Судьба водной артерии Кировской области: мнения общественников и специалистов

ЭКОНОМИКА

04 сентября 2017 1668 0
На печать

 

Когда-то по реке Вятке ходили белые пароходы, и можно было совершить незабываемое водное путешествие от Кирова до Астрахани и обратно. А сейчас только ушлые моторки бороздят речной простор. И вот неожиданная новость: областные власти хотят сделать Вятку вновь судоходной! Причем к очистке русла реки могут приступить в 2018 году, об этом в ходе «прямой линии» с жителями региона сообщил врио губернатора Игорь Васильев. По его мнению, надо восстановить традицию тех времен, когда по Вятке ходили суда. Сейчас, по его словам, ведутся переговоры с ФГУП «Росморпорт», Министерством транспорта России, чтобы получить федеральное финансирование.

Пользователи соцсетей активно обсуждали новость, и некоторые назвали идею по углублению русла Вятки утопичной. Мы решили узнать мнение специалистов по этому поводу.

 

«И ты собрался судоходство восстанавливать?» - приветствовал один знакомый другого перед посадкой на «Флагман».

На этом теплоходе и состоялась конференция «Река Вятка и ее роль в экологии и экономике региона», организованная союзом «Вятская торгово-промышленная палата».

 

В ней приняли участие представители федеральных и региональных структур, занимающихся вопросами экологии и мониторинга бассейна реки Вятки, руководители судостроительных предприятий, лесопромышленных производств, тур-агентств.

 

Заработал двигатель, наш корабль, слегка покачиваясь, пошел вверх по Вятке в сторону Нововятского района. Открыл необычную встречу Николай Липатников, президент Вятской ТПП. Он заметил, что тема уже третьей конференции о роли главной реки области в экологии и экономике региона совпала с планами врио губернатора Игоря Васильева возобновить судоходство на Вятке. И вспомнил о своем детстве, которое прошло на берегах родной реки, и он даже пил из нее воду. Недаром тогда Вятку еще называли «серебряной»... Говоря о важности темы, Николай Михайлович зачитал письмо от руководства Сосновского судостроительного завода о том, что перспектив у предприятия нет, если нет судоходной реки, а также поведал о ситуации на Аркульском судостроительно-ремонтном заводе. Как-то, сделав баржу для голландцев, там даже не смогли спустить ее на воду...

 

Среди участников конференции был и глава Нагорского района Владимир Булычев, однофамилец знаменитого вятского купца и пароходовладельца.

 

- Вспоминаю с ностальгией время 20 - 30-летней давности, - сказал он. - Нельзя было за­крывать грузовой сплав в плотах. Перевозить низкосортную древесину на машинах нерентабельно. Выход - водный транспорт. Река все перевезет. В свое время леспромхозы были привязаны к реке: к Вятке, Кобре, Моломе, Чепце. Хотелось бы, чтобы северные, лесные районы жили, как и раньше, за счет реки. Каждый житель Кировской области, наверное, желает, чтобы наша Вятка возродилась, чтобы работала, перевозила лес, разные товары, стройматериалы... Чтобы экономика края за счет этого развивалась. Считаю, что для области одни только плюсы, если возродится река.

 

Его поддержал Михаил Скворцов, генеральный директор предприятия «Алмис», депутат Законодательного Собрания Кировской области:

 

- Водный транспорт необходим для снижения себестоимости перевозки грузов. Это сохранение автомобильных дорог, которые очень дорого обходятся бюджету. Сегодня вводятся весовые ограничения на дорогах, но это прежде всего ограничения для бизнеса, который не может развиваться в таких условиях. Кроме того, для лесного комплекса река - это огромное подспорье. В свое время колоссальное количество грузов транспортировалось рекой, и была огромная экономия транспортных расходов. Кстати, во всех странах перевозка водным путем - самая дешевая. Лесопильные, перерабатывающие заводы Финляндии, Швеции - все на своих причалах... Это одно из их главных преимуществ перед нами. Чтобы довезти свою продукцию до потребителя, мы используем очень дорогой железнодорожный транспорт.

 

Генеральный директор ООО «Проектно-изыскательский институт «Киров-
водпроект» Владимир Смирнов
рассказал, что в 2004 г. сотрудники их учреждения разработали предпроектное предложение по устройству на реке Вятке в районе города Кирова руслового подпорного сооружения с возможностью установки на нём малой ГЭС, чтобы поднять уровень реки от пяти до полутора метров. Это положительно сказалось бы на судоходстве, тем более что есть еще одна проблема: просадка дна на Вятке. Ведь не случайно запретили в 1990-е годы добычу песка и гравия из ее русла. Санкт-петербургские ученые доказали: это одна из причин того, что дно реки в районе города Кирова за несколько десятилетий просело на пять метров... Инженер-гидротехник «Кировводпроекта» Д.М. Кислицын по своей инициативе сделал продолжение этого проекта, назвав его «Строительство каскада малых ГЭС на р. Вятке».

 

С большой надеждой весть о намерении возродить судоходство на Вятке восприняла Ольга Лобастова, директор Центра активного отдыха «Летучий корабль»:

- Для развития туризма очень важно, чтобы и круизные теплоходы могли к нам заходить.  В плане экономики затраты, конечно, большие, но это же долгосрочная перспектива.  Кстати, в Нижнем Новгороде производятся колесные теплоходы, которые могут ходить и по мелководью. И не надо огромные средства вкладывать в углубление реки. Может быть, и по небольшим речкам будут добираться туристы в наши края. Надежда есть!

 

Наш теплоход развернулся, и мы пошли обратно. Перед пристанью участники конференции вышли на палубу, но дискуссии продолжались и там. Я заглянула в капитанскую рубку. За штурвалом - опытный капитан Эдуард Иванович Осипов. Всю жизнь он на реке. Поинтересовалась его мнением насчет возрождения судоходства на Вятке. А то как-то теплоход «Чапаев» подошел к берегу Кирова, но пристать так и не решился.

 

- Говорим... Надо дело делать. Запущено все, скоро ручей будет вместо реки. Видите, мимо берега проходим, сколько песку... В прошлом году еще мельче было. Пассажиры недовольны.

 

А вот и хозяин «Флагмана» - Александр Васенин.

- Эта тема поднимается не в первый раз, - посетовал он. - В 2011 году Вятская ТПП стала инициатором ее обсуждения, даже было решение правительства о возрождении судоходства, но все так и осталось на бумаге.

 

- Может быть, это просто не по силам сейчас?

- Если губернатор будет заинтересован, все сдвинется с мертвой точки. Я очень на это надеюсь. Несколько лет назад суда ржавые стояли вдоль берега, затопленные баржи, потихоньку начали восстанавливать. Если вновь лесосплава вопрос коснется, у нас есть пароходики для этого. Но трудно возрождать то, что когда-то похоронили. А с точки зрения экономики река всегда считалась кормилицей: самый дешевый вид транспорта - речной. По 10 миллионов тонн грузов перевозилось по реке, это же миллион
КамАЗов надо!

 

Все участники конференции высказались за возрождение судоходства на Вятке.

- Судовой ход - это не только эстетическое удовольствие для жителей, но и польза для реки, - подытожил начальник отдела водных ресурсов по Кировской области Камского бассей­нового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Дудин. - Поддерживая его, мы не даем реке умирать. Предотвращаем размывание берегов. Перекаты на Вятке никто не чистит - и река начинает «гулять»... А при судоходстве гидрологические процессы происходят гладко, и река спокойна, и люди довольны. Но пока, к сожалению, единого хозяина у Вятки нет. 

 

- Вы сторонник возрождения реки?

- Да, и как житель, и как чиновник. Но цена вопроса! Сейчас грузоподъемность судов больше, а все прогулочные пароходики - с очень небольшой осадкой. На них нужное количество грузов, чтобы это стало рентабельно, не перевезти. Кроме того, Вятка - единственная незарегулированная река в европейской части России. И эту ее уникальную особенность хорошо бы сохранить. Вопрос в финансировании. Если бы найти бескорыстных меценатов, чтобы не добывали песок под видом дноуглубления, а рекой занимались. Есть же обеспеченные люди, которые думают о своей малой родине! Как говорил Остап Бендер, раз есть денежные знаки, значит, должны быть люди, у которых их много, - пошутил он.

Вера Ануфриева.        

 

 

А нужна ли нам Вятка судоходная?

 

Ответить на этот вопрос мы попросили Василия Киселёва, бывшего начальника Кировского речного порта, бывшего мэра города Кирова

Помню, с каким удовольствием перед выпускным балом прокатились мы с одноклассниками по Вятке на теплоходике. А как здорово было лететь на «Заре» от Кирова до Котельнича! Солнце радугой разбивалось в прохладных брызгах, которые так приятно освежали стоящих на палубе.

 

А как всегда с нетерпением ждали у причала возле Сорвиж этот катерок на воздушных крыльях, ходивший регулярно по расписанию! Потом белые пароходики встречались на реке все реже, да и вовсе исчезли. Изредка проплывет какая-нибудь баржа да байдарки с туристами.

 

- Вятка сегодня не нужна, - считает Василий Алексеевич. - Реки необходимы там, где нет ни автомобильных, ни железных дорог, чтобы доступ был к дальним деревням, поселкам, а их сейчас нет.

 

- И все же, ваше мнение, что надо было бы сделать, чтобы возродить реку?

- Советскую власть восстановить! Дело в том, что раньше и пароходство, и лесники, которые плоты «плотили», брали кредиты под ноль процентов, а сейчас их никто не даст. А брать под 16 - 17 процентов - это же угробить предприятие... Поэтому и сплава сейчас нет. А только ради одного туризма вкладывать миллиарды в углубление реки нецелесообразно.

 

- Но почистить-то русло неплохо, а то про нашу реку говорят: «Вятка - дно деревянное»...

- Когда молевой сплав был, может быть, где-то и осели топляки, скажем в районе Сидоровки, но не по всей же реке. Я считаю, это дело совершенно ненужное. Уже в конце 90-х нашим пароходам не хватало работы, их сдавали в аренду, в основном в Татарстан, в Самару... Волжское объединенное пароходство задействовало наши пароходики. А во время сплава нам помогали.

 

- Вы - речник, капитан. Вам не жаль нашу когда-то полноводную и чистую Вятку? В позапрошлом году местами ее вброд можно было перейти, так обмелела.

- Очень жаль было, когда пароходство распродали... И долгов-то в то время у него было 48 миллионов. Тогдашний начальник планировал продать в Ленинград один пароходик для туристов за 50 миллионов - и всё, нет проблемы. Но наложили арест на имущество, пришел конкурсный управляющий и тот же пароходик по тому же адресу и за ту же сумму продал. Долги уплатил, а заодно и все пароходство с молотка пустил...

 

- Василий Алексеевич, на ваш взгляд, сколько все же времени, сил, затрат потребуется, чтобы сделать Вятку вновь судоходной? Сдюжим ли?

- Нужно, как минимум, 3 - 5 миллиардов ежегодно, чтобы провести дноуглубительные работы хотя бы от Кирова до Вятских Полян. Потребуются дноуглубительные снаряды - где их сегодня найти? Это огромная работа, за которую надо хорошо платить. И главное, ради чего? Порты закрыты, железных дорог к ним нет, да и работают они сейчас только на добыче гравия и песка. Кстати, новый министр транспорта Кировской области намерен песок из Краснодара возить, а у нас этого песка... Как пословица: «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз».

 

- Сейчас как раз с министерством транспорта и ведутся переговоры о возрождении реки Вятки...

- Это предвыборная кампания, больше ничего.

 

Записала В. Георгиева.

 

историческая справка

В древности река Вятка имела еще одно название - Нукрат, что значит «серебряная река», а когда-то она была и золотой - золотой жилой для предприимчивых купцов-судовладельцев. Прошло немало лет, и сейчас речники называют Вятку не иначе как «мертвая», а само местное судоходство считают отброшенным на столетие назад.

 

Первый пароход приплыл в город Вятку из Перми весной 1855 года, везя на буксире баржу с 30 тысячами пудов соли. Регулярное судоходство здесь было организовано спустя шесть лет на двух пароходах - «Вятка» и «Орлов», принадлежащих местным купцам. Еще через шесть лет по реке Вятке плавало уже 5 пароходов разного вида.

 

Развитие судоходства тянуло за собой и другие направления. Людей всегда привлекала река, и купцы этим пользовались, поэтому на пристани бойко шла торговля. У кромки воды продавались товары - от бытовой утвари до журналов и книг. На пароходах были организованы рестораны с отличной кухней, на борту угощали такими блюдами, которых на суше не подавали ни в одном заведении.

 

Вятский флот постепенно превращался в один из крупнейших в бассейне реки Камы. Жители губернского города очень гордились этим фактом, а вид самих пароходов вызывал у них восторг. Но на самом деле запустить речной транспорт по водам мелководной реки всегда было сложным делом. История вятского судоходства могла сложиться иначе, если бы не нашлись смелые люди, готовые вкладывать капиталы и идти на большой риск.

 

Самым успешным параходовладельцем на Вятке стал Тихон Филиппович Булычев (1847 - 1929). Собственное пароходство он основал, когда ему было всего 22 года, но молодой человек оказался талантливым коммерсантом, как и многие представители знаменитого купеческого рода Булычевых. Он вел свое дело со знанием конъюнктуры рынка, подбирал себе в помощники людей опытных и прозорливых, с каждым годом расширял свое дело - строил конторы в Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Москве.

 

Уже к 1875 году Булычев стал крупнейшим судовладельцем города. «Хозяин Вятки» - так называли жители местного миллионера. Его флот насчитывал 19 пароходов и 50 несамоходных судов. Больше всего купец гордился пароходом «Орлов», который по характеристикам опережал свое время на 50 лет. Двухпалубный пароход вмещал до 500 пассажиров и мог перевозить грузы весом до 150 тонн. После по его модели  строили пароходы, заполонившие в середине XX века реки всей России.

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий