Тарифы на воду и водоотведение для кировчан могут вырасти на 13 и 40 процентов

ЖКХ

23 июля 2018 560 0
На печать

 

На июльском заседании областной Общественной палаты выступил руководитель компании «Кировские коммунальные системы» (ККС), которая арендует городские сети водоснабжения и водоотведения уже 15 лет и предлагает снова повысить плату за их содержание. Есть ли другой вариант решения вопроса - городская власть пытается решить уже сейчас.

 

Проси больше - дадут меньше

Напомним, что упомянутые выше сети (водопроводные и канализационные трубы вместе с насосными станциями) находятся в муниципальной собственности и были переданы в аренду до 2019 года ККС - кировскому филиалу частной компании «Российские коммунальные системы» (РКС), подконтрольной олигарху Виктору Вексельбергу. В минувшем апреле по решению Арбитражного суда Кировская гордума приняла решение о возвращении этого имущества муниципальному предприятию «Водоканал». Тогда же на встречу с главой кировской горадминистрации Ильёй Шульгиным приехала делегация из РКС, чтобы обсудить возможность заключения концессии на дальнейшее обслуживание сетей. Как выяснилось теперь из выступления руководителя ККС Романа Лобанова, на тридцатилетний срок, который позволит компании взять «хорошие кредиты в хороших банках и реализовать проект стоимостью 10 млрд. рублей».

 

Компания уже подала соответствующую заявку в региональную службу по тарифам (РСТ). Согласно ей в 2019 году действительно заложен рост тарифа на водоснабжение в 13% и на водоотведение в 40%. Как объяснил Роман Лобанов, после введения в 2010 году более жестких экологических норм городские канализационные стоки перестали соответствовать требованиям законодательства. На реконструкцию очистных сооружений потребуется от 1,5 до 2,5 млрд. рублей, которые придётся собрать с населения и предприятий города за счет роста тарифов. Однако в конечном счёте цифры наверняка будут ниже.

 

- Если посмотреть наши старые заявки, мы всегда закладывали в тариф все необходимые мероприятия: большие ремонты и реконструкции, - говорит руководитель ККС. - Но в связи с предельным индексом роста нашу плату всегда приводили к 3%. Когда начинается работа с регулятором (РСТ), мы понимаем, от чего мы можем или не можем отказаться. Не можем - от выплаты налогов и выплаты зарплаты. То есть жертвуем либо ремонтом, либо чем-то ещё.

 

Руководитель региональной службы по тарифам Максим Михайлов подтвердил, что повышенные запросы - обычная практика ресурсоснабжающих организаций (РСО). Однако в настоящий момент инвестиционных программ у ККС нет.

 

«Даёшь концессию!»

Для понимания: аренда предполагает использование уже имеющегося муниципального имущества за плату, а концессия - создание объекта или модернизацию существующего, а уже после этого - возмездную эксплуатацию. Собственность формально остаётся государственной или муниципальной, однако «продукт» от её использования принадлежит концессионеру, становится его товаром.

 

В мае городская власть под предлогом оптимизации структуры объединила три МУПа - кировский «Водоканал», имущество которого муниципалитет незаконно (как установил суд) присвоил и отдал в аренду ККС, «Нововятский водоканал» и «Лянгасово». Предприятие должно заключить с кем-то договор концессии вместо договора аренды: своих денег на инвестиции у города мало. На том же настаивают и в ККС. По мнению Ильи Шульгина, заключенный компанией 15 лет назад договор аренды привёл к деградации инфраструктуры. Кто будет концессионером, зависит от предложений со стороны ор­ганизаций.

 

- Если это будет ККС, то пусть так и будет, тем более что опыт работы в Кирове у них есть. Но у нас есть цель повысить эффективность использования городского имущества. Сегодня ККС зарабатывают сотни миллионов рублей, а городу от этого ни жарко, ни холодно, - пояснил Илья Вячеславович интернет-порталу «Свойкировский». - Они пользуются городским имуществом, а налоги платят в другом месте. И при этом позволяют себе не выполнять инвестпрограмму, просто её не иметь, не выполнять протокольные обязательства, принятые в правительстве на совещаниях с их же участием. (...) Дружеские объятия ККС слишком тесные, и надо от них потихоньку освобождаться.

 

Куда инвестировали?

Известно, что договор аренды с ККС был навязан городу, накопившему огромные долги перед энергетиками. Вся арендная плата формально начислялась, но тут же уходила обратно той же компании на обеспечение её деятельности. Теперь она настаивает на концессии на вдвое больший срок. В чём тут освобождение? Это уже не дружеские объятия, а скорее брачный контракт. Хотя с первых лет сотрудничества муниципалитет выражал недовольство работой ККС именно из-за невыполнения инвестиционных обязательств (о чём говорит и нынешний градоначальник), а также из-за споров по поводу бесхозных сетей.

 

Правда, сами коммунальщики с этим, как правило, не согласны. В июле, накануне выступления Лобанова в Общественной палате, ККС на своём сайте заявили об исключительном вкладе в городское хозяйство: «С начала работы ККС инвестировали в развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова более 2,2 млрд. рублей. Первые крупные проекты были реализованы на водозаборе города Кирова. Компания внедрила передовые технологии для повышения качества очистки воды и создала резерв водоснабжения для развития города. Одновременно ККС ремонтировали водопровод и канализацию. За 15 лет компания обновила 132 км водопроводных и 25 км канализационных сетей. Для повышения надёжности водоотведения построила три автоматизированные насосные станции. Новые станции в городе не строили более 40 лет».

 

Правда, в более ранних сообщениях, как правило, говорилось о реконструкции станций. О постройке новой сообщалось только в связи с запуском нового оборудования стоимостью более 110 млн. рублей на территории кировской КНС-3 - одной из 27 действующих.

 

- Они ещё и оформили некоторые объекты как будто их сами построили, а затем впулили их стоимость нам в тариф! Представляете, наглость какая? - поделился возмущением с «ВК» депутат гордумы Владимир Журавлёв, выступающий за возвращение всех коммунальных сетей муниципалитету. По его утверждению, так сделали в Нижегородской области, Татарстане и Башкортостане.

 

Да, там бюджеты лучше нашего, но и чиновники не глупее. Почему они отказались от концессии?

 

В частных интересах

В мае этого года в Торгово-промышленной палате России состоялось заседание Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, на котором авторитетные специалисты подвели первые итоги реализации коммунальных концессионных соглашений. Вывод таков, что они вовсе не панацея в деле восстановления инфраструктуры в регионах, а направлены на фактическую приватизацию остатков региональных систем жизнеобеспечения в интересах узкой ресурсно-ростовщической группы лиц. Основные тезисы:

 

1. Происходит искусственное снижение роли всех участников отношений в жилищно-коммунальной сфере, кроме РСО и их многочисленных агентов. Повсеместному и тотальному давлению подвергнуты управляющие компании, объединения собственников жилья. Один из последних примеров - принятие закона о переходе потребителей на прямые договоры.

 

2. Подавляющее большинство муниципальных концессий имеют незначительную капитализацию - от 4 до 20 млн. рублей. А значит, источниками финансирования местных инфраструктурных проектов могли бы стать местные предприниматели и даже граждане.

 

3. На основании независимого мониторинга установлено, что свыше 30% концессий от общего числа расторгаются как нереализованные. Сегодня в них находится уже порядка 5% всех систем водоснабжения в России, однако потери и аварийность на объектах фактически не снизились. Аналогичная ситуация в теплоснабжении.

 

4. Наряду с внедрением концессий идет подготовка к изменению формы собственности и преобразованию муниципальных предприятий в иные организационно-правовые формы. Однако их лучшая эффективность не доказана.

 

5. Концессии декларируют повышение энергоэффективности, а значит, снижение эксплуатационных и энергозатрат. Однако выгоду от модернизации на своих расходах видят только концессионеры, а не потребители. По факту последние платят только больше и больше.

 

6. В решении некоторых кредитных организаций раскрыта сущность механизма коммунальных концессий:

 

- доходы инвестора формируются из тарифной выручки;

 

- тарифы устанавливаются на уровне, позволяющем ему покрывать издержки и обеспечивать приемлемый уровень доходности;

 

- в случае возникновения недополученных доходов субъект РФ выплачивает субсидии для их компенсации.

 

Хуже работать не будут

Получается, все инвестиции в конечном счёте финансируются гражданами из тарифов или из бюджета. Нужно ли это кировчанам? С трудом верится, что руководители исполнительной власти города и области не понимают, к чему ведут концессионные соглашения, однако почему-то продолжают составлять «дорожные карты» для их заключения с филиалами частных компаний ПАО        «Т Плюс» и РКС. Так, 12 июля губернатор Игорь Васильев встречался с руководителем компании «Т Плюс» (также подконтрольной Вексельбергу) Денисом Паслером по поводу заключения концессии на тепловые сети. Но, по мнению нашего источника, стороны ни о чём конкретном не договорились.

 

Спору нет, изношенные городские тепловые и водяные сети требуют ремонта или замены. Нет сомнений в профессионализме ни энергетиков, ни коммунальщиков - в конце концов, ремонтами занимаются непосредственно наши же кировчане, которым тоже придётся оплачивать повышение тарифов наравне со всеми другими. Работать в МУП «Водоканал» или ККС эти люди будут одинаково хорошо. А вот рассмотреть другие варианты содержания муниципального имущества, не влезая в «дружеские объятия» ещё на 30 лет, наверное, стоит. Иначе повышение тарифов на 13 и 40 процентов станет более чем реальным.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

 

 

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий