Правительство Кировской области хочет превратить муниципальные районы в городские округа

РАЙОНЫ

17 сентября 2018 1420 0
На печать

 

Выборы разного уровня проходят каждый год (в прошлом году их было 350, нынче - 12), а явка всё ниже и ниже. «А вообще, зачем нам столько депутатов?» - подумали чиновники в Санчур­ском районе, на окраине области, и согласились на эксперимент по его преобразованию в городской округ.

 

Первопроходцы на окраине

 

Идею подало правительство области. Пример взяли у соседей, решили испытать на земляках: по утверждению чиновников, им заинтересовались не только в Санчурском, но и также в Лебяжском, Унин­ском, Орловском и Богород­ском районах.

 

- Плюс очевиден: консолидация всех ресурсов, - утверждает Татьяна Телицина, председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» и глава Белохолуницкого района. - Если раньше в Губахинском районе Пермского края было 115 депутатов, то сейчас их осталось только 23. А те деньги, которые освобождаются в результате создания городского округа, направляются на благоустройство, капитальный ремонт коммунальной и социальной инфраструктуры.

 

- Я думаю, что у нас и кадровые проблемы начнут решаться, и финансовые (высвободятся деньги), и участвовать в ряде программ софинансирования округ сможет лучше, чем маленькие поселения, - считает глава Санчурского городского поселения Александр Скорняков. - Будет не несколько представительных органов власти, а один на весь округ. Сегодня трудно вы­брать думу из 7 - 10 депутатов на местах: в основном пенсионеры остались. Уже не восемь отчётов надо будет делать, а один. Сель­ские администрации останутся как структурные подразделения городской (районной) с прежними функциями. Население не должно ощутить никаких перемен - вот главная задача.

 

По словам Александра Анатольевича, сейчас санчурская администрация ведёт мониторинг мнений населения, все вопросы прорабатывает и передаёт в областное правительство. Там утверждают, что все льготы и преференции для селян постараются сохранить, документы и прописку менять никому не потребуется.

 

- Например, будет житель Санчурского городского округа из деревни Корляки, - говорит Скорняков. - Кто станет регистрироваться вновь, у тех уже будет записан округ в паспортах.

Глава городского поселения утверждает, что жители посёлка задают много вопросов, но не протестуют. 19 сентября в Санчурске состоятся общественные слушания по вопросу преобразования района в «город».

 

- Тенденция в маленьких районах такова, что каждый год количество их населения уменьшается в среднем человек на 300, - говорит глава Санчурского района Александр Попов. - В рамках этой статистики мы начинали искать альтернативные варианты развития. Основная наша задача - не навредить и сохранить то, что есть. Мы собрали глав сель­ских поселений, я поглядел каждому из них в глаза, все они сказали, что им это подходит. Цель сейчас - создать бюджет городского округа на 2020 год. По большому счету мы эту работу уже ведем, начав процесс централизации: мы взяли на себя все библиотеки, все Дома культуры, всю градостроительную деятельность. Что такое для нашего маленького района восемь глав, восемь представительных органов, восемь генеральных планов, на которые нужно заложить деньги в восемь маленьких бюджетов? Мы понимаем, что пока мы не можем решать эти вопросы оперативно, и это является для нас камнем преткновения.

 

По предварительным подсчетам чиновников, экономия консолидированного бюджета, составит около 2 млн. рублей при общей его сумме в 180 млн. Через два года преобразование должно быть завершено.

 

И зачем оно нам?

 

Однако не везде новая затея областного правительства находит понимание. Председатель Унин­ской районной думы Александр Пантелеев сообщил, что у них решение не принято, вопрос о преобразовании в городской округ находится в стадии обсуждений и разъяснений. Районная администрация проводит сходы в поселениях.

 

- Ждём, когда закончатся согласования в министерствами финансов, сельского хозяйства, дорожным, транспорта, - говорит Александр Николаевич. - Правительство области рассылает разъяснения по узким местам, где какие появляются вопросы. Какие шаги, какие риски возникают. Как я понял, сначала «наверху» должны быть сделаны выводы: что сохранится, какие будут минусы и плюсы. Не решены все юридические вопросы и тонкости, к чему это приведёт. Например, на содержание автомобильных дорог снижается норма субсидий, если не изменить что-то. Будет ли действовать программа по развитию сельских территорий. Вопросов у населения много, большинство депутатов считают предложение преждевременным.

 

Говорят, якобы будет какое-то сокращение затрат бюджета. Ну не знаю, даже если все льготы сохранятся, то, по прикидкам, максимум экономии - два миллиона рублей вроде бы. Но кто и как это считал? По моему мнению, никакого смысла нет.

 

Не принято никакого решения и в Орловском районе. Как рассказал «ВК» депутат районной думы Леонид Сорокожердьев, ныне инициатором выступила городская дума (которая протестовала против этого же преобразования два года назад, будучи в прежнем созыве), однако вопрос пока не обсуждался.

 

- Я думаю, что районная дума не поддержит, хотя Орловская сельская дума против не выступит, там сплошь единороссы, - поделился он мнением. - Мы против создания округа, потому что район ликвидируется, селяне станут горожанами, возможно, учителя и врачи не будут получать прежние льготы. Нам говорят, что намерения благие, но мы не привыкли очень-то доверять.

 

Глава Оричевского района сообщил СМИ, что у него четыре городских поселения численностью от 2,5 до 8,5 тысячи человек - слишком большие, чтобы объединяться. А в Нолинском районе, по словам главы, уже укрупнили 20 сельских поселений до 10-ти, этого достаточно. В эксперименте нет стремления участвовать.

 

Укрупнение с целью...

 

В областном Законодательном Собрании идея областного правительства также не нашла понимания. Единороссов можно не спрашивать: затею воплощают их руководители.

- Мы против, потому что это, по сути дела, ликвидация структурной единицы под названием район. Если делается город­ской округ, то его проще присоединить к другому такому же, - уверен руководитель фракции КПРФ Сергей Мамаев. - Сейчас власти думают, как меньше тратить денег на содержание территорий, где остаётся всё меньше населения и производства. Вслед за ликвидацией районов в перспективе светит и ликвидация области, которую «укрупнят» тем же путём.

 

- Пока сложно сформулировать однозначную позицию, потому что есть много «но», в том числе и по экономической целесообразности, - говорит Федор Сураев, руководитель фракции «Справедливая Россия». - Для власти объединение - несомненный плюс: договориться с одним куда проще, чем с десятью. Для людей - минус, потому что они лишаются власти «шаговой доступности».

 

Если мы обратимся к опыту Губахи, который нам приводит правительство в пример, то по нему есть экспертный доклад. В нём говорится, что, во-первых, увеличение консолидированного бюджета происходит только в краткосрочной перспективе, в дальнейшем преимуществ по наращиванию доходов перед районом нет. Во-вторых, расходы на аппарат не снижаются, а, напротив, демонстрируют стабильный рост, хотя число служащих несколько уменьшается. В-третьих, депутаты и так не получают деньги за свою деятельность, а вот представленность территорий в думах снижается.

 

В общефедеральном разрезе такой проект, с одной стороны, - уничтожение местного самоуправления и уход власти с больших территорий. С другой - мы все видим и понимаем, что местное самоуправление в настоящем виде бессмысленно: огромное количество полномочий, не обеспеченных финансово. Но власть, вместо того чтобы развивать сильное самоуправление, возвращать прямые выборы, оставлять ресурсы на тех территориях, где они собираются, пытается только сократить и оптимизировать.

 

- Я не увидел большого количества плюсов от этой затеи. Если бы бюджет стал больше, тогда вопросов нет. А так мы на прежнее количество поселений будем делить столько же денежных средств, - считает заместитель председателя ОЗС, руководитель фракции ЛДПР Владимир Костин. - Мы всегда будем иметь риски, что районные власти в силу каких-то причин, вплоть до личных интересов, будут перекашивать расходы бюджета в пользу того или иного муниципалитета, - появятся любимчики и аутсайдеры. Даже если проводить реформу, предполагается, что какой-то специалист администрации городского округа будет присутствовать на территории. И это правильно, однако штат мы не сокращаем.

 

А вот с тем, что не нужны сельские думы, когда населённый пункт - 300 человек и из них надо выбрать десять, я согласен. Муниципальные думы абсолютно ничего не решают, полномочий у депутатов нет, и каждый раз все сталкиваются с проблемой их избрания. Я считаю, в первую очередь надо менять закон о местном самоуправлении, обязательно преду­смотреть в нём финансирование полномочий местной власти. Тогда все почувствуют смысл преобразований.

 

Одно радует: пока решение о преобразовании (а по сути, о переименовании) районов в городские округа - дело районов. Посмотрим на примере Санчурского района, во что это выльется. Лишь бы его 8 тысяч жителей не пожалели.

 

Игорь НЕЛЮБИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий