Сибирская язва «дремлет»: в Кировской области более 30 сибиреязвенных скотомогильников

ОБЩЕСТВО

РАЙОНЫ

09 июля 2018 2499 0
На печать

 

Хранилища радиационных отходов - результат прошлой деятельности Кирово-Чепецкого химкомбината, ковавшего ядерный щит страны, свалки ядохимикатов… А сколько еще опасных захоронений скрывается в вятской земле? К примеру, сибиреязвенный «монстр», как джинн из бутылки, может вырваться на волю при благоприятных условиях. Ведь споры сибирской язвы сохраняются в почве тысячелетия и могут стать источником вспышки этого смертельно опасного заболевания. Как это произошло в 2016 году в Ямало-Ненецком автономном округе. И это порождает всевозможные слухи и даже публикации в СМИ.

 

Так, на днях один «независимый» информационный еженедельник разместил материал «На чем стоит «Вятская Рублевка: элитный коттеджный поселок дислоцируется на… сибиреязвенном скотомогильнике». Дескать, собственники коттеджей и не подозревают, что якобы по соседству с д. Машкачи расположен могильник животных, пораженных сибирской язвой.

 

А год назад, весной, в юго-западном районе города Кирова неизвестные «доброжелатели» развесили листовки: «Внимание! Сибирская язва!», в которых посоветовали жителям пройти вакцинацию в НИИ гематологии и переливания крови в связи с грядущим паводком. Как оказалось, сотрудники института к этой «акции» совершенно непричастны. Говорят, у страха глаза велики. Но и дыма без огня не бывает. Поэтому мы и решили обратиться за разъяснениями к специалистам.

 

- Возможно ли и в Кировской области такое происшествие, как на Ямале? - поинтересовалась я у Любови Валерьевны Опариной, начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Кировской области.

 

- Дело в том, что на Ямале захоронения павших от сибирской язвы животных никогда не учитывались. У оленеводов нет стационарных пастбищ. Где олени погибли, там и захораниваются. Условий для размножения возбудителя в зоне вечной мерзлоты практически нет, но вот выдался теплый год - и споры проснулись. А олени пришли на зараженную территорию. У нас такого быть не может.

 

В Кировской области постоянный контроль и строгий учет всех скотомогильников, и не только сибиреязвенных. Это сфера деятельности органов исполнительной власти, определяющих, кто будет их обустраивать, содержать, каковы источники финансирования. Это серьёзная, большая работа. И все же нельзя сказать, что область благополучна по этому заболеванию.

 

У нас есть неактивные, почвенные очаги. А они считаются вечными. Если скотомогильники безхозные, если не можем определить их координаты, то вся территория вокруг очага считается неблагополучной. И ветслужба определяет границы этой неблагополучной территории, чтобы она в сельскохозяйственных целях использовалась ограниченно.  Бывает, что деревня, возле которой был скотомогильник, давно исчезла, архивы утеряны, вот и приходится потом опрашивать старожилов, где тут и когда захоронения останков животных были. Чтобы под контролем инфекцию держать.

 

- В чём опасность сибирской язвы для человека?

 

- Под угрозой заражения те, кто ухаживают за животными. Особенно если ветеринарный врач вовремя не поставит диагноз.

 

- А прививки от сибирской язвы делают?

 

- Конечно. И скотоводы на неблагополучных территориях должны обязательно прививаться. В Кировской области прививки делают и тем, кто занимается убоем скота, обработкой сырья, а также ветврачам, которые лечат больных и освидетельствуют павших животных.

 

- И всё же, если человек заразился?

 

- Заражение обычно происходит при контакте с больным животным, а также пищевым путём, когда в пищу попадает недостаточно обработанное мясо и мы «съедаем» возбудителя. Сибирская язва эффективно лечится антибиотиками. Другое дело - если поздняя диагностика или септическая форма. Зачастую лекарства попросту опаздывают. Поэтому и считается эта инфекция опасной, что скорость развития заболевания из-за интоксикации намного выше, чем скорость действия антибиотиков. И даже если возбудитель погибает, токсины могут продолжать действовать.

 

- Серьёзная инфекция…

 

- Не зря возбудители сибир­ской язвы рассматривались в качестве возможного бактериологического оружия.

 

- А сколько всего сибиреязвенных скотомогильников на территории области?

 

- Более тридцати. Из них два - в городе Кирове, и оба на улице Московской: в районе торгового центра «Метро» и неподалеку от студенческого городка ВятГУ.

 

- И все они огорожены, с аншлагами?

 

- Обязательно. Огораживание требуется, чтобы на этом месте не проводились, к примеру, выпас скота, строительство с выемкой грунта.

 

- Однако рядом со скотомогильниками вырос целый жилой микрорайон «Метроград» и студенческие общежития. Неужели жилье оказалось в их километровой санитарно-защитной зоне?

 

- По решению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко в 2007 и в 2008 годах санзона могильников была сокращена до 50 метров.

 

- В связи с чем?

 

- В связи с проведенными там исследованиями почвы специалистами противочумного института «Микроб» и организации «Мир без инфекции». После экспертизы они сделали заключение о том, что территория вокруг скотомогильников не загрязнена и не представляет опасности.  Даже следов каких-либо загрязнений не найдено. Судя по документам, там не было захоронений останков животных, все они предварительно сжигались. К тому же эта территория в километровой зоне ранее довольно долго эксплуатировалась, застраивалась и не было никаких случаев заболевания.

Адреса сибиреязвенных скотомогильников предоставлены Управлением Роспотребнадзора по Кировской области.

 

Из истории

 

Самый старый учтенный сибиреязвенный скотомогильник расположен в Верхошижемье (сейчас он оборудован в соответствии с ветеринарным законодательством). Первые захоронения зараженных этой инфекцией животных появились там в 1834 году. Позже, при строительстве дороги, были найдены кости, которые перенесли на участок скотомогильника. Сейчас его площадь около 600 кв. м.

 

Когда-то, в начале XIX века, здесь находилась салотопка.  В то время были многочисленные случаи гибели животных от сибирской язвы. В архивных документах указывается, что в одной деревне пало десять голов скота, в другой, к примеру, сто.

 

Интервью взяла Вера Ануфриева. 

 

P.S. Сейчас в области проводится работа не только по обустройству, но и по ликвидации скотомогильников, за исключением сибиреязвенных. Интересно, что современные крематоры позволяют сжигать зараженные трупы животных до пепла, до неорганических остатков, которые не представляют опасности для человека и животных.   

 

 

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий