Система «Платон»: от работы в тестовом режиме к увеличению тарифов и новой волне митингов?

ЭКОНОМИКА

31 октября 2016 750 0
На печать

Система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн действует почти год - с 15 ноября 2015-го.  Введение «Платона» вызвало бурную протестную реакцию среди дальнобойщиков. Об этом «ВК» писал осенью прошлого года. Сегодня среди них подымается очередная волна недовольства из-за нового тарифа системы «Платон», который, не исключено, будет установлен до конца текущего года.

 

Об этом уже сообщил глава Минтранса РФ Максим Соколов. Он заявил прессе: пора завершить тестовый период работы системы и перейти к основному тарифу, что означает - поднять его почти в 2 раза. Разумеется, это решение еще будет обсуждаться.

 

Напомним, по системе «Платон» первоначальная стоимость проезда по 1 км федеральной трассы составляла 3 руб. 73 коп. После серии митингов дальнобойщиков по всей стране все же услышали и возможный размер тарифа снизили до 3 руб. 6 коп., а затем заморозили на отметке 1 руб. 53 коп.

 

Предполагалось, что система пополнит Федеральный дорожный фонд: около 45,3 млрд. руб. - в 2016 году, в 2017 году - примерно 45,7 млрд., а в 2018 году - приб-
лизительно 46,3 млрд.

 

Однако, по информации Министерства транспорта РФ, с начала работы системы «Платон» в федеральный дорожный фонд поступило 14,5 млрд. руб. Как утверждают дальнобойщики, собранные с их большегрузов деньги за проезд по федеральным трассам на федеральные трассы практически не попали. В основном они тратятся на региональные дороги. К тому же обслуживание самой системы обходится почти в одну треть собранной с дальнобойщиков суммы. Согласно данным из Интернета, из собранных «Платоном» 14,5 млрд. руб. 8,6 млрд. ушло оператору и только около 6 млрд. руб. - на дороги.

 

Владимир, владелец небольшого ООО и работодатель, пожелавший не называть своей фамилии, поделился точкой зрения по поводу введения «Платона» и рассказал, как выживали перевозчики в течение года после внедрения системы и что они думают о повышении тарифа.

 

- Существует мнение, что введением системы «Платон» государство оказывает давление на перевозчиков.

 

- Абсолютно верно. Причем с трех сторон. Во-первых, грузоперевозчики, как и все автовладельцы, платят акциз, заложенный в цену топлива, во-вторых, выплачивают транспортный налог, а в-третьих, платят за каждый километр пути своих большегрузов по федеральным трассам в рамках системы «Платон».

 

- Получается, расходы увеличиваются. Как вы их минимизируете?

 

- За счет сокращения трат на обслуживание машины, к примеру. Разумеется, это приводит к износу и поломкам. Ну а что делать? У меня работают два водителя, пришлось урезать им зар-плату. Пока не уволились. Экономлю и на колесах - реже меняю резину, заставляю ездить на «докатках», что тоже неправильно: увеличивается риск возникновения аварийных ситуаций. Ну и экономлю на топливе - покупаю более низкого качества. Все это в конечном счете доведет до того, что машины могут превратиться в груду металла. Осознаю, но иначе просто нужно уходить из этого бизнеса.

 

- Некоторые еще и увеличивают пробег, сокращают время на отдых и сон дальнобойщиков.

 

- И я этим грешу, признаюсь. Но все это вынужденные меры. Многие мои знакомые, такие же, как я, некрупные владельцы ООО или ИП, сами пересели за баранку, уволив штатных работников, чтобы сэкономить на зарплате им и хоть как-то удержаться на плаву.

 

- По кому, на ваш взгляд, ударит увеличение тарифа?

 

- По всем. Рост тарифа повлияет на грузоотправителей, которые явно не захотят при этом снизить собственную прибыль. В результате увеличение стоимости перевозок ударит по конечному покупателю - по всем нам.

 

- Частные перевозчики умудряются как-то не переходить на систему «Платон». Говорят, её можно обойти, ведь системы фиксации покрывают только малую часть федеральных дорог - процентов 15, не больше?

 

- Я скажу честно: кировские грузоперевозчики платят только в том случае, если едут в Москву. Больше никто нигде не платит. Если же тариф увеличат и контроль станет жестче, то перейти на систему «Платон» придется всем. Пока же все ездят надеясь на русский авось: а вдруг пронесет и никто не остановит.

 

- А как осуществляется плата за проезд?

 

- Традиционно двумя способами: с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчет производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства.

 

- Какие штрафы предусмотрены для физлиц и юрлиц?

 

- Размер административной ответственности за движение по федеральным дорогам без оплаты - 5 тысяч рублей за первое нарушение, а также 10 тысяч рублей за повторное (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц). Водители транспортных средств освобождены от штрафов за нарушение внесения платы за проезд по федеральной трассе общего пользования.

 

- Это правда, что многих кировских грузоперевозчиков введение «Платона» просто выдавило из бизнеса?

 

- Да. У меня пара знакомых сейчас развивают другой бизнес. Не удивлюсь, если увеличение тарифов выдавит и остальных.

 

- Хоть что-то позитивное о системе можете сказать?

 

- Вряд ли. Разве что известный факт: в 2016 году Кировская область получила от системы «Платон» 550 миллионов рублей, из которых 150 были направлены непосредственно на областной центр.

 

- Если повышение тарифа приведет к очередным протестным акциям дальнобойщиков по стране, как думаете, кировские коллеги их поддержат?

 

- За всех отвечать не могу, но мои партнеры по бизнесу - однозначно да.

 

Беседовала Ирина МАШКИНА.

                                                        

«Платон» - российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». С момента запуска в эксплуатацию системы - 15 ноября 2015 года - деньги взимаются с перевозчиков в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также