Председатель Контрольно-счётной палаты Кировской области Юрий Лаптев: «За риски придётся заплатить»

ЭКОНОМИКА

26 ноября 2018 162 0
На печать

 

Деньги считать умеет каждый. Но попробуйте разобраться в бюджете. Вроде тоже деньги, но как только начнете их считать, то голова пойдет кругом. Это вам не дебет с кредитом свести в семейном бюджете. Здесь специалист нужен.

 

Для этого и существуют разные органы, которые не только этот бюджет «лепят», но и смотрят за тем, как он расходуется. Одним из таковых является Контрольно-счетная палата Кировской области (КСП). Именно она следит, куда, а главное - как расходуются деньги налогоплательщиков, к коим каждый взрослый человек вправе себя отнести.

 

Сегодня область принимает новый бюджет. В первом чтении он уже принят. Его общие параметры определены. Дело за малым - установить точный адрес того, на что деньги будут потрачены.

 

Но характер бюджетного процесса во многом зависит от того, что происходило в этой сфере ранее. Проще говоря, как исполнялся бюджет в предшествующие периоды.

 

И кто, как не КСП, может грамотно, со знанием дела и с конкретными примерами, рассказать об этом? Палата уже сделала свое заключение по новому, формирующемуся бюджету, а также проанализировала исполнение текущего.

 

«Вятский край» попросил руководителя областной КСП Юрия Лаптева поделиться выводами, к которым пришли аудиторы.

 

С расходами придётся ужаться

 

- Юрий Николаевич, что, на ваш взгляд, важно знать жителям области о новом финансовом документе региона?

 

- Думаю, основные его параметры известны всем, кто этим интересуется. Отмечу только, что анализ макроэкономических показателей осуществлен в нем в соответствии с базовым вариантом, предусматривающим более высокие темпы экономического роста.

 

Доходы заложены в размере 51,5 млрд. рублей. Это чуть меньше показателя текущего года. В основном из-за уменьшения субсидий из федерального бюджета на миллиард рублей. Хотя работа с федеральным центром продолжается - и цифра субсидий может измениться в большую сторону. Возможно, это произойдет уже ко второму чтению, в декабре этого года.

 

Расходы обозначены в сумме 50,8 млрд. рублей. И это опять же меньше, чем плановые назначения текущего года.

 

Сравнив доходы и расходы, видим, что новый бюджет будет профицитным. Имеющаяся разница в объеме - почти 580 млн. рублей - будет направлена на погашение федеральных бюджетных кредитов, по которым достигнуто соглашение об их реструктуризации на пять лет. Первые два года - по 5%, последующие - с нарастанием. Учитывая это, если посмотреть на параметры нового бюджета на трехлетний период, можно заметить, что предусмотрен соответствующий рост профицита. В 2021 году он должен составить 2,2 млрд. рублей.

 

Хочу заметить, что, несмотря на принятие областного бюджета в первом чтении, цифры продолжают уточняться. Как по доходам, так и по расходам. И ко второму чтению, возможно, некоторые параметры могут существенно измениться.

 

- А за счет чего планируется наращивать профицит - за счет роста доходов или урезания расходов?

 

- В первую очередь - за счет роста собственных доходов. При этом в случае выполнения условий соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов область имеет возможность еще продлить срок их возврата (в целом до 12 лет), что позволит снизить нагрузку на областной бюджет.

 

С 2019 года вступают в силу изменения законодательства, которые повлияют на доходы и расходы областного бюджета. Прежде всего они касаются изменений в части налога на имущество организаций. Из налогооблагаемой базы исключили движимое имущество. Это сократит наши доходы на 760 млн. рублей. Кроме того, доходы от штрафов за нарушения ПДД также пойдут в областной бюджет, но тратить их можно будет только на дорожную деятельность. А это - сумма в 640 млн. рублей.

 

В таких условиях, хочешь или не хочешь, придется сокращать и расходы, чтобы сохранить необходимый профицит.

 

Ещё есть время исправить

 

- А что вы можете сказать о текущей ситуации?

 

- Плановые назначения в основном выполнены в полном объеме. У нас сложилась хорошая динамика по росту доходов. По сравнению с 2017 годом они выросли на 4 млрд. рублей. При этом шло увеличение и собственных доходов. Прежде всего - за счет налоговых поступлений. Они составили 57% от общего объема доходной части.

 

Есть тенденция к увеличению неналоговых поступлений. Положительный тренд сложился за счет более эффективного использования госимущества и леса.

 

В полном объеме свои обязательства выполнил федеральный бюджет. За девять месяцев оттуда в область поступило 15 млрд. рублей в виде межбюджетных трансфертов. В структуре доходов поступления из федерального центра составили 40%.

 

Таким образом, мы уже на 60% обеспечиваем себя сами. А самое главное - такая динамика, с выходом на полную самодостаточность, будет продолжаться.

 

- А как было раньше?

 

- До этого, еще лет пять назад, пропорции в этом соотношении были 40 на 60, где первая цифра - это собственные доходы. Как я сказал ранее, сегодня ситуация изменилась к лучшему.

 

При этом у нас есть еще резервы в повышении финансовой самостоятельности. Одним из них выступает снижение недоимки по налогам и сборам. По данным государственной налоговой инспекции, по итогам 9 месяцев реальная к взысканию недоимка составила 620 млн. рублей. Она стала меньше, чем была в прошлом году. Но тем не менее она есть, и это - определенный резерв.

 

Хочу только уточнить. Здесь я говорю о РЕАЛЬНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ недоимке. Общий же ее объем у нас значительно больше. Он достигает 2,8 млрд. рублей.

 

- Судя по вашему заключению, у нас есть проблемы с расходованием бюджетных средств?

 

- По итогам девяти месяцев расходы бюджета составили 72% от запланированных. Уже по этой цифре можно судить, что идет равномерное исполнение бюджета. В среднем по 24% на квартал. То есть в целом картина удовлетворительная.

 

Средства расходуются в рамках 25 государственных программ. По четырём из них существуют реальные риски неисполнения запланированных на текущий год мероприятий. И самой критичной из них я бы назвал программу переселения граждан из аварийного жилья.

 

Строительство или приобретение жилья для переселенцев идет в 16 муниципальных образованиях. В четырех из них складывается напряженная обстановка с реализацией этой программы.

 

На 1 октября полностью переселение завершено только в Кикнурском и Юрьянском районах. Не расселено ни одного жилого помещения в Верхошижемском, Лальском, Лузском городских поселениях, в Подосиновском, Уржумском и Шабалинском районах.

 

Объем средств, предусмотренных на реализацию всех мероприятий этой программы, составляет более миллиарда рублей. Если они не будут освоены, то есть риск предъявления Кировской области штрафных санкций со стороны Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде возврата полученных средств.

 

Второй год не ведутся работы по завершению строительства Куменского водовода. А ведь в него вложено уже 3,8 млрд. рублей. Деньги же на консервацию объекта в этом году пока не освоены.

 

Также откладывается запуск промпарка «Слободино». Там до сих пор не завершено сооружение стоков отвода очищенных вод. На них нужно было потратить 14 млн. рублей из областного бюджета. Я напомню, что в создание этой площадки вообще было вложено много денег. В основном федеральных. Но мы еще на стадии подготовки проекта, в 2015 году, говорили, что он сделан некачественно, что не хватает там этих инженерных сооружений. К сожалению, к нам не прислушались. И, выходит, зря.

 

Неэффективно использовались средства, выделенные на развитие моногородов. Это показала проведённая совместно со Счетной палатой России проверка. И сегодня мы имеем тот факт, что нам из областного бюджета придется возвращать федеральному Фонду развития моногородов 143 млн. рублей.

 

- Подождите. Но ведь раньше звучала гораздо меньшая сумма. Если мне память не изменяет, то речь шла о 88 миллионах?

 

- 88 миллионов - это только за промплощадку в Лузе. Сегодня к этому прибавился возврат денег за объекты в Белой Холунице.

 

- Что-то еще?

 

- Конечно. Из года в год у нас идет недоосвоение средств, выделяемых на программу приобретения (строительства) жилья для детей-сирот. Уже не первый раз в конце года нам приходится перераспределять остающиеся деньги по другим статьям. Только в этом октябре такая правка прошла в отношении 65 млн. рублей.

 

Наказывать чиновников должно правительство

 

- То, что вы говорите, вызывает массу вопросов к чиновникам, которые отвечают за реализацию названных вами программ. Понесут ли они ответственность за свое бездействие и некомпетентность?

 

- Во-первых, для того, чтобы начинать разговор об ответственности того или иного должностного лица, нужно понимать, что программа не выполнена. Пока еще есть время, чтобы что-то исправить. Поэтому сегодня мы говорим только о рисках неисполнения.

 

Во-вторых, наказание будет определять правительство, а не КСП. Потому что наказана в случае нарушения соглашений с федеральным бюджетом будет область - нужно будет вернуть уже потраченные деньги, как мы видим это на примере Лузы и Белой Холуницы.

 

В-третьих, по некоторым госпрограммам, в частности по моногородам, привлечь к ответственности просто некого. Из тех, кто три или четыре года назад согласовывал планы, готовил проектно-сметную документацию и прочее, никого уже не осталось.

 

В заключение хочу сказать, что КСП провела только оценку исполнения бюджета текущего года. Без выводов. Мы зафиксировали риски, сформировали наши предложения правительству, чтобы их минимизировать.

 

Беседовал Сергей СМОЛИН.

Фото автора

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Какие меры помогут снизить потребление алкоголя гражданами?

Читайте также