Просто одна семья. Как финноугорские народы сохраняют свою культуру в Кировской области

КУЛЬТУРА

14 июня 2022 559 0
На печать

Фото: vk.com/ddn_kirov

 

Недавно в кировском Доме дружбы народов (ДДН) в рамках Года культурного наследия народов России при поддержке Федерального агентства по делам национальностей и министерства внутренней политики Киров­ской области впервые прошла региональная конференция

 

«Сохранение и развитие самобытности культуры, традиций финноугорских народов, проживающих на территории Кировской области».

 

На мероприятие пригла­си­­­-ли творческие коллективы нацио­нально-культурных центров Кировской области: вокальный ансамбль «Югдон» из д. Светозарево Слободского района, ансамбль «Ниримдор» Центра коми-пермяцкой культуры Афанасьевского района, марийский ансамбль «Кетек вел» центра культуры и досуга г. Малмыж…

 

К Дому дружбы я приехал рано утром, чтобы посмотреть на участников мероприятия, посетить выставку декоративно-прикладного творчества финноугорских народов, попробовать традиционные национальные блюда. Словом, окунуться в атмосферу праздника, какой в ДДН проводили впервые.

 

В гримерных комнатах приводили в порядок национальные костюмы, готовили к выступлению музыкальные инструменты. Изумительно пахло варениками, перепечами и блинами. Как говорится, все приехали не с пустыми руками, а со своими талантами, традициями, обычаями и с большим желанием продемонстрировать зрителям, что традиции финноугорских народов живут, их продолжают молодые.

 

Перед началом мероприятия я встретился с его участниками и попросил их рассказать об этом.

 

Вместе - сила!

 

Один из почетных гостей конференции - глава г. Советска Владимир Иванович
ПОРУБОВ.
Случайно ли он здесь оказался?

 

- Мой визит в кировский Дом дружбы народов абсолютно закономерен. У нас в Советском районе проживают представители многих национальностей - марийцы, удмурты, коми-пермяки, татары, армяне, азербайджанцы и многие другие. А потому хранить традиции того или иного народа - очень важно. Это объединяет людей, сближает по интересам, укрепляет.

 

Разумеется, такая работа проводится регулярно. Я и сам своё детство провёл в Казахстане, где учился в многонациональном коллективе. Как-то разговорились с директором кировского ДДН Еленой Леонидовной Матанцевой, она предложила поддержать развитие национальной культуры на более масштабном уровне. У нас и так в этом направлении работают творческие коллективы, Дом народного творчества, музей, школа. Но надо выходить и на областной уровень, продвигать народные традиции. В прошлом году город принял участие в создании фильма «Национальная палитра Вятки», который рассказывает о марийцах нашего района. Сегодняшняя конференция - лишь начало большому делу.

 

Пчеловоды, бондари…

 

Александр Иванович МАКАРОВ - полномочный представитель Республики Марий Эл в Кировской области.

 

- Александр Иванович, цель вашего участия в конференции?

 

- В Кировской области марийцы проживают в десяти районах. По данным послед­ней переписи населения, их более 30 тысяч. Сегодня, независимо от того, кто ты - мариец, удмурт, коми-пермяк, надо сохранять и развивать свои традиции, и главное - продолжать. Без этого нет истории народа, родного края, а поколение без истории потеряет свою родословную.

 

- Так ли бережно народ мари относится к своим истокам?

 

- Знаете, я горжусь тем, что у молодых марийцев сохранился стойкий менталитет: они продолжают дело дедов и отцов. Молодые семьи обзаводятся хозяйством, занимаются пчеловодством, традиционными народными промыслами. Это особенно видно в местах проживания нашего народа в Уржумском, Малмыжском, Кикнурском, Пижанском районах. Я, например, бондарь: делаю бочонки, тазики для бань. Это ремесло передавалось из поколения в поколение. Однажды увидел дома бочонки и не знал, кто их изготовил. Оказалось, мой прадед. Знаете, ещё ободочки на них из лозы.

 

- Вы сказали о районах, где проживают марийцы. Там проводятся национальные праздники?

 

- Например, в Уржумском районе Александр Фёдорович Петрушин, энтузиаст, организовал и проводит фестиваль марийских народов «Уржум-мари». Причём в нём принимают участие много молодых - это очень приятно.

 

Деревня, «Василёк» и дружба

 

Глава администрации Светозаревского сельского поселения (Слободской район) Андрей СОЛОВЬЕВ приехал в кировский ДДН в национальном выходном удмурт­ском костюме. Он, пожалуй, самый молодой мэр.

 

- На вашем костюме - знак луны. Он тоже имеет отношение к удмуртам?

 

- Да, это символ нашего народа.

 

- Андрей Владимирович, о вашей деревне много пишут, снимают телесюжеты.

 

- И это не случайно. Светозарево - место компактного проживания самых северных удмуртов в мире. Этнокультурные традиции нам передают ещё в школе. В нашей деревне проживают более 500 человек, почти 85 процентов из них - удмурты. Я тоже коренной удмурт. Окончил педуниверситет по специальности «учитель английского языка».

 

- После окончания вуза решили вернуться в деревню?

 

- А как же?! Я её очень люблю. Когда учился, всегда приезжал на выходные. Отец - директор местной школы. Меня здесь знают. Когда поступило предложение поучаствовать в конкурсе на должность главы, решился. Люди поддержали.

 

Не случайно одним из ярких коллективов праздника, представляющим традиции удмуртов, стал песенно-танцевальный ансамбль «Лыскутюк» («Василёк») из д. Светозарево. Он существует уже около 30 лет. Что интересно, его хормейстер Галина Кузьмина по национальности русская, балетмейстер - тоже. Но они искренне полюбили свой край и его обычаи. В том и убедились гости, пришедшие в ДДН, настолько зажигательными были светозаревские артисты.

 

Кто знает язык?

 

Марина ВОРОБЬЕВА, участница коми-пермяцкого ансамбля «Ниримдор», приехала из д. Московская Афанасьевского района.

 

- Раньше, когда я училась, мы стеснялись говорить на родном языке. Нас же называли «пермяк - солёные уши». Да и ребят не учили разговаривать на коми-пермяцком. Мы с мужем говорим на русском, муж с братом - на родном, дети не говорят на нём, но понимают его. У меня три сына, все - пограничники, служат на Камчатке в морской береговой охране.

 

Наш ансамбль существует с 1995 года. Поначалу нас было четверо, теперь - больше. Ездим продвигаем наши традиции.

 

Праздники Большого Китяка

 

В одну из гримерок я пришел на запах. Здесь на столе раскладывали чудеса национальной кухни участники марийского ансамбля из
с. Большой Китяк Малмыжского района. Заведующая Домом культуры Ирина КОШКИНА рассказала, с какими номерами они приехали в Дом дружбы народов, чтобы представить свою родную сторонку.

 

- В нашем ДК работают несколько народных коллективов, в которых занимаются дети от семи лет и старше: «Радуга», «Спутник», «Звезда», и взрослый - «Кетек вэл». Мы показываем номера с театрализованным действом. В них - наши обряды, национальные праздники.

 

Проводим межрегиональный фестиваль, на который приезжают гости из Татарстана, Марий Эл, Удмуртии. Показываем свадебные обряды. Знаете, какие они красивые? Причём, что любопытно, марийцы, которые живут на правом или левом берегу реки, имеют свои отличия в костюмах, песнях, блюдах. И это тоже важно сохранить.

 

Одна семья

 

В рамках конференции состоялись и выступления гостей. Например, заведующий археологической лабораторией Вятского государственного университета Алексей Кайсин рассказал о памятниках архитектуры, об истории и о культуре финноугорских народов на территории Кировской области.

 

Другие выступавшие говорили о лучшей практике сохранения и развития самобытности культуры.

 

Я посмотрел выступления народных коллективов, пообщался с их участниками, отведал блюда национальной кухни (пальчики оближешь!). Понял: пока есть энтузиасты, хранители устоев своего народа, останутся и национальные традиции - марийские, удмурт­ские, коми-пермяцкие.

 

А все участники - просто одна большая дружная семья. Надо лишь помнить, что у каждого народа есть своя изюминка, отличие, обычай, по которым его узнают. А как же жить без своего лица, ремесла, костюма, без блинов, наконец?

 

А. ВЯТКИН.

 

 

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также