, крайне важные для России и региона, которые нужно решать за счет бюджета, а не перекладывая данные проблемы на людей.

 

Беседовала Ирина МАШКИНА.

ТЕГИ

Комментарии

1 комментарий
  • Владимир

    14 ноября 2016 21:00

    Мне всё нравится,куда страна катится.
    Ответить

Оставить свой комментарий

Компьютерные технологии приносят подросткам больше вреда или пользы?