Развалины "медгородка" рядом с "Алыми праусами" в Кирове. Зона повышенной опасности

ОБЩЕСТВО

17 сентября 2018 744 0
На печать

 

В нескольких метрах от «оазиса» находятся опасные объекты, которые никто не хочет сносить. Они при­тягивают подростков и бомжей… Далеко ли до беды?

 

«В Крыму школьник выпал с четвертого этажа недостроя. Он с тяжелыми травмами находится в реанимации и говорит, что не помнит событий того дня. Жильцы соседних домов услышали крики, а потом нашли окровавленного 14-летнего мальчика. Его в тяжелом состоянии доставили в больницу. Деньги на лечение собирают односельчане. В магазинах установили ящики для добровольных пожертвований, поскольку юношу воспитывает только мама-инвалид...»

 

Подобными тревожными сообщениями из Рязани, Кременчуга, Москвы и других городов пестрит Интернет. Общественность, родители, педагоги, медики бьют во все колокола: почему объекты, когда-то начатые возводиться либо теперь заброшенные, идущие под снос, остаются без внимания властей и правоохранительных структур? Наш город тоже, похоже, не будет исключением из числа потенциальных «героев» криминальных происшествий российского масштаба, пока рядом с красивыми объектами находятся кошмарные «обители»...

 

Как меняется время! Не успел оглянуться, а на одном из некогда любимых мест в городе - где располагался кинотеатр «Алые паруса» (многие ходили туда детьми) - выросло огромное высотное здание. Пройдешь дальше по улице Московской, мимо остановки, где когда-то в ожидании автобуса горожане скрывались в сквере, в тени цветущих яблонек, свернешь направо - по проулку, где сейчас ведутся работы по укладке асфальтовых дорожек, и поневоле кинешь взгляд на легендарный в своем роде бывший больничный городок…

 

Если заглянуть в историю Вятского края, то непременно узнаешь, что вдоль Московского тракта еще во второй половине XIX века были построены корпуса губернской земской больницы. За почти вековой срок эти здания износились и уже в советское время напоминали не учреждения здравоохранения, а типичные трущобы-бараки. Вспомните: кожно-венерологический, кардио-, наркодиспансеры, медицинский информационно-аналитический центр и диспансерное психиатрическое отделение.

 

Немногие знали, что среди мрачных разбитых зданий имеется еще и объект культурного наследия регионального значения: дом, где с 1912 по 1927 год работала видная революционерка, общественный деятель Людмила Громозова. Внесла большой вклад в развитие психиатрии Вятского края. Организовала в Вятке психоневрологический диспансер, была похоронена на его территории. 

 

Возле этих учреждений всегда толпились люди. Помню, как в годы так называемой чеченской войны не зарастала тропа к центру психотерапии. Тогда его специалисты спасали солдатских мам, чьи сыновья погибли в вооруженном конфликте на Северном Кавказе. Приходили сюда и бойцы, побывавшие на войне, с изломанной психикой, с израненными, искалеченными душами. У многих горожан с этими зданиями связана своя история, отчасти грустная, печальная…

 

По проулку со стороны ул. Московской (между новым торговым центром и забором, за которым бывший городок, а точнее - развалины) выхожу на ул. Преображенскую (ранее Энгельса). Иду вдоль старого ржавого ограждения, за ним - еще ряд пустующих зданий больничного городка. На заборе и воротах - предупреждающая новая табличка: «Опасно для жизни!» Понятно, что за стальными прутьями не должно вроде бы ничего шевелиться. Но вот и проломленное заграждение. Захожу на территорию - и… едва не оказываюсь в открытом канализационном колодце: его не видно сквозь заросли. Он - напротив здания с написанным мелом номером 88. На дне колодца - груда пустых бутылок из-под пива.

 

Навстречу из зарослей бурьяна, репейника по сохранившейся асфальтовой дорожке идут мама с коляской, бабушка с внучкой. Оказалось, всегда так ходят: удобно с Московской на Преображенскую! Не пугают груды разбитого стекла, заросли репейника, зловоние…

 

- Мы же днем идем - чего нам бояться? - сказала бабушка. - Вечером стараемся не захаживать: тут нетрезвые личности тусуются, нередко и подростков встречаем. Но нас они не беспокоят - пусть родители за ними следят.

 

Аргумент веский! Что греха таить, несовершеннолетних всегда тянет в «места необетованные». А тут - раздолье для стихийных, скрытых от глаз люд­ских, тусовок, да и от родительских глаз в стороне. Иду дальше. В незаколоченных, с распахнутыми и поломанными дверьми помещениях - груды старой мебели, разбитые лампы (возможно, ртутные), «макулатурные» горы и другой хлам. Пустой же тары немерено: значит, место для разного рода горожан (не только несовершеннолетних) действительно вполне обжитое. На одном из зданий даже в целости сохранился «План больничного городка». Словом, иди по нему в любое заброшенное помещение - ориентир четкий!

 

Обойдя практически все развалюхи, больше никого не обнаружил. Сквозь заросли репейников выхожу... на свет божий! Вот и сквер за «Алыми парусами». Всего-то метров 30 - 40 от трущоб - и совершенно другой мир! Ухоженные дорожки, удобные скамьи-диваны, площадка для спорта и игр, цветущие газоны, мамочки с колясками и играющие дети у скульптуры «Влюбленные под зонтом».

 

3 сентября прошлого года это райское место открыли в присутствии первых лиц области. Губернатор даже в мяч с детьми играл на новой спортплощадке. Как известно, ранее АО «Кировский ССК» и министерство здравоохранения Кировской области подписали соглашение по благоустройству данной территории. Проект сквера, о чем узнал в беседе с жителями, разработали с учетом их пожеланий. Работы велись на протяжении трех месяцев.

 

Антонина живет рядом, в новой высотке. Теперь, находясь на заслуженном отдыхе, всякий раз отдыхает здесь с внучкой. Красиво, цивилизованно, безопасно! А как же заброшенные объекты рядом?

 

- Я хожу мимо них. Конечно, шагнешь шаг-другой - и как будто в ином мире. Наверно, так уж у нас повелось: с одной стороны - красота, с другой - чёрт ногу сломит! Где власть?..

 

Еще в конце 1990-х - начале 2000-х больничный городок хотели убрать как «позорное явление». Строительная компания, взявшаяся за благое дело - снос старых зданий и сооружение новых, впоследствии обанкротилась, естественно не выполнив обязательства. Правда, два жилых дома-высотки все-таки были построены. Они сейчас, как прожектора, высвечивают уютными окнами квартир «московские» трущобы.

 

Можно бы и успокоиться: мол, все довольны. А как же заброшенные объекты, ставшие особо опасными? Дважды приходил я в этот трущобный край, в том числе и поздно вечером, после 21-00. Подростков не видел, не покривлю душой (все-таки учеба в разгаре и родители начеку). Молодые люди с пивом в руках сидели на скамеечках на детской площадке. Похоже, тихо проводили досуг и никому не мешали…

 

 Звонил в подразделение по делам несовершеннолетних ОВД Октябрьского района. Видимо, попал в очень напряженное время - так, по крайней мере, мне объяснили сотрудники. Начало школьных занятий, подготовка к выборам… Все задействованы, в рейды выходят по сигналам, в сопровождении сотрудников ППС. К тому же  тревожных обращений к ним не поступало - ни от жильцов окрестных домов, ни от родителей, ни тем более от педагогов.

 

Так что, повода для беспокойства нет?! Ждем, пока жареный петух не клюнет. Не дай бог, обвалится на кого-то крыша заброшенного аварийного здания, или загорится что-то в помещении, или кто-то (тьфу, тьфу!) свалится в открытый колодец... Меня вот пронесло. Таков наш менталитет: авось пронесет?! Хорошо бы…

 

Александр ШИРОКОВ.

 

Фото: kirov-portal.ru

 

Справка «ВК»

 

Все обитатели городка давно переехали по другим адресам: в здание на Студенческом пр., 7 (бывший госпиталь Кировского военного гарнизона), - различные службы и подразделения наркодиспансера.  Кардиодиспансер теперь на Октябрьском проспекте, 82-а, медицинский информационно-аналитический центр - в помещении закрывшейся гостиницы правительства области на ул. Герцена, 49, психиатрическое отделение (диспансер) - в п. Ганино, кожно-венерологический диспансер - в микрорайоне Коминтерновском, на ул. Семашко, 2-а.

Кстати, в феврале 2015 года по согласованию с родственниками состоялось перезахоронение останков Людмилы Громозовой: могилу, которая была расположена под окнами одного из корпусов на ул. Преображен­ской, перенесли на почётную аллею нового Федяковского кладбища.

 

Редакция «ВК» направила запрос в министерство здравоохранения Кировской области, в котором руководителю ведомства были заданы такие вопросы: «Кому принадлежат здания бывшего больничного городка на ул. Московской? Если они находятся на балансе вашего ведомства, то когда будут снесены? Считаете ли вы, что в настоящее время они представляют серьезную опасность для людей, особенно несовершеннолетних, и стали объектами беспокойства родителей, педагогов?»

 

На днях мы получили ответ из минздрава: «…В квартале улиц Московская, Преображенская, Октябрьский проспект расположены 6 зданий, 5 из которых находятся в собственности Кировской области. В настоящее время снос зданий технически нецелесообразен. Ввиду того что объекты расположены на территории, статус которой признан защитной зоной, в пределах которой установлен особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство и осуществление земляных работ, демонтаж фундаментов не допускается. В целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, доступ к зданиям строго ограничен, в том числе с установлением охранной сигнализации. Работа по контролю доступа посторонних лиц на объекты проводится регулярно».

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий